Эксклюзив
22 декабря 2014
2664

Выступление Захаровой В.И. на международной конференции `Культура устойчивого развития: взаимодействие универсальных и национальных ценностей`

"Человечество, очевидно, должно выбрать
одно из двух: или совершить самоубийство,
или научиться жить как одна семья".

Арно?льд Джо?зеф То?йнби (британский историк, философ истории, культуролог и социолог, автор 12-томного труда по сравнительной истории цивилизаций "Постижение истории", один из разработчиков цивилизационной теории).

Наступает новая волна глобализации, вызывающая невиданные по масштабам и последствиям трансформации в XXI веке.
Призрак тотального глобализма бродит по миру. Этот феномен, по сути, вытеснил призрак коммунизма, а также западного либерализма как несостоявшихся научно-политических концептов.
Идеология глобализма превратилась в невиданный по мощности всемирной идеологический проект. Локомотивом, двигающим глобальные процессы, является огромный экономический потенциал США, стран "большой семерки" и развитых стран в целом.
Одной из основных целей глобализационного процесса является формирование универсальных ценностей.
Однако, первая глобальная революция, начатая в 60-х годах XX века, не пошла на пользу человечеству и особенно, конкретному человеку.
Глобальные центры интенсивно и последовательно создают и развивают различные инфраструктуры, способные, благодаря, применению новейших технологий, - в том числе гуманитарных и социальных, - контролировать сознание и общественное поведение людей. И того более, нынешняя реконструкция глобальных структур направлена на осуществление контроля за действиями правительства различны стран, включая правительство США (совет по международным отношениям).
Современные лидеры глобальных трансформаций и деятели "глобальной революции" ставят перед собой сверхзадачу, гораздо более радикальную, чем те, которые ставили перед собой апостолы "мировой революции" Ленина и "нового порядка" Гитлера.
Известный американский политолог, социолог и государственный деятель Збигнев Бжезинский, критикуя современных вождей новой глобальной революции, говоря о своих планах, утверждает: "Наша планета на пороге трансформации, которая по своим историческим и человеческим последствиям будет более драматичной, чем вызванная французскими революциями ...".
Господствующими является создание "мирового сообщества" и системы "глобального правительства", исключающие корпоративную солидарность планетарного сообщества людей, народов, а также самостоятельность стран и государств.
Современный глобализм порождает видимость "интегрированного мирового сообщества".
Действительно, после технологических переворотов, особенно, с наступлением "четвертой волны" в коммуникации - информационный мир стал представлять единый дом без стен, называемый "глобальной деревней". Однако, с точки зрения ужесточения экономической и политической конкуренции, мир становится все более антагонистически разделенным, размывающим индивидуальные ценности стран и их народов и культур.
Одним словом, параллельно с процессами глобальной интеграции мира идут мощные дезинтеграционные процессы.
В XXI веке человечеству еще предстоит найти новые интеграционные механизмы, отличные от механизмов предложенных космополитическими структурами.
Эпоха глобализационного развития открывает для человечества не только новые возможности интенсивного развития и качественного роста, но и невиданные ранее угрозы, проблемы и глобальные конфликты. Глобальному сообществу предстоит искать новые пути преодоления перманентно возникающих политических, экономических, социо-культурных кризисов и противоречий.
Сегодня перед человечеством объективно появилась невиданная глобальная проблема. С одной стороны, глобализация формирует универсальные ценности, выступающие важным коммуникативным фактором социо-культурной сферы планетарного масштаба. А с другой стороны, те же глобализационные процессы разрушают социо-культурную идентичность стран и народов.
Тем не менее, никакие специфические условия, особенности национального развития, кризисные процессы и естественные и принудительные трансформации не могут ни отменить, ни отложить глобализационного развития.
Глобализация существует объективно...
Однако, являются ли все же угрозы и императивы глобализации развития неизбежностью?
Станет ли вероятным ответом человечества на вызовы и угрозы глобализации мировая солидарность, единение мира, глобальная интеграция, глобальная справедливость и глобальная демократия?
Не приведет ли повсеместное распространение универсальных ценностей к глобальной деградации?
Неотвратимая, "железная поступь" глобализации и грядущей глобальности мира требует принципиально новой расстановки основных приоритетов в формировании универсальных (общечеловеческих) ценностей.
На пороге XXI века особенно остро проявляют себя новые закономерности, которые действуют синхронно и однонаправлено. Это, во-первых, колоссальный рост масштабов глобализации, а во-вторых, стремительное ускорение процессов глобализации. В-третьих, усиление и углубление глобальной интеграции. Отменить, отложить, затормозить глобализацию никому не удастся. Невозможно спрятаться от глобализации или направить ее только в своих эгоистических интересах, как того хотят некоторые крупные страны. Опыт показывает, что под ударами глобализации не способна выстоять ни отдельно взятая супермодерная финансовая империя, даже такая, как Япония или США.
Глобальный эгоизм стран-лидеров - одна из крупнейших современных угроз человечеству. Он приводит к глобальному неравенству стран и людей мира через неравенство технологий и условий жизни "нового глобального человека - стран "золотого миллиарда" и "старого человека отсталых стран" (З. Бжезинский, Великая шахматная доска).
Угроза усиления глобального неравенства идет вместе с глобальной угрозой мирового порабощения индивидуальных ценностей человека, социальных групп, целых обществ и даже наций-государств (папа Римский Иоанн Павел II, 2000). Об этом свидетельствуют и новые тенденции мирового развития. Вместе с тем, Концепция устойчивого развития нацеливает сообщества на справедливое разделение благ, культуру диалога, гармоничное развитие личности, сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Однако, не стоит забывать, что в рамках концепции человеческого развития, именно, человек выступает главной ценностью и должен иметь возможность участвовать в процессах, составляющих сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение.
В то же время, эксклюзивной глобализации, формирующей свои ценности для элиты и селективных, ограниченных, универсальных ценностей для других не должно быть.
Что же мешает развитию глобального мира, становящейся своеобразной платформой для развития универсальных ценностей? Может слишком большие масштабы нищеты отсталых стран? Очевидно, что этому мешает западный менталитет эгоизма и желания сохранить "превосходство". Комплекс превосходства Запада в сочетании с комплексом неполноценности отсталых стран является главной причиной отсутствия у них желания гнаться за развитием тех ценностей, которые предлагает глобальный мир.
Именно на этой основе и возникает самая глобальная угроза, угроза глобальной виртуализации оторванного от мира общества Запада, его тотальное погружение в интересы и ценности сытого комфорта материального перенасыщения, в искусственно созданные системы, в виртуальную систему восприятия мира. Это влечет за собой угрозу движения мира и человеческого общества к духовному обнищанию и, возможно, к глобальному технотронному рабству и апокалипсису через закабаление человеческой личности, разрушение ее "божественного начала" и творческой способности к саморазвитию глобализационными технологиями.
В условиях технотронно-информационной эры человек подвергается опасности зомбирования системой и слепого покорения глобальному технотронному миру.
Через Интернет и глобальные сети человечеству навязана модель глобальной информационной среды. В процессе глобальной интернетизации уже в ближайшие годы будет поэтапно введена новая идеология и новая форма социальной организации - глобальный и транснациональный корпоративизм. Именно такая глобализация, информационно "опутывающая" планету сетью, непрерывно увеличивает долю универсальных ценностей в общей системе человеческих ценностей.
Мировому сообществу предстоит найти баланс между универсальными и индивидуальными (уникальными) ценностями.
Спасибо за внимание!
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован