Богатырева Т.Г. Взаимодействие власти, бизнеса и общества как стратегический ориентир социального развития // Взаимодействие власти, бизнеса и общества в современных условиях: монография / колл. авторов; под общ. ред. С.А. Стрижова (раздел 4). – М.: РУСАЙНС, 2016.
________________
4.Взаимодействие власти, бизнеса и общества как стратегический ориентир социального развития
4.1.Взаимодействие власти, бизнеса и общества в современной парадигме управления социальной сферой
В России в начале 90-х гг. пришло понимание, что поддержание социальной сферы в том виде, как она есть, дорого и неперспективно. Трансформация институтов социальной сферы отразила переход к рыночным отношениям, введение страхового принципа по отношению к социальным гарантиям и разделение полномочий по предоставлению услуг социальной сферы между различными уровнями власти.
Неблагоприятные процессы общественного реформирования, связанные с такими негативными факторами как ухудшение демографической обстановки, снижение доходов населения, кризис институтов социальной сферы, потребовали поиска новых источников ресурсного обеспечения социальной сферы. Социальные инициативы в это время увиделись в первую очередь в необходимости реструктуризации системы социальных льгот, архаической по своей сути и бравшей начало в патерналистском устройстве социальной сферы. Важные перемены области реформирования отличались фрагментарностью, началом действия институциональных ловушек, финансовых и административных ограничений. Государству пришлось частично отказаться от насущных перемен из-за недостатка ресурсов, и что немаловажно, из-за связи с высокими политическими издержками.
Это стало одним из главных тормозов реформы социальной сферы и с новой силой инициировало поиск новых источников и механизмов развития социальной сферы. Поскольку социальная политика имеет отношение ко всему обществу, ко всей сложившейся в обществе субъектности, к интересам как государственных органов власти, так и негосударственных структур, то целесообразным увиделась выработка стратегии развития социальной сферы с участием институтов гражданского общества, – коммерческих и некоммерческих.
-110-
В конце первого десятилетия 2000-х годов остро встал вопрос о преодолении фрагментарности социальной политики, сиюминутного регулирования, о ее целостности, а также о достижении социального баланса по горизонтали и вертикали. Государство должно было сосредоточить свое внимание на обеспечении социальной стабильности, для которой мало монетизации льгот, а важна общая эффективность социальной политики. Именно поэтому при разработке концептуальных подходов к социальной политике до 2020 г., стали делать ставку на социальную модернизацию.
Оптимальной модель управления социальной сферой предстает сегодня через призму социального развития с опорой на органы государственной власти и контроль гражданского общества и с его помощью. Особую важность приобретает переход от патерналистской, то есть традиционной, парадигмы управления к общественно-государственной парадигме, общественно-государственному партнерству, где деятельность государства дополняется разнообразной деятельностью организаций гражданского общества. Для современной схемы важно не только наращивание бюджетных ресурсов, но и конкуренция некоммерческих организаций с государственными и муниципальными учреждениями в оказании социально значимых услуг, активная работа некоммерческих организаций в тех областях, в которых государственные органы власти не могут вести внешний контроль, и функционирование там происходит благодаря подвижничеству людей, деятельности социально ответственного бизнеса.
-111-
……..
4.2. Развитие взаимодействия органов власти с бизнес-сообществом как фактор снижения неопределенности будущего крупных российских городов
Российские города превратились сегодня в самостоятельные субъекты-участники социально-экономического развития, проводящие собственную политику. Им пришлось вступить в борьбу за инвестиции, за человеческие и материальные ресурсы. Оказалось, что сложные социально-экономические проблемы городского развития невозможно решать в краткосрочной перспективе. В связи с этим остро встали вопросы комплексного решения городских проблем, стратегического управления городом. В том числе это стало необходимым для того, чтобы снизить риски предпринимательской деятельности и активно привлечь к управлению городскими территориями бизнес, способный обеспечить развитие конкурентоспособности городов на инновационной основе.
-121-
В этих условиях большое значение приобретает совершенствование принципов управления развитием города с помощью широкого спектра конкретных действий местной администрации, направленных на развитие его экономики и социальной сферы. При этом особое место должно отводиться управлению развитием различных сфер городского хозяйства, от эффективности функционирования которых в основном и зависит создание благоприятных условий и повышение уровня жизни населения муниципального образования. Роль местных органов власти – эффективно использовать преимущества города для достижения целей стратегического развития, минимизировать риски, что в значительной степени связано с той инфраструктурой и информацией, которую предоставляют органы власти, а также их умением объединять усилия всех субъектов управления.
Как системное явление российский город требует согласования частных стратегий развития, партнерства органов власти, бизнес структур при общественном контроле и открытости в организации стратегического планирования.
-122-
……