(Из книги Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика 2004)
Введение. Инновационное обновление общества
Мир постоянно обновляется. И люди, и общественные системы, и даже природные системы - смертны. Время от времени, когда приходит срок, они уходят в прошлое - либо обновляются, омолаживаются и выходят на новые витки спирали своего жизненного цикла. На смену ушедшим приходят новые поколения людей и технологий, экологических, экономических, социокультурных систем. Разгадка этого великого ритма жизни и развития - увлекательное занятие для пытливых исследователей. Да и сами инновации в развитии общества - плоды науки и изобретательных умов. Время от времени поднимающиеся волны эпохальных и базисных инноваций преобразуют лицо общества, "девятым валом" проносятся по пространству планеты. Эти волны меняют лидирующие страны и цивилизации, создают фундамент для повышения эффективности воспроизводства и качества жизни (прежде всего в авангардных странах).
Понятие "эпохальные инновации" ввел в научный оборот нобелевский лауреат Саймон Кузнец. В нобелевской лекции 1971 г. он использовал этