16 мая 2006
1234

Выступление В. Иноземцева на 25-м World Russian Forum

Вашингтон, здание Сената США, 16 мая 2006 года

Обратный перевод с английского

Уважаемый г-н председатель!

Уважаемые дамы и господа!

Мне выпало открывать вторую часть нашего пленарного заседания, кото-рое посвящено проблемам российской внешней политики. Говорить об этом легко, потому что практически все, происходящее сегодня в России, так или иначе имеет внешнеполитический контекст. Но в то же время говорить об этом трудно, так как в собственном смысле слова внеш-няя политика отсутствует в современной России.

Всем присутствующим в той или иной мере знаком характер политическо-го дискурса в нашей стране. Внутренняя политика определяется стремлением к тому, что президент В. Путин и другие высшие руководители государства называют "стабильностью". Во внешней политике российское руководство предпочитает придерживаться так называемой "многовекторности". По сути дела, за "стабильностью" скрывается застой, за "многовекторностью" - дезориентированность. Можно ли надеяться, что такая небогатая и во мно-гом отсталая страна, как сегодняшняя Россия, сможет стать передовой и процветающей, если в каждый конкретный момент времени будет стремиться лишь к стабильности? Можно ли представить себе эффективную внешнюю по-литику, если каждый партнер (возможно, за исключением совсем уж мел-ких государств) провозглашается стратегическим? Однако и то, и другое - такая же неотъемлемая черта современной российской политики, как выстраиваемая президентом "вертикаль власти".

На утреннем заседании, уважаемые дамы и господа, вы фактически услы-шали все, что может быть сказано о российской внешней политике. Слышали ли вы хотя бы пару слов о чем-нибудь, кроме нефти и газа, в выступлениях представителей крупнейших российских компаний? Я - нет. Слышали ли вы предложения инвестировать в Россию - страну талантливых профессионалов, высокой культуры, европейских традиций? Нет - только в Россию дешевой рабочей силы, прочной власти и обильных ресурсов. Именно так понимает стабильность российская "элита" - это стабильность вкопанной в землю трубы, гарантирирующей им место в современной геополитической игре. А многовекторность для них - это возможность проложить трубу в разных направлениях. Этим, по существу, и ограничивается политический кругозор нынешней российской "элиты".

Соответственно, внешняя политика России оказывается "реактивной" - в том смысле, что это политика реакции на те или иные события, а не их провоцирование. Не удается сходу найти об-щего языка с Европой - разворачиваемся к Китаю. Имеем неприятности на Украине - ищем взаимопонимания с Узбекистаном. Обижаемся на Соеди-ненные Штаты, которые пытаются учить нас демократии, - зовем в Москву демократов из "Хамаса". И так - практически по всему спектру внешнеполитических вопросов.

Разумеется, не имея внятной парадигмы, не понимая, какими интересами страны нельзя поступаться ни при каких обстоятельствах, российское руководство не предъявляет высоких требований к творцам и исполнителям внешнеполитического курса и не вынашивает дол-госрочных планов в отношениях с другими странами.

Я не могу сказать, что меня восхищает внешняя политика США (об этом - чуть позже). Но нельзя не признать, что Вашингтону легко говорить с ли-дерами многих стран мира хотя бы потому, что они получили образование в американских университетах. Через десять-пятнадцать лет это будет от-носиться и к президентам многих стран СНГ - в первую очередь потому, что представители российской власти обнаруживают сегодня полную неспособность го-ворить в этих странах с кем-либо, кроме властей предержащих. И это вместо того, чтобы находить и знать талантливых мо-лодых политиков (как проправительственного, так и оппозиционного тол-ка), убеждать их в искренней благожелательности России по отношению к их народам, открывать перед ними новые горизонты и впоследствии быть сопричастными их успехам! Единственный из восточноевропейских лидеров, получивший образование в новой России (пусть и не базовое)_- это пре-мьер-министр Болгарии. Но он получил его в непра-вительственном учебном центре - Московской школе политических исследо-ваний, ос-нованной Еленой Немировской и финансировавшейся в свое время ЮКОСом.

Я считаю шокирующей некомпетентность российских политтех-нологов, призванных воплощать в жизнь внешнеполитическую стратегию президента В. Путина. Как бы ни относиться г-ну Януковичу, претендовавшему недавно на пост президента Украины, остается фактом, что на состоявшихся полтора месяца назад парламентских выборах он собрал в 2,6 раза больше голосов, чем президент Ющенко, и в 1,7 раза больше, чем бывшая премьер-министр Тимошенко. Отчасти этот результат обусловлен отсутствием на сей раз российских PR-совет-ников в его команде. Но и тут не обошлось без жертв: их "подобрала" лидер Прогрес-си-вно-социалистической партии г-жа Витренко - и была "вознаграждена" 2,9% голосов и отсутствием представительства в парламенте.

Однако российская внешняя политика страда-ет не только от отсутствия стра-тегического видения и тактических навыков - гораздо больше удручает то, что нередко она оказывается просто инструментом обеспечения внутриполити-ческой "стабильности". В последнее время, как вы знаете, обострил-ся вопрос энергетических поставок из России в Западную Европу. Некото-рые политики в Европейском Союзе утверждают, что Россия - ненадеж-ный поставщик газа и нефти. Представители российского руководства настаивают на обрат-ном, заявляя, что никогда не срывали поставок. В данном случае они, не-сомненно, правы. За Россией нет грешков в энергетической сфере. Но и Европа всегда своевременно выполняла все свои финансовые обязательства. Тем не менее Европу обвиняют в ограничении дос-тупа России на свои рынки - и это в условиях, когда через пять-шесть лет у нас вообще не останется излишков газа, которые Россия могла бы постав-лять своим западным партнерам. Европу обвиняют во вмешательстве в дела стран российского "близкого зарубежья", хотя вмешательство самой России в их дела гораздо масштабнее, а динамика Европейского Союза дает множество оснований полагать, что все эти страны вскоре станут частью европейской, а не российской зоны ответственности. Однако такая тактика необходима, потому что она сеет подозри-тельность в российском обществе и дает власти соперника, в "борьбе" с которым ей нужно отстаивать суверенитет страны - пусть даже только в глазах доверчивых избирателей. Внешний враг столь же необходим для внутренней стабиль-ности, как и "вертикаль власти".

И здесь мы подходим к основной теме, как она сформулирована в нашей повестке дня: перспективам российско-американских отношений. Вопрос этот, я должен сказать, очень важен и очень сложен одновременно.

Современная Россия озабочена восстановлением своего статуса сверхдержа-вы. Соединенные Штаты сверхдержавой являются и стремятся поддер-живать свое положение в мире. Это побуждает российскую "элиту" копировать поведение Америки во внешней политике и пытаться тем самым воссоздать в обществе ощущение своего величия, ибо США служат его эталоном в современном мире. Такое копирование прослеживает-ся в очень многих аспектах - от чрезмерного использования идеи борьбы с терроризмом и скептического отношения к Европе, экспериментирующей с наднациональными ин-ститутами, до выделения средств на поддержку "демократичес-ких" движений за рубежом. Единственное, чего сегодня не хватает Рос-сии - это средств и возможностей. Были бы они в достатке - мы бы, пожалуй, еще увидели нечто вроде американских операций в Афганистане и Ираке.

