О воздействии авиации на атмосферу Земли шла речь на заседании Президиума Российской академии наук во вторник. Вредное влияние на атмосферу может быть связано с разрушением озонового слоя и загрязнением продуктами сгорания топлива.
Как передает корреспондент РИА "Новости", выступавший на заседании академик Олег Фаворский отметил, что обычная авиация практически не оказывает воздействия на озоновый слой (12-30 км от поверхности Земли), так как летает ниже него. Проблема может возникнуть с распространением сверхзвуковой авиации, которая должна летать на высоте 12-15 км. Ученый отметил, что особенно велико влияние на озоновый слой военной авиации и ракетных пусков.
Что касается продуктов сгорания, то, по словам Олега Фаворского, на авиацию приходится лишь 3% всего сжигаемого на Земле топлива, однако "она сжигает его наверху, что существенно".
Первые нормативы ИКАО на продукты сгорания авиадвигателей, напомнил академик Фаворский, были введены в начале 80-х годов, после чего авиация быстро избавилась от дыма и несгоревших углеводородов (полнота сгорания топлива сегодня близка к 99%).
Но, сообщил ученый, осталась проблема окислов азота, которую нормировать непросто, так как приходится следить за процессами, происходящими в двигателе на взлете и посадке. И хотя нормативы за последние 25 лет неоднократно ужесточались, проблема окислов азота, по словам Фаворского, остается. В то же время он подчеркнул, что с особой остротой она стоит не для авиации, а для автомобильного транспорта, который в крупных городах дает до 90% того, что загрязняет воздух.
Доктор физико-математических наук Александр Старик рассказал о российских исследованиях механизма образования загрязняющих веществ на разных стадиях работы авиадвигателя. Исследования ведутся методом математического моделирования и дают интересные результаты, в частности, по частицам сажи, на которых происходит конденсация атмосферной влаги. При этом появляются дополнительные облака, что может влиять на климат.
25.09.2002
www.aviaport.ru