Нижневартовск остро нуждается в скорейшем принятии комплексной программы развития коммунальных систем, - считает депутат Тюменской областной Думы, исполнительный диретор ООО "Управляющая компания "Горэлектросеть" Юрий ЕЛИН.
В 2007-м Нижневартовск вплотную приблизился к рубежу в 100 000 кв. м. вновь вводимого жилья в год. В том же году были найдены застройщики практически для всех городских долгостроев. И едва ли не на каждое свободное "пятно" в городе был разработан или заказан проект - жилого дома, торгового комплекса или иного здания.
Но радующий взгляд рост, как грибов из-под дождя, новых строительных "коробок" предельно обнажил проблемы, без решения которых не то, что о наращивании - даже о сохранении достигнутых темпов строительства города можно забыть. Главная из них - отставание в развитии коммунальной инфраструктуры, не поспевающей за растущими аппетитами застройщиков. Ведь каждому жилому дому, гостинице, магазину или развлекательному центру требуется тепло, свет и вода. А на развитие сетей жизнеобеспечения необходимы средства, и - немалые.
Все предыдущие годы не было чёткого согласования программ развития по разным отраслям коммунального хозяйства. Сами коммунальщики знали, что где и когда из объектов инфраструктуры нужно построить, чтобы поспеть за строителями. Но ответ на вопрос "за чей счёт?" каждый раз давался в зависимости от обстоятельств. Проблемы решались бессистемно, по мере их возникновения. Для обеспечения сетями строительства в новых микрорайонах за улицей Ханты-Мансийской пришлось настойчиво просить деньги в Правительстве округа. Причём чиновники в столице Югры, как и другие потенциальные инвесторы, всё чаще стали интересоваться наличием в Нижневартовске чёткого плана действий по развитию "коммуналки" хотя бы на 3-4 года. Перед городом остро встала необходимость разработки Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на ближайшие несколько лет.
Одним из первых чётко осознал такую необходимость глава города Борис Хохряков. По его поручению в августе 2007 года была создана рабочая группа по разработке программы, проведён конкурс, а осенью нынешнего, 2008-го года многостраничный проект документа, подготовленный ООО "Сибпрофконсалт" был передан на утверждение в думу Нижневартовска.
Однако обсуждение программы в ходе работы постоянно действующих депутатских комиссий показало: единства в оценке, да и в вопросе необходимости самого принятия её пока нет.
Утверждение документа, запланированное на октябрьскую думу, было отложено на месяц. В чём причина такой "нерасторопности" депутатов? И так ли уж нужен комплексный подход в формировании планов развития коммунальной инфраструктуры? Что даст каждому нижневартовцу принятие программы? - С этими вопросами мы обратились к Юрию ЕЛИНУ - депутату Тюменской областной Думы и исполнительному директору ООО "Управляющая компания "Горэлектросеть" - одного из основных исполнителей обсуждаемого плана действий.
- Прежде всего, принятие программы даёт возможность чётко скоординировать действия всех субъектов, участвующих в развитии города через новое строительство - как жилищное, так и промышленное, - рассказывает Юрий Алексеевич. - Эта программа позволяет сбалансировать интересы потребителей и предприятий коммунальной инфраструктуры. Попутно - решаются вопросы оптимизации коммунальных систем, их модернизации, повышения надежности и качества предоставления коммунальных услуг. Анализ, проведённый разработчиками программы, даёт чёткое видение: вот здесь у нас есть слабые места, здесь сети требуют замены, здесь можно увеличить мощности, модернизировав оборудование, тут не обойтись без создания новых мощностей, вот это нужно сделать срочно, а с этим - можно подождать год или два. Вторая составляющая эффекта от принятия комплексной программы - на её базе каждое коммунальное предприятие сможет разработать свою инвестиционную программу и использовать те возможности по привлечению средств на её осуществление, которые сегодня предлагает законодательство. Мы будем чётко видеть, кто и какой отрезок создания технологической цепочки от поставщика услуг к потребителю сможет профинансировать. В конечном счёте, это будет служить повышению инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры и всего муниципального образования.
- Можно проиллюстрировать то, о чём вы говорите, на конкретных примерах?
- Разумеется. Поясню на примере электроэнергетики. В советское время генерирующие мощности и магистральные сети, снабжающие электричеством северные города, создавались с большим заделом. При потребности населения Нижневартовска, существовавшей в 80-е годы, примерно в 170 млн. кВт час, оно уже тогда могло потреблять до 270 млн. кВт час электроэнергии. А вместе с промышленными потребителями - до 800 млн. кВт час. Но сегодня этот запас не просто исчерпан - все основные подстанции нашего поставщика ОАО "Тюменьэнерго", через сети которого в город поступает электроэнергия, работают с превышением проектной мощности на 25%. А срок службы большинства подстанций превышает 30 лет. На них стоит морально устаревшее оборудование, изготовленное в 70-80-е годы прошлого века.
Похожая ситуация и у нас в ОАО "Горэлектросеть". Электрическая нагрузка основных подстанций города достигла предельных величин. У нас реально нет технических возможностей для дополнительных присоединений потребителей в существующих центрах питания электроэнергии. Полностью выбрана проектная мощность большинства подстанций, распределительных и трансформаторных пунктов.
Чтобы исправить ситуацию, нужно вложить средства в замену устаревшего оборудования, замену сетей для увеличения их пропускной способности, строительство новых центров питания и линий электропередачи. Причём не только нам, но и "Тюменьэнерго" - государственной компании, не подчиняющейся, как вы понимаете, ни муниципалитету, ни правительству ХМАО-Югры.
При этом и "Горэлектросеть" и "Тюменьэнерго" делают всё возможное в рамках средств, заложенных в тариф на электроэнергию, для реконструкции и модернизации того, что есть. Мы проводим текущий и капитальный ремонт существующих сетей, подстанций, распределительных и трансформаторных пунктов. С привлечением средств инвестора была построена понижающая подстанция "Западная", В этом году после длительных переговоров достигнута договорённость о строительстве городской понизительной подстанции "Центральная" в районе железнодорожного вокзала за счёт инвестиций ОАО "Тюменьэнерго". Это даст дополнительно около 25 МВт мощности и "закроет" потребности Нижневартовска в обеспечении электричеством нового жилья и объектов соцкультбыта в центральной части города. Что будет дальше - пока не ясно. Нам удаётся поддерживать систему электроснабжения Нижневартовска в рабочем энергоустойчивом состоянии, но это не решает проблему превышения нагрузки на основных подстанциях города. А энергопотребление растёт буквально с каждым днём. Общий объем потребления активной мощности к 2012 г. составит 259 МВт и увеличится по сравнению с 2007 г. на 23 %.
Средства для удовлетворения потребностей, растущих такими темпами, понадобятся огромные - по расчётам разработчиков проекта комплексной программы от 2 до 3,5 млрд. руб. Причём действующее законодательство содержит прямой запрет на включение этих затрат в тариф для потребителей электроэнергии. Это значит, что источниками финансирования могут быть лишь средства окружного и муниципального бюджета, застройщиков, либо инвесторов. Так вот, комплексная программа - первичный инструмент для определения того, кто и за что готов заплатить. Если не воспользоваться этим инструментом, мы будем постоянно находиться в подвешенном состоянии - и строить надо, и непонятно, где взять деньги на коммуналку.
- Во что такое положение выливается на практике?
- К примеру, для строительных компаний, ведущих долевое строительство жилья, и жильцов их будущих квартир отсутствие программы выливается в отсутствие уверенности в том, что построенные здания будут на момент сдачи обеспечены сетями в капитальном исполнении. Для предпринимателей, ведущих строительство тех или иных объектов торговли, развлекательных центров и т. п., отсутствие программы вообще приводит к огромным рискам.
Скажем, предприниматель купил один из заброшенных "долгостроев" у муниципалитета и решил, достроив, разместить там деловой центр. Согласно проекту, всё то, что в нём разместится - магазины, офисы, салоны красоты, кафе, кинотеатр и так далее - будут потреблять до 500 КВт электроэнергии. Но вот незадача: для музея, который там некогда планировали разместить, было вполне достаточно 150 КВт. Именно эта мощность и была запланирована к выделению для данного объекта. Где взять недостающие мощности? Если предприниматель не учёл в своём бизнес-плане расходы по строительству необходимых элементов инфраструктуры, перед ним встаёт дилемма: либо отказаться от проекта, либо изыскивать дополнительные средства. Между прочим, пример этот - из реальной практики. Речь о деловом центре "Космос" на углу улиц Ленина и Дзержинского.
Ещё один пример - многоквартирный жилой дом (строительный N3) в Прибрежной зоне-1. Предприниматель купил начатый строительством объект, по которому 2 года назад были согласованы техусловия по выделению 2МВт энергомощностей. Но акт, составленный ранее, после 2 лет по существующим нормам утратил силу - понадобилось новое согласование. Застройщик обратился к нам, мы - в "Тюменьэнерго". Результат - отказ на выделение дополнительных мощностей, которых там, в Прибрежной зоне, за два года просто не стало. Те 2 мегаватта, которыми можно было воспользоваться раньше, уже снабжают другие объекты. И кто же теперь должен вкладывать деньги в обеспечение жилого дома N3 энергией? В отсутствие комплексной программы - это вопрос для длительных дискуссий с неясной перспективой прийти к консенсусу.
Ну, а самая яркая иллюстрация того, к чему может привести отсутствие чёткого плана развития коммунальных систем - нашумевшая история несостоявшегося строительства торгово-развлекательного центра в Мегионе. Массированная рекламная кампания по привлечению средств инвесторов позволила руководству проекта собрать значительные средства в несколько десятков миллионов рублей. А потом оказалось, что у мегионских "Городских электрических сетей" и у ОАО "Тюменьэнерго" нет готовых мощностей для подключения столь энергоёмкого объекта. Результат - длительные судебные тяжбы между застройщиком и администрацией города, а затем - череда исков инвесторов о возврате вложенных средств. И огромный котлован в центре Мегиона, который, насколько я знаю, не закопан до сих пор.
- Выходит, комплексная программа нужна не только муниципалитету, но и предпринимателям?
- Конечно. Как я уже говорил, принятие такой программы станет основой для разработки и утверждения детально проработанных инвестиционных программ на каждом предприятии, поставляющем на рынок коммунальные ресурсы. Принятие таких программ открывает путь к использованию в развитии инфраструктуры всех источников финансирования, предусмотренных 210-м федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Таких источников несколько, включая бюджетное финансирование, средства инвесторов, надбавку к тарифу, устанавливаемую на местном уровне, а также плату за подключение к сетям, размер которой устанавливает администрация каждого муниципалитета по согласованию с думой.
Плата за подключение может быть дифференцирована, в зависимости от обеспеченности конкретной территории мощностями. Существует опыт зонирования, например, в Екатеринбурге составили карту города, где микрорайоны и промышленные зоны окрашены в разные цвета: здесь плата за подключение составляет такую сумму, в соседнем микрорайоне, лучше обеспеченном мощностями, она - меньше и так далее. Такой подход даёт чёткую картину инвесторам: здесь строительство обойдётся дешевле, здесь дороже, нужно строить трансформаторные подстанции и сети большой протяжённости, а тут - вообще рядом подстанция, работающая в половину мощности, и подключение будет стоить копейки.
Далее, программа может чётко определить источники финансирования. Например, магистральные сети и понизительные подстанции строятся за счёт бюджетов всех уровней. Внутригородские сети, трансформаторные и распределительные пункты - за счёт средств, поступающих в виде платы за подключение. А кабельные и воздушные линии доводятся до объектов за счёт застройщиков. Это - общая схема. При наличии необходимых условий (приемлемых сроков окупаемости проекта и т. д.) на каждом этапе этой цепочки возможно и привлечение сторонних инвесторов.
Кстати, чтобы было понятно. Плата за подключение согласно закону, аккумулируется на отдельном счёте, по ней ведётся отдельный учёт и тратиться эти средства могут исключительно на развитие инфраструктуры - капитальный ремонт существующих или строительство новых сетей.
- Вы упомянули ещё и муниципальную надбавку к тарифу.
- Надбавка к тарифу - мера крайняя, она, как правило, вызывает недовольство и населения и руководства предприятий, ведь им вроде бы предлагается оплачивать то, чем будут пользоваться другие. Но, во-первых, каждый должен понимать, что в развитии коммунальных систем заинтересованы буквально все - ведь в планах строительства и детские сады, и школы искусств и другие объекты социального назначения. Во-вторых, даже минимальная надбавка к тарифу в несколько копеек, которая не ударит по карману населения, в масштабах города даёт очень большие средства. В-третьих, никто и никогда не введёт надбавку к тарифу без согласования с представительным органом. Последнее слово здесь - за депутатами городской думы.
- А такой опыт уже существует - принятия комплексных программ, введения платы за подключение, надбавок?...
- Конечно, существует. Комплексные программы действуют в Петербурге, Москве и целом ряде городов центральной России. В Петербурге плата за подключение введена вообще ещё до выхода федерального закона, она была установлена законодательством субъекта. Если говорить об УрФО - комплексные программы действуют в Екатеринбурге, в Челябинске в Тюмени. 2 года назад такая программа была принята в Сургуте. Программы нормально работают, проводится мониторинг, в части финансирования они постоянно корректируются и совершенствуются, но опыт только положительный. Коммунальные системы получили источники финансирования для развития - это главный результат.
Я хочу, чтобы меня правильно поняли - мы не ратуем за введение плат и надбавок к тарифам из каких то корпоративных соображений. Напротив - этот путь предложило и облекло в форму закона государство. Другой путь, который и реализуется у нас де-факто, когда строителям приходится оплачивать установку новых ТП и РП, прокладку кабелей, а потом ждать, когда их расходы возместит городской бюджет, не урегулирован в должной мере нормативными актами и не позволяет сделать работу по развитию сетей системной.
- Не могу не задать вопрос, который возникает, наверное, в голове у каждого потребителя, который регулярно платит за коммунальные услуги: а так ли уж бедны наши предприятия коммунального комплекса? Ведь тарифы постоянно растут - почему бы "Горэлектросети" не строить необходимые объекты за счёт своей прибыли?
- Подобный вопрос задают многие предприниматели, обращающиеся за увеличением мощностей для развития своего бизнеса в ОАО "ГЭС". В виду описанной выше ситуации они получают от нас предложения профинансировать те или иные мероприятия по реконструкции электросетей. Скажу откровенно: получается, что в глазах бизнес сообщества мы выглядим не лучшим образом. Из-за отсутствия понимания реальной ситуации некоторые предприниматели уверены, что энергетики набивают себе карманы, вместо того, чтобы вести строительство новых сетей. На самом деле весь доход, заложенный в тарифе на электроэнергию, который получает ОАО "Горэлектросеть" за год - 338 млн. руб. Это сопоставимо со стоимостью строительства одного(!) крупного жилого дома. Из этой суммы целый год содержится в исправном состоянии парк техники, эксплуатируются сети, проводится их ремонт, устраняются аварии и неисправности, платятся налоги и зарплата (штат группы наших предприятий составляет более 370 человек). И при этом в тариф не заложено НИ ОДНОГО РУБЛЯ прибыли на новое строительство сетей! Таков закон в сфере государственного регулирования цен на электроэнергию!
Похожая ситуация - и в других коммунальных предприятиях. Именно поэтому наши коллеги из "Теплоснабжения" и "Горводоканала" также активно выступают за скорейшее принятие Программы комплексного развития коммунальных систем.
- Юрий Алексеевич, вы считаете, что принятие программы может реально оживить приток в коммунальные отрасли частного капитала?
- Коммунальные отрасли - очень обширное понятие. Где-то может совершенно безболезненно существовать частная собственность на объекты, такие, например, как котельные. Где-то муниципалитету разумнее сохранять полный контроль над инфраструктурой. Но, так или иначе, принятие комплексного плана развития создаст своего рода "правила игры" на этом поле. Работая над этой программой, мы стремимся сделать так, чтобы всё и всем было понятно, прозрачно и удобно.
Инвестиции в "коммуналку" - "длинные" деньги, с большим сроком окупаемости. Но знаете, чем они привлекательны? Коммунальное хозяйство практически не подвержено кризисам с точки зрения спроса на услуги. Потребность в них будет всегда. Не случайно опыт крупных частных компаний в Екатеринбурге, Петербурге, Москве показывает, что дальновидные предприниматели, обладающие большими капиталами, готовы вкладывать средства в системы жизнеобеспечения.
Другое дело, что с инвесторами надо работать. Предприниматели, желающие построить какой-то объект социально-бытового назначения - торговый центр, кинотеатр, аквапарк - а уж, тем более, готовые инвестировать в инфраструктуру, должны в кратчайшие сроки получать от муниципалитета всю необходимую информацию. Они должны ясно видеть, где в городе более удобные условия, в том числе для получения тех или иных ресурсов. На мой взгляд, необходимо закрепить за одним из отделов или управлений администрации полномочия по обеспечению инвестиционной деятельности. По опыту других городов нужно разработать инвестиционный паспорт Нижневартовска, принять нормативные акты, регламентирующие работу с приоритетными муниципальными инвестиционными проектами. Этот орган должен и сам готовить рамочные условия реализации тех или иных проектов.
Не бизнесмены должны бегать по кабинетам, собирая интересующую их информацию, а чиновники из мэрии искать контактов с инвесторами. При таком подходе дело пойдёт. Ну, а принятие комплексной программы развития коммунальных систем - станет хорошим подспорьем для выстраивания такой системы привлечения инвестиций в городское хозяйство.
www.duma72.ru/Articles.aspx?id=1783