Одной из главных задач современного государства является поддержание стабильности и порядка, необходимые для повышения уровня жизни общества. Реализации этой задачи способствует политическая система, под которой понимается целостная и динамическая совокупность политических институтов, дополняющих друг друга политических ролей и отношений, норм и правил политического и государственного управления, политического сознания и исторических традиций. Для своего стабильного функционирования политическая система должна ориентировать людей действовать по ее правилам, убедив или принудив выполнять ее предначертания.
В основе формирования современной политической системы России, рассматриваемой как совокупность политических институтов, нормативно-регулятивной сферы и информационно-коммуникативных практик, лежат потребности общества, реализуемые властными институтами.
В институциональной сфере создается конфигурация политических институтов, исходя из представлений политической элиты о наиболее эффективном государственном управлении[1]. Учитывая историческую предрасположенность российского народа к персонификации власти, сформирована управленческая вертикаль, замыкающаяся на президента как главу государства, избираемого народом и несущего полную ответственность перед обществом. В стране нет другого политического института, который мог бы соперничать по значимости с институтом президента. По мере высвобождения общества, связанного с осознанием гражданами необходимости влиять на политическую сферу, создаются выборные механизмы на различных уровнях властной вертикали, предполагающие передачу части ответственности на региональный или местный уровень. Устоявшаяся партийная система из четырех парламентских и некоторых непарламентских партий в целом отражает интересы большинства граждан и имеет тенденцию к консолидации на базе общих государственных ценностей. Включение в политическую систему ОНФ является попыткой дистанцироваться от партийных ошибок и повысить контроль со стороны общественности за состоянием дел в регионах. Формирование гражданского общества приобрело направленный прогосударственный характер, что нашло в целом поддержку со стороны большинства общества. Прозападно ориентированная часть общества находится на периферии политического поля, но не по причине запрета, а из-за непопулярности оппозиционных лидеров и возглавляемых ими политических объединений.
Нормативно-регулятивная сфера трансформируется наряду с изменениями представлений властной политической элиты об устройстве общества, соизмеряемая с ожиданиями большинства. Формируются новые политические правила игры, под которые подводится правовая база, характеризующаяся ограничениями политической активности гражданского общества и оппозиции, что в целом поддерживается российскими гражданами. Порядок функционирования и взаимодействия органов государственной власти институционализируется, находя документальное выражение в законодательных и иных нормативных правовых актах, издаваемых этими органами.
В информационно-коммуникативной сфере государство проводит активную целенаправленную политику по развитию таких ценностей, которые исторически являлись характерными для России: патриотизм, справедливость в ее исторической интерпретации, великодержавие. Контролируя СМИ, формирующие широкое общественное мнение, государство допускает в информационную сферу иные медиа, отражающие интересы различных групп населения, не разделяющих мнения большинства. Как пишут некоторые публицисты, «полная свобода слова в Интернете, достаточная свобода слова на радио, определенная свобода слова бумажных СМИ»[2].
При достаточно широкой поддержке граждан происходит изменение социо-культурной парадигмы российского общества. Так, в утвержденной 31 декабря 2015 года Стратегии национальной безопасности Российской Федерации констатируется: «Возрождаются традиционные российские духовно-нравственные ценности. У подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории России. Происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм»[3].
Таким образом, происходит трансформация политической системы России при доминирующем влиянии консервативных тенденций, разделяемых значительной частью населения и реализуемых как во внешне-, так и внутриполитической практике.
Обращение к консервативным ценностям в политическом процессе легко объяснимо. Неудачи социально-экономического развития страны в 1990-е гг., ориентированного на либерально-демократические ценности и идеалы, сформировали у большинства россиян отрицательный образ демократии и либерализма в их западном воплощении. Собственный негативный опыт восприятия либеральных ценностей был дополнен социальными преобразованиями в западных странах, которые не поддерживаются в России большинством населения. Это легализация однополых браков, возможность усыновлять детей однополыми родителями, взрослая и детская эвтаназия и т. д. В ряде европейских государств с этими радикальными свободами не согласны многие в обществе, что отталкивает россиян от западных свобод в лоно традиционной политики. Кроме того, агрессивная политика США по продвижению западных ценностей в страны арабского мира, постсоветского пространства, в латиноамериканские государства, в том числе посредством военных вторжений и осуществления «цветных революций», минимизировало в российском обществе сторонников, придерживающихся либеральной модели развития страны.
Поэтому поиск своего пути развития, органично сочетающегося с социально-культурной спецификой России, стал приоритетным в 2000-е гг. Не отказываясь полностью от западных либеральных идей, обществу был предложен адаптированный к российским условиям ценностный вариант политического устройства и общественного развития, который в значительной степени соответствует концепции «охранительного» либерализма Б.Н. Чичерина.
Сущность концепции, разработанной российским мыслителем во второй половине XIX века, заключается в сочетании либеральных мер и сильной власти. Либеральные меры обеспечивают права граждан, охраняют свободу мысли и свободу совести, а сильная власть охраняет порядок, строго надзирает за исполнением законов, внушает гражданам уверенность в твердости государства и разумной силе, которая сумеет отстоять общественные интересы[4].
Консервативное наполнение политической практики предполагает адаптацию к жизни, извлечение уроков из истории, понимание условий, в которых действует власть, не предъявление безрассудных требований, а конструктивное сотрудничество. Как показал опыт последних десятилетий, западные либеральные институты не смогли прижиться в России, в связи с чем консервативный тренд был очевиден, в том числе благодаря сопутствующим факторам.
2013 год ознаменовался празднованием 400-летия дома Романовых, которое было насыщено различными познавательными мероприятиями просветительского характера, транслируемыми по всем государственным каналам. Взгляд на события, начиная со Смутного времени и до современности, значительно отличается от официально признанной исторической версии, распространяемой прежде. Акцент в правлении каждого из Романовых сделан на успехах и достижениях, которым противостояли деструктивные элементы, ранее именуемые народными героями и революционерами. Красноречиво об изменении официального исторического дискурса свидетельствует точка зрения В.В. Путина: «Слишком часто в национальной истории вместо оппозиции власти мы сталкиваемся с оппозицией самой России. И знаем, чем это заканчивалось: сносом государства как такового»[5]. Таким образом, обществу были предъявлены «духовные скрепы», о дефиците которых президент говорил в декабре 2012 г. Обращение к эпохе Романовых — это попытка легитимизации режима через обоснование преемственности, связанной с патриотизмом, любовью к своей истории и правителям, которые сохраняют страну и ее суверенитет.
В данный контекст вписывается работа над единым учебником истории, инициатива в создании которого принадлежит Президенту России. По его мнению, учебники должны быть свободны от двойных толкований и выверены стилистически, что будет способствовать взаимосвязи всех этапов российской истории, уважения ко всем страницам нашего прошлого[6].
В 2000-е гг. государство наладило взаимоуважительный диалог и конструктивное сотрудничество с Русской православной церковью, что повысило ее влияние на все процессы, происходящие в стране. Гармоничное сочетание интересов, распределение ответственности между РПЦ и государством стало служить приоритетом в их отношениях. Церковь сохраняет лояльность государству, акцентируя внимание на воспитании нравственности и формировании в обществе моральных ценностей, присущих православию. О востребованности такой политики свидетельствуют огромные очереди к церковным святыням и высокий уровень доверия людей к РПЦ.
Одна из приоритетных тенденций современной власти – это возвеличивание патриотизма в его традиционалистском варианте. Так президент видит в патриотизме «консолидирующую базу нашей политики. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, …а прежде всего, служить обществу и стране»[7]. Следовательно, служение Отечеству объявляется приоритетным по сравнению с индивидуальными интересами человека. 3 февраля 2016 г. на встрече с активом Клуба лидеров – неформального объединения средних и мелких предпринимателей, представляющих различные отрасли российской экономики, Президент России подтвердил: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма»[8].
Объединение людей вокруг признаваемой обществом значимой идеи является важной задачей любой власти. Однако мобилизация людей вокруг патриотических ценностей может привести к преследованию непатриотично настроенных людей, преобладанию политической целесообразности перед правовым характером государства, запретам, ограничениям прав и свобод под благовидными предлогами.
Такой подход к пониманию патриотизма входит в противоречие с другим, основанным не на возвеличивании или оправдании исторического прошлого, а на поиске путей эффективного развития современного государства. В данном контексте представляется актуальным высказывание П.Я. Чаадаева: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы, прежде всего, обязаны родине истиной. …Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который приспособляется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями и которым, к сожалению, страдают теперь у нас многие дельные умы»[9].
В данном контексте представляется необходимым минимизировать возможные издержки возвеличивания «правильного патриотизма» и агрессию по отношению к инакомыслящим. Поиск «пятой колонны», «национал-предателей» может стать стимулом для рьяных чиновников доказать свое верноподданничество, например, через поиски «врагов народа», которыми станут, скорее всего, критики современной власти. Степень патриотизма в таком случае будет определяться не с точки зрения пользы для родины, а массовым общественным мнением, зачастую подменяемым мнением политического руководства разного уровня. Более того, вольно трактуемая чиновниками польза для родины зачастую ограничивает права и свободы человека.
Наряду с патриотизмом достаточно эффективно эксплуатируется историческое стремление российского народа к великодержавию. Гордость за державу, за ее успехи, за то, что ее боятся недруги, которые окружают Россию – таков лейтмотив тех, кто поддерживает политику команды В.В. Путина. Российский историк Наталья Нарочницкая пишет: «Для России быть великой державой… это единственное условие нашего самостояния в мировой истории»[10].
Таким образом, наполнение социально-политической жизни новым ценностным содержанием было инициировано российской властью, которая предложила обществу консервативные ценности в качестве замещения социальной неудовлетворенности, характеризуемой понятием относительной депривации. Относительная депривация определяется как восприятие субъектом расхождения между его ценностными экспектациями (желаниями, надеждами) и ценностными возможностями[11].
Причина поддержки значительной частью населения президентской политики заключается в потребности человека к позитивному восприятию жизни, которое по субъективным обстоятельствам невозможно ценой собственных усилий, но вполне реально - через гордость за страну. У человека, осознающего, что его низкий уровень жизни и его возможности, над повышением которых он не собирается работать, потому что не научился, не изменятся, появляется потребность в компенсации его неудач позитивными эмоциями, которые он привык разделять с чем-то сильным и могучим, имеющим к нему некое отношение. То есть со своей страной. Именно эта часть общества поддерживает президентскую великодержавную политику в ее радикальном варианте.
Стабильность политической системы во многом определяется поддержкой властных институтов со стороны общества. Когда речь идет о способах функционирования политической системы, используют термин «политический режим», характеризующий взаимосвязь государственной власти и общества. Он определяет совокупность средств и методов, используемых государством при отправлении власти, отражает степень политической свободы в обществе и правовое положение личности.
Характеризуя политический режим в современной России, следует отметить, что методы и способы реализации власти в большинстве своем не вызывают негативной реакции со стороны широких слоев общества и в целом отвечают интересам большинства социально-политических институтов. Можно констатировать становление в России консолидированного режима, под которым английский политолог Ричард Роуз понимает «такой режим, который имеет достаточно сильные институты, чтобы возникающие запросы на изменения разрешались в рамках существующей системы то ли в результате действий, которые сохраняют режим в неизменном виде (например, смена руководства государства на выборах), то ли в результате соглашения, достигнутого внутри военной хунты или центрального комитета в однопартийном государстве»[12].
Центром консолидации является Владимир Путин. Падение рубля и цен на нефть, инфляция, война в Сирии, теракт на борту российского пассажирского самолета и уничтожение боевого самолета у турецкой границы, протесты дальнобойщиков — не изменили отношение граждан к Президенту России.
С В.В. Путиным связаны внешнеполитические успехи страны. Население с пониманием восприняло его убеждение в том, что если мы не будем воевать далеко от наших границ, в Сирии, то велика вероятность, что придется воевать у себя на Кавказе. Поэтому участие России в сирийской военной операции способствовало росту доверия населения к национальному лидеру.
Ненасильственная поддержка обществом власти является демократической тенденцией. Следует отметить, что за последние годы значительно возросло число людей, считающих, что мы живем в демократической стране. По данным Левада-центра 62% россиян полагают, что демократия в России существует в полной мере или отчасти. Причем 46% признают, что демократия в нашей стране должна быть «совершенно особая, соответствующая национальным традициям и специфике России». И лишь 16% считают, что демократия у нас должна быть такой же, как на Западе[13].
Таким образом, сформировавшаяся в стране политическая система воспринимается большинством россиян как демократическая и соответствующая их интересам. Но это не институциональная демократия, а персонифицированная, а потому нестабильная, так как зависит от одного показателя – доверия к лидеру, которое может колебаться в зависимости от социально-экономической ситуации и многих субъективных причин.
По мнению российского публициста Леонида Радзиховского, в России сформировалось общество, которое живёт в придуманном виртуальном мире. Проводя параллели с романом Дж. Оруэлла «1984», он пишет: «мы живём в обществе стопроцентно управляемом…», в котором присутствуют «пятиминутки ненависти, речекряки, голдстейн, образ врага, и так далее. И вместе с тем, полная открытость, полная возможность всё это критиковать, всё это разоблачать, что ни в какой степени не только не мешает устойчивости системы, но делает систему значительно более устойчивой»[14].
Вероятно, весь этот симбиоз несочетаемых эклектичных факторов и характеризует в значительной степени современную политическую систему России.
Что является слабым звеном в созданной политической системе?
Последствиями вертикализации власти является персональная ответственность глав администраций за результаты выборов, что служит важным фактором нарушений на избирательных участках. Это вызывает недоверие общества к избираемым представительным органам власти, приводит к разочарованию в демократических институтах.
Тем не менее, понимание необходимости координировать свои действия с широкой общественностью в органах государственной власти все же постепенно возникает. В данном контексте следует отметить, что впервые в документе стратегического планирования отмечена необходимость «взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам…»[15]. А в ходе заседания Совета по противодействию коррупции 27 января 2016 г. руководитель администрации Президента С.Б. Иванов заявил: «Эффективная борьба с коррупцией невозможна без гражданского общества, невозможна априори. Поэтому задача органов власти всех уровней не просто прислушиваться к информации небезразличных граждан, но и активно привлекать к антикоррупционным действиям патриотично и конструктивно настроенных активистов»[16]. То есть деление гражданского общества на «своих» и «чужих» сохраняется, поэтому следует отметить, что государственные органы по-прежнему с недоверием относятся к институтам гражданского общества, неподконтрольных властным структурам.
По данным ФОМ у 49% россиян материальное положение в 2015 г. ухудшилось[17]. По данным ВЦИОМ число материально неблагополучных граждан в стране возросло до 60%, что почти в 4 раза выше показателя ноября 2014 г.[18] По данным Левада-центра эта цифра составляет 58% - это люди, которые тратят все свои средства на питание и одежду[19].
В рамках Гайдаровского форума 14 января 2016 года состоялась экспертная дискуссия «Россия в кризисе: политические риски 2016 года», в ходе которой участники дискуссии пришли к выводу, что декларируемый уровень протестных настроений в стране невысок, но этот показатель не отражает реальной ситуации. Прежде всего, протестные настроения усиливаются в ранее благополучных субъектах (регионах - донорах). В условиях ухудшения социально-экономической ситуации, население этих субъектов острее других переживает ухудшение своего положения. Протестные настроения превратятся в значимый фактор дестабилизации в том случае, если локальные протестные инициативы синхронизируются с общим протестом, обусловленным негативными экономическими тенденциями в стране[20].
В данном контексте первоочередной задачей в России является не просто создание отдельных центров информационных технологий, не в полной мере себя реализовавших (Сколково), а в целом формирование благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, ориентированной на инновации. А для этого необходимо решить первоочередные задачи, актуальные на протяжении последних полутора десятилетий: гарантия права собственности, снижение налоговой нагрузки на бизнес, минимизация бюрократического давления на предпринимателей, независимая судебная система, практико-ориентированная система образования. Наука должна быть связана с практикой и с образованием, образование, должно быть связано с практикой и с наукой, а бизнес, должен быть связан с наукой и с образованием[22].
Потребность в стабильности выходит на первый план и в социологических опросах. Так, Левада-центр отмечает изменение приоритетов в государственной политике граждан России: в 1999 г. это были борьба с преступностью – 56% и укрепление порядка в стране – 52%; в декабре 2015 г. на первое место вышли стабилизация политической и экономической ситуации в стране (53%), социальные гарантии (51%), своевременная выплата зарплаты и пенсий (51%)[23].
Как показывает политическая практика, демократическая система более стабильна, так как ее политические институты не только перераспределяют выгоду от политики в пользу большинства граждан, но и играют решающую роль в будущем распределении политической власти. Демократии более чувствительны к проблемам людей и заботятся об интересах общества больше, чем недемократии, так как решения в демократической системе принимаются под влиянием мнений и потребностей большинства.
Согласно подходу американских экономистов Д. Асемоглу и Дж.А. Робинсона, закрытое общество обходится дороже, чем открытое. С их точки зрения, наиболее стабильной политическая ситуация становится в случае изменения в структуре активов общества, соотнесенных с затратами и выгодами для элиты. То есть, если репрессии будут обходиться государству очень дорого, то элита откажется от них в пользу более дешевых и стабильных методов управления[24], каковыми являются демократические методы. Поэтому демократизация становится возможной лишь перед угрозой революции и массовыми выступлениями граждан. Д. Асемоглу и Дж.А. Робинсон полагают, что демократии не даруются обществу элитой потому, что «изменились ее ценности. Ее требуют лишенные права голоса как способ получить политическую власть и тем самым гарантировать большую долю экономических благ в рамках системы»[25].
По мнению А.И. Соловьева, «нынешняя стадия развития государства базируется на приоритетах самосохранения политического режима и второстепенном характере целей развития общества»[26], что может привести к разрушению достаточно хрупкого доверия, сформировавшегося между государством и гражданами. Косвенно о таком развитии событий свидетельствует увеличивающаяся разница в доходах между богатыми и бедными в пользу первых. В данном контексте можно предположить, что в российском варианте приоритет демократии будет отдан тогда, когда общество перестанет надеяться только на своего национального лидера, а отдаст предпочтение созданию таких политических институтов, которые будут формироваться населением в ходе честных выборов, а впоследствии – находиться под постоянным контролем общественности. Для этого массовое сознание россиян должно обрести чувство гражданского достоинства и политической ответственности, а в рамках политической системы создана атмосфера доверия к сформированным под влиянием народа институтам власти, а не к отдельным политикам.
Следует отметить, что в российской политической элите есть понимание необходимости приоритета общественных благ, создания благоприятных условий для развития человека. Об этом свидетельствуют различные нормативно-правовые документы. Так, повышению стабильности политической системы может способствовать реализация основных показателей состояния национальной безопасности, изложенных в вышеупомянутой Стратегии, среди которых можно выделить удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств, ожидаемая продолжительность жизни, ВВП на душу населения, децильный коэффициент, уровень инфляции, уровень безработицы, доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий, образования и на культуру, доля территории Российской Федерации, не соответствующая экологическим нормативам.
Таким образом, консервативное наполнение социального и политического пространства в современной России, связанное с обращением к историческим ценностям и привычным политическим институтам, обеспечивает стабильность в краткосрочной перспективе. Для реализации стратегических задач необходимо формировать политическую систему с открытой социальной средой, эффективно функционирующими политическими институтами, развитым гражданским обществом и модернизаторски ориентированной политической элитой.
[1] См.: Баранов Н.А. Институционализация в России: особенности национальной модели // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2007. Т.3. № 4. С.69-87.
[2] Радзиховский Л. Путин опроверг Оруэлла. URL: http://aru.tv/syuzhet/putin-oproverg-oruella-leonid-radzihovskiy (дата обращения: 20.01.2016).
[3] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Официальный сайт Президента России. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/l8iXkR8XLAtxeilX7JK3XXy6Y0AsHD5v.pdf (дата обращения: 20.01.2016).
[4] Чичерин Б.Н. Различные виды либерализма // Опыт русского либерализма. Антология. М.: Канон, 1997. С.49-50.
[5] Президент России выступил на Валдайском форуме // Российская газета. 2013. 26 сент. URL: http://www.rg.ru/2013/09/26/valdai.html (дата обращения: 13.02.2016).
[6] Президент: Учебники истории должны иметь единую концепцию // Российская газета. 2013. 25 апреля. URL: http://www.rg.ru/2013/04/25/uchebnik-anons.html (дата обращения: 13.02.2016).
[7] Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. 12.12.2012. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/17118 (дата обращения: 13.02.2016).
[8] Встреча с активом клуба лидеров, 03.02.2016 г. Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51263 (дата обращения: 13.02.2016).
[9] Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего // Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М.: Правда, 1991. С.152.
[10] Нарочницкая Н. Россия в новых геополитических реальностях // «…И время собирать камни…» Евразийская интеграция сегодня. 20 лет после распада СССР. М.: Книжный мир, 2012. С.14.
[11] Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. СПб.: Питер, 2005. С.61.
[12] Роуз Р. Демократические и недемократические государства // Демократизация: учеб. пособие / сост. и науч. ред. К.В. Харпфер, П. Бернхаген, Р.Ф. Инглхарт, К. Вельцель. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. С.62.
[13] Российская демократия. Пресс-выпуск. URL: http://www.levada.ru/2016/01/14/rossijskaya-demokratiya/ (дата обращения: 20.01.2016).
[14] Радзиховский Л. Указ. соч.
[15] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Официальный сайт Президента России. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/l8iXkR8XLAtxeilX7JK3XXy6Y0AsHD5v.pdf (дата обращения: 20.01.2016).
[16] Заседание Совета по противодействию коррупции. Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51207 (дата обращения: 27.01.2016).
[17] Итоги года: изменения в материальном положении и на работе, 31.12.2015 г. URL: http://fom.ru/posts/12462 (дата обращения: 27.01.2016).
[18] Чернозуб О. Общество и кризис: политические риски 2016 г. URL: http://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2016/2016-01-14-krizis.pdf (дата обращения: 27.01.2016).
[19] Потребительский статус, 13.01.2016 г. URL: http://www.levada.ru/2016/01/13/potrebitelskij-status/ (дата обращения: 27.01.2016).
[20] VII Гайдаровский форум 2016. Экспертная дискуссия «Россия в кризисе: политические риски 2016 года». URL: http://wciom.ru/nauka_i_obrazovanie/conferences/vii_gaidarovskii_forum_2016/ (дата обращения: 27.01.2016).
[21] Первая информационная революция привела к автоматизации производства, вторая – характеризуется сочетанием технологий, размывающих границы между физической, цифровой и биологической сферами.
[22] Вардуль Н. Россия перед четвертой революцией: экономисты предупредили об угрозе. // Московский комсомолец. 2016. 25 января. URL: http://www.mk.ru/economics/2016/01/25/rossiya-pered-chetvertoy-revolyuciey-ekonomisty-predupredili-ob-ugroze.html (дата обращения: 27.01.2016).
[23] Ожидания населения от государственной политики. URL: http://www.levada.ru/2016/01/18/ozhidaniya-naseleniya-ot-gosudarstvennoj-politiki/ (дата обращения: 20.01.2016).
[24] Асемоглу Д., Робинсон Дж.А. Экономические истоки диктатуры и демократии. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. С.118
[25] Там же. С.54.
[26] Соловьев А. Мир – дворцам, война – несогласным // Независимая газета. 2015. 17 ноября. URL: http://www.ng.ru/ng_politics/2015-11-17/14_peace.html (дата обращения: 01.02.2016).
Баранов Н.А. Влияние консервативных тенденций на формирование политической системы современной России // Обозреватель-Observer. 2016. №3. С.6-18.