Эксклюзив
Брестовицкая Надежда Михайловна
08 февраля 2016
4283

Война или мир?: глобальная проблема политики без«умной силы».

«Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. (Международный пакт «О гражданских и политических правах» Статья 20. 1) [1]

 

 «Третья мировая война: в командном пункте» - название, дающее предельно четкий ответ на главный вопрос, волнующий международную общественность, создателей сериала,  показ которого Британским телеканалом BBC-2, является примером нарушения п.1 статьи 20. Международного пакта «О гражданских и политических правах», запрещающей пропаганду войны, что может свидетельствовать о претензии массированной подготовки общественного сознания к фактическому изменению норм международного права, препятствующих процессу передела карты мира.

Глобализм замысла определяется названием картины, указывающим, что цель вымышленного сюжета – не локальный, а конфликт мирового масштаба. Выбор России в качестве главного противника НАТО, признание авторов, что за основу сюжета взяты события на востоке Украины, присутствие так называемых пророссийских повстанцев, захватывающих латвийский Даугавпилс, - все противоречит настойчивым уверениям ВВС, что эта картина не является частью антироссийской пропаганды.

 

«Империя зла»: подстрекательство к вражде и насилию

Демонстрация фильма указывает на нарушение п.2 статьи 20. Международного пакта «О гражданских и политических правах», который гласит:

2. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом[2].

Таким образом,  демонстрация фильма о возможности начала новой мировой войны с определением противников и участием «в штабной игре» высокопоставленных британских дипломатов, военных и политиков, свидетельствует о начале нового этапа внешнеполитической стратегии, известной под названием политики «умной силы», направленной на создание образа главного врага в неизбежной войне.

Возложение на Россию ответственности за опасность грядущей глобальной катастрофы является логическим продолжением антироссийской пропаганды, направленной на устойчивое вживление в массовое сознание клише «империя зла», апробированное на  опыте демонизация СССР, применительно к Российской Федерации.

В чем проблема?

Распад СССР и факт того, что первая статья  Конституции РФ устанавливает:  «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»,[3] - не только не сняли неприятия России воинственной североатланти́ческой элитой, но привели к обострению проблемы, послужив катализатором стремления продолжения разрушения страны.

«Мягкая» сила: проблема «перезагрузки» ценностной матрицы

Базовой проблемой составляющей политики «умной силы» - «мягкой силы» является проблема «перезагрузки» ценностной матрицы, определяющей мировоззрение человека. Поэтому не случайно, что одной из предшественниц концепции «мягкой силы» признается концепция «культурно-идеологической гегемонии»[4].

Название политики «умной силы», как известно, определяется способностью сочетания «жесткой» и «мягкой силы» для формирования выигрышной стратегии. Однако ставка на манипуляцию общественным сознанием свидетельствует, что главной целью этой стратегия является ограничение способности человеческого разума.

"Важнейшим из всех искусств для нас является кино".

Создание фильма «Третья мировая война: в командном пункте», в которой Россия представляется страной-агрессором, готовым развязать ядерную войну - лучшее подтверждение сохранения актуальности этого хрестоматийного выражения, принадлежащее основателю советского государства.

Однако понимание возможности ограничения эффективности кинематографа подтверждается началом цитаты из наследия В.И. Ленина, звучащим следующим образом:

"Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино…».

Очевидно, причиной активизации пропаганды является растущий авторитет России, которой сегодня принадлежит лидирующая роль в борьбе с  международным терроризмом, разрушающая образ оплота зла - привычной для массового сознания Старого и Нового Света.

Пропаганда войны: истоки традиции

У истоков европейской политической культуры начало традиции пропаганда войны засвидетельствовано созданием «важнейшего из искусств» для общества античного мира – древнегреческого эпоса. Классикой пропаганды,  рассчитанной на массовую аудиторию, являются колоссальные эпические полотна певца воинственной Эллады, в которых причудливо смешанные вымышленные и реальные события представляются с совершенно конкретной политической целью – обоснование справедливости власти права сильного.[5]

Отсутствие Гомера в списке признанных современными политтехнологами основоположников политики «умной силы», начало которой в европейской традиции определяются процессом смены концепций справедливости, власти и права, свидетельствует о недооценённости наследия мыслителя, красотами вычурного слога завуалировавшего глубинный смысл произведения.

Сериал ББС: проблема чеховского «ружья на стене»

 Появление  фильма с претенциозным названием «Третья мировая война…» напоминает знаменитое высказывание А. П. Чехова; «Если в первом акте пьесы на стене висит ружьё, то в последнем акте оно непременно должно выстрелить».[6]

 Пропаганда войны в версии сериала ВВС – это то, чеховское ружье, которое, согласно требованию жанра,  предполагает  закономерный исход. Открытым остается проблема наступления последнего акта, актуализация опасности которого обусловливается планетарным масштабом культивирования агрессии и современным уровнем вооружений.

 Однако обращение к истокам политической традиции, на наследную связь с которой ссылается североатлантическая элита, дает возможность рассмотрения создания фильма в контексте практики политики «умной силы», начало которой восходит ко II тыс. до н.э. – эпохе смены концепций справедливости и власти.[7]

Первый акт «умной силы»

У истоков европейской культуры автором, создавшим прецедент появления «ружья» среди декораций всемирного действа, определив начало художественного оформления первого акта развития цивилизации по военному сценарию,  используя поэтическое дарование для создания мифа, прославляющего деяний воинствующей аристократии, стал автор, творчество которого датируется VIII в. до н. э.

Возмущение современной общественности, уставшей от осязаемости ощущения опасности,  вызванное новым фильмом, направленным на пропаганду неизбежности глобальной катастрофы,[8] по причине очевидных различий талантов творцов, несопоставимо с реакцией массового сопротивления общества Древней Греции гомеровскому опыту создания Олимпа, наделенного полным комплектом человеческих пороков, возведенных в ранг бессмертных[9].

Масштаб и глубина возмущения древних, не желавших принимать олимпийцев, освящавших волей богов справедливость новой власти, засвидетельствованы появлением атеизма в условиях массового верующего сознания. Откровенно рукотворный характер боготворчества позволило  Демокриту  причислить богов к «хитрой выдумке» людей.

Проблема сохранения моральных устоев и целостности мировосприятия древних, утративших веру в богов, потребовала создание варианта божественного Олимпа в версии Гесиода, давшего соотечественникам Зевса – гаранта высшей справедливости.[10] Именно Громовержец в версии беотийца дал миру закон и наделил  смертных стыдом и совестью.

«Умная сила» Гомера и судьба Древнего Рима

Воинствующая политическая элита, воспитанная на текстах Гомера, в результате, как известно, привела к гибели Древнюю Грецию. Однако античная цивилизация, возникшая на стыке эпох и существовавшая в измерении двух альтернативных систем ценностей – мира и войны, не могла дать примеры достижения такого совершенства аморальности власти и общества, которыми столь щедро одарил историю человечества Древний Рим, воспитанный на тех же текстах, созданных для «общего пользования».

«Жизнь двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла[11], написавшего в 120 г. биографию первых 12 римских императоров,  объединенных  в одну книгу для «внутреннего пользования», - является письменным документом, позволяющим на конкретных примерах оценить результаты воспитания на бессмертных образах и деяниях олимпийцев.

 Обстрел Цхенвали: проблема фальсификация истории

Метод ограничения исторической перспективы, апробированный античным мыслителем при создании спекулятивной конструкции в целях обоснования права аристократии на власть, превратился в течение   тысячелетий в дежурный – непременно сопровождающий процессе дискредитации политических оппонентов.

В названном контексте, использование метода фальсификация истории в фильме «Третья мировая война: в командном пункте», подтвержденное заявлением о том, что Россия напала на Грузию, сопровождаемым демонстрацией документальных материалов  об обстреле Цхенвали грузинскими  реактивными установками «Град».

Таким образам, создавая картину виртуальной реальности используются документальные съемки, вызывающие ощущения достоверности, способствующие повышению эффективности воздействия.

Традиция демонизация политических оппонентов

Творец Илиады и Одиссеи, создавая модель «благодушной семейственности» -  по- олимпийски, использовал богатейший арсенал, оставив идейным последователям достойный пример для подражания. Так, например, для дискредитации политической традиции крито-минойской культуры создавались «страшилки» о глотающих своих детей Кроносе и Уране. Дискредитации эпохи матриархата посвящена целая портретная галерея, начиная с Геры - самой могущественной богини женской половины Олимпа, и заканчивая  младшим поколением - богини раздора – непременной спутницы бога войны[12].

Решенность проблемы равенства полов в европейской традиции позволяет отнести вялые всплески «подбурчивания» старых оппонентов, продолжающих поиски подтверждения правоты в древних текстах,  к культурным анахронизмам, которые воспринимаются с должным юмором.

   Однако среди сохранивших актуальность проблем остаются дискредитация демократии, которая в эпосе  достигается образом лишенной  разума и воли толпы, не способной к членораздельной речи, беспрекословно подчиняющейся царской воле, а также проблема сохранения власти, заинтересованной в нарушении мира ради сохранения собственного социального статуса.  

Новый фильм ВВС свидетельствует, что эти проблемы не только не уходят в прошлое человечества, но готовы принести в жертву планету. Нерешенность проблемы властных амбиций, продолжающих терзать современную политическую элиту  с силой не меньшей, нежели аристократию древней Эллады, актуализирует проблему глобальной катастрофы при сохранении прежней ценностной матрицы, эффективность которой подтверждена гибелью древних Афин и Рима.

В названном контексте демонизация Советского Союза, а теперь России и главы государства полностью соответствует политической традиции, имеющей столь долгую историю, указывая на сохранение устойчивой тенденции попыток нарушения существующих норм международного права, запрещающих пропаганду войны, а также направленных на защиту чести и достоинства личности.

ВВС: фантазии о «командном пункте»

Участие «в штабной игре» высокопоставленных британских дипломатов, военных и политиков свидетельствуют о заявке на не реализуемые в действительности претензии национальной элиты на ведущую роль в   мировой  политике.

Распределение ролей в НАТО, как и в союзе США – Англия известны. Поэтому демонстрация нового фильма ВВС - старейшей национальной вещательной организацией, вызывающая некоторое недоумение у почитателей,  представляется логическим продолжением демонизации России, началом которого послужило демонизация Президента РФ Путина В.В.

Достаточно вспомнить не допустимое для члена королевской семьи поведением принца Чарлза, позволившего себе вольность  оскорбительных сравнений в адрес главы иностранного государства.[13]

Очевидно, никакого отношения оскорбительные выпады в адрес лидеров государств, законно избранных своим народом, к реализации свободы слова не имеют. Возможно, пришло время инициирования принятия норм международного права, способных остановить эту порочную практику – красноречивое свидетельство морального облика и интеллектуального уровня элиты, представленной ВВС «в командном пункте» Третьей мировой.

Выводы  

Открытие взаимозависимости уровней образования и  манипулируемости сознания не принадлежит основателю советского государства. У истоков европейской культуры  система образования, направленная на узкую специализацию, предполагающую ограничение интеллектуальных возможностей человеческого разума, необходимое для сохранения власти и программирования социального неравенства, была создана в Древней Греции[14].  

Античная цивилизация оставила образец превращение образования в основу системы манипуляции общественным сознанием, который определяет содержание европейской системы образования[15].

Политике «умной силы», апробированной тысячелетиями, может противостоять только политика умной силы, направленной на открытие творческого потенциала человеческого разума – гаранта сохранения мира.[16]

Соответственно, сведение к минимуму эффективности антироссийской пропаганды, пропаганды войны и разжигания ненависти,  предполагает, как и решение проблем экономического могущества и национальной безопасности страны,  необходимость проведения реформы в области образования[17].

Престиж власти Российской Федерации внутри страны, учитывая «вымокшую» репутацию западных «партнеров», не только не может пострадать от заморской пропаганды. Более того, российская общественность, полностью разделяя намеченную Президентом РФ Путиным В.В. стратегию обеспечения единства Отечества[18], отметила существующую закономерность: малейший успех России вызывает негативную реакцию Западной Европы и США. Новый фильм ВВС – очередное подтверждение.

Авторитет и престиж власти Российской Федерации в мире и внутри страны зависит только от уровня благосостояния граждан – главного индикатора эффективности управления.

 

[1] Международный пакт о гражданских и политических правах...
 Статья 20. 1. Всякая пропаганда войны должна... lawmix.ru›abro/729/5887

[2] Международный пакт о гражданских и политических... base.garant.ru›2540295/

[3] Статья 1 Конституция РФ. Российская Федерация... zakonrf.info›konstitucia/1/

[4] Надежда Брестовицкая: О роли государственной идеологии в модернизации России: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/mention?page=2

[5] Брестовицкая Н.М. Свобода слова: истоки и эволюция проблемы. Саранск, 2005.

[6] ..акте оно непременно должно выстрелить». А. П. Чехов...  mirtesen.ru›МирТесен›43043813859

[7] Надежда Брестовицкая Политика «и» мораль: о проблеме глобальных изменений концепции власти: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/publications

[8] Эхо Москвы :: Новости / BBC показала фильм «Третья...  echo.msk.ru›news/1706504-echo.html  BBC показала фильм «Третья мировая война: в командном пункте», где показан вымышленный конфликт между Россией и НАТО. ... Российский посол в Латвии Александр Вешняков назвал фильм «опасной провокацией».

[9] Надежда Брестовицкая О происхождении семьи, власти и закона: проблема истоков европейских ценностей http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/publications

[10] Брестовицкая Н.М. Свобода слова: истоки и эволюция проблемы. Саранск, 2005.

[11] Транквилл Гай Светоний. Жизнь двенадцати цезарей... ModernLib.ru›books…gay…zhizn_dvenadcati_cezarey…

[12] Надежда Брестовицкая О происхождении семьи, власти и закона: проблема истоков европейских ценностей http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/publications

[13] Британский принц Чарльз сравнил Путина с Гитлером.  PolitForums.net›edro/1400642405.html Надежда Брестовицкая: `Кто замыслит против короля ...: о проблеме свободы слова в международном праве: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/mention

[14] Надежда Брестовицкая: О проблемах российского образования в современных условиях http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/mention

[15] Надежда Брестовицкая: О современных реалиях российской школы:http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/mention

[16] Надежда Брестовицкая: Угрозы Абхазии и России: О проблеме без`умной силы` и отечественной политике в области образования и культуры: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/mention

[17]Надежда Брестовицкая: Плюрализм или единомыслие: о проблеме целостности в концепции образования демократического общества: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/mention  Надежда Брестовицкая: `Герои нашего времени`: о проблеме рациональности в российской национальной традиции: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/mention

[18] Послание Президента Федеральному Собранию. kremlin.ru

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован