Введение. Осуществляемая сегодня модернизация системы государственной власти в России невозможна без учёта специфики формирующих её регионов, их социально-экономической устойчивости и внутренних механизмов развития. Обозначенное Президентом РФ В.В. Путиным совершенствование механизмов взаимодействия федеральных и региональных органов власти в рамках завершаемого разделения полномочий между федеральным центром и субъектами федерации предполагает гармонизацию компетенций административно-территориальных образований (АТО) в решении проблем регионального уровня, в том числе проблем защищённости социальных слоёв и групп населения, субъектов хозяйственной деятельности и отдельных индивидуумов от различного рода угроз во всех сферах общественной жизни. Соответственно, одним из важнейших направлений исследований по проблемам прогнозирования социально-экономического развития является разработка концепции "устойчивости региона" в рамках системы региональной безопасности конкретного субъекта федерации.
Ключевыми составляющими такой концепции являются модели: системы местного самоуправления (СМС), устойчивости развития региона (УРР), кооперации и взаимодействия социальных групп (КВСГ). На практике достаточно трудно сформировать приоритеты между различными группами показателей, характеризующими уровень устойчивости региона, тем более объективно оценить их истинные значения, опираюсь только на обычные статистические методы ввиду объективной неполноты, погрешностей и искажений исходных данных. Однако решение этой проблемы представляется достаточно перспективным на основе методов качественного анализа неравновесных состояний в развитии социально-экономической системы (СЭС) региона с учётом имеющейся статистической информации, отражающей структурные особенности выбранных показателей.
В рамках данной статьи нами представлен подход [5; 6] к построению модели УРР в условиях неравновесных состояний развития региональной социально-экономической системы на примере СМС. Для оценки и описания устойчивости развития региона нами будут введены три группы показателей: экономические - определяющие качественную структуру и потенциал экономики субъекта РФ, социальные - определяющие уровень жизни населения, в том числе демографическую, миграционную и криминогенные составляющие, и кооперационные - определяющие условия взаимодействия и уровни взаимовлияния существующих в регионе социальных групп. В этой связи, особенно актуальными являются исследования, позволяющие определить связь показателей преступной активности (уровня преступности) [1; 8] с экономическими показателями, прежде всего, с показателями, отражающими устойчивость региона как открытой динамической системы [4; 6]. Такую систему можно описать с учётом оценки влияния различных факторов (правоохранительных, социально-экономических, демографических и др.) на траекторию развития системы и устойчивость протекающих в ней социально-экономических процессов.