Но я не собираюсь критиковать свою страну за эту особенность ее политического курса. Россия пытается походить на Соединен-ные Штаты - но, к сожалению, ваша страна подает сегодня катастрофи-чески плохой пример миру. Взгляните на наших с вами лидеров. Здесь, в Вашингтоне, тон задают сейчас люди, первые шаги которых в большой полити-ке пришлись на времена унизительного поражения во Вьетнаме. Именно тогда у господ Чейни, Вулфовитца, Рамсфелда и им подобных и возникли те реваншистские намерения, которые в полной мере реализованы ими в последние годы. (Оживление в зале, возгласы одобрения.) В начале 90-х новая волна радикалов, возмущенных незавершенностью войны в Зали-ве, пополнила ряды этой группы консервативных политиков. Чудовищные теракты 11 сентября 2001 г. дали им карт-бланш на проведение политики, самой безответственной в истории послевоенной Америки. В Москве у власти находится сегодня бывший полковник КГБ, карьера которого, как могло показаться, была разрушена крахом Советского Союза - событием, обесценившим все, чего люди этого круга достигли в "прошлой жизни". Вокруг него сплотилась самопровозглашенная российская "элита"; их единственным отличием от предста-вителей американской элиты является то, что в 90-е годы они считались в своей стране не уважаемой оппозицией, а обычными неудачниками. В восстановлении какого-то подобия советской импе-рии воплотилось столь же понятное желание этих людей вернуться во времена своего былого благополучия, сколь понятно стремление неоконсерваторов устроить бурю в жаркой пустыне Ближнего Востока в ответ на поражение в сырых джунглях Восто-чной Азии.

Поэтому американцам, если они и берутся сегодня критиковать Россию, следовало бы понимать, что они критикуют не тех, кто радикально отличается от них самих, а тех, кто хочет быть такими же, каковы они сами. Хочет, но не может... И слава богу...

Однако несмотря на то, что действия России на ми-ровой арене отчасти извинительны, они тем не менее могут - и будут - иметь крайне нежелательные последствия. Остановлюсь только на одном из них. Отворачиваясь от Европы и Соединенных Штатов, Россия выбирает в свои стра-тегические союзники Китай - страну, по меньшей мере в 3 раза превосходящую ее по объему ВВП, и почти в 10 раз - по численности населения. Российские политики увлеченно рассказывают о перспективах дружбы медведя и дра-кона. Российские военные с энтузиазмом проводят совместные маневры с Народно-освободительной армией Китая. Но не думают ли они, что эта армия когда-нибудь попробует освободить от них самих Дальний Восток? Неужели, замышляя союз России и Китая, в Кремле действительно рассчи-тывают приручить этого дракона? Кого они пытаются запугать? Европу? Америку? Естественно, Соединенным Штатам следует опасаться Китая. Но России нужно опасаться его еще больше. И нам давно надо бы подумать, как совместно противостоять чрезмерному усилению китайского влияния, а не спешить в оди-ночку подружиться с пекинскими лидерами. (Хлопки в зале).

Но я отвлекся и спешу вернуться к российско-американским отношениям. Всего несколько дней назад уже упоминавшийся г-н Чейни обратился из Вильнюса к российским лидерам, напомнив им о ценностях демократии и о недопустимости использования экономических возможностей России для давления на сопредельные страны. Эти слова звучали бы более убедительно, если бы США вели себя иначе по отношению к демократи-чески избранному правительству "Хамас", щепетильнее соблюдали пра-ва человека в Гуантанамо и не продлевали год за годом экономи-ческую блокаду Кубы. Тем не менее в России речь г-на Чей-ни оценили как своего рода объявление "холодной войны". Судя по заголовкам прессы здесь - в Бостоне и Вашингтоне - американцы всерь-ез восприняли эту оценку. Моя точка зрения на это счет: и в российской оценке, и в американском ее восприятии есть значительная передержка.

"Холодная война" началась тогда, когда в Европе столкнулись не две страны, пусть и больших, а два блока и две идеологии. Повторение "холодной войны" в современных условиях невозможно хотя бы потому, что вокруг России нет блока, интересы которого нуждались бы в ее защите и отстаивании, а у самой нее нет идеологии, способной увлечь кого бы то ни было. Состояние отношений, которые установились между нашими странами, я бы назвал скорее "холодным миром", чем "холодной войной": определенная напряженность, безусловно, имеется, но в то время как напряженность есть, самих-то отношений нет, прежде всего - эко-номических. Сегодня на США приходится менее 3% российской внешней торговли, а доля России в торговом обороте Америки и вовсе не превы-шает статистической погрешности (даже в импорте нефти Соединенными Штатами доля России составляет не более 1%).

Поэтому на вопрос, что может быть сделано для улучше-н-ия отношений между Соединенными Штатами и Российской Федерацией, я рискнул бы дать парадоксальный ответ: ничего. С того момента, когда пре-зидент В. Путин позвонил президенту Дж. Бушу, одним из первых отклик-нувшись на трагедию 11 сентября, прошло много времени и случилось много событий. Россия выбрала Америку в качестве образца для подражания; неспособность же сравниться с ней сделала Соединенные Штаты "потенциальным противником No1" для нынешней российской вла-сти. Хорошо известно, что врагами чаще всего становятся не антиподы, а те, чьи различия минимальны. Это можно сказать и применительно к отношениям между нашими странами. США ответили России взаимностью, и сейчас она стала для них одним из "приори-тет-ных" объектов критики.

Президенты В. Путин и Дж. Буш пять лет назад счи-тали, что могут стать лучшими друзьями. Сегодня ясно, что этого не случится. В. Путин не может вернуться к политике, начатой им 11 сентяб-ря, после всего того, в чем Россия обвинила Америку, и после всего того, что он предпринял на международной арене, оппонируя действиям Соединен-ных Штатов. Дж. Буш также не может поддержать Россию в ее политичес-ком курсе после своих обвинений российской власти в антидемократизме и в имперскости про-водимой Москвой политики (а на ее изменение не приходится надеяться). Поэтому, на мой взгляд, необходимо дать обоим лидерам возможность до конца пройти тот путь, на который они встали, - путь, ведущий в тупик. И у России, и у Соединенных Штатов будет время исправить ошибки. Но те, кто стремится к этому, должны набраться терпения и подождать, пока в 2008 г. оба президента поки-нут свои посты. К этому времени хорошо было бы иметь позитивную программу экономического и политического взаимодействия между Соединенными Штатами и Российской Федераци-ей - программу, которая, несомненно, будет воспринята новым поколением наших ли-деров, свободных от ощущения собственной неполноценности и смот-рящих в будущее, а не в прошлое. (Аплодисменты.)

Мое время уже закончилось, но я хотел бы сделать еще одно замечание, относящееся к утреннему заседанию. Один из выступавших - мне кажет-ся, это был представитель германской банковской группы, работающий в России, - признал, что положение ст--раны, зависимой он экспорта нефти и газа, обычно считают уязвимым в связи с возможным падением цен на энергоносители, но заявил, что вероятность этого падения сейчас крайне невелика. Я полностью согласен с ним в оценке такой вероятности. Бо-лее того, мне кажется, что при нынешней конъюнктуре цены преодолеют барьер в $100/баррель не позднее, чем к середине 2007 года. Однако позиции России действительно являются уязвимы-ми. Дело в том, что российская экономика (как и американская - и здесь мы с вами также похожи) крайне энергоемка. 2/3 производимых нефти и газа потребляются внутри стра-ны, тогда как соответствующие показатели в странах Персидского залива не превы-шают 20%. Россия с ее ВВП, не превышающим $940 млрд., потребляет больше газа, чем Япония, Великобритания, Германия, Франция и Италия, вместе взятые (но их суммарный ВВП превосходит российский показатель почти в 13 раз!). Не надо также забывать, что российская энергоемкая экономика довольно быстро растет. Поэтому главная проблема России состоит не в возможном падении цен на нефть и газ, а в несомненном сокращении ее экспортного потенциала, ко-торое станет ощутимым уже в близком будущем - на мой взгляд, начиная с 2008 или 2009-го годов. И этого фактора нельзя не учитывать в прогнозах политической ситуации.

Извините, уважаемые коллеги, что злоупотребил вашим временем. Спа-сибо за внимание.

http://www.inozemtsev.net
Эксклюзив
Exclusive 290х290

ДНК экономики: диалог прибыли и смысла

21 октября 2025 года
62

Публикации

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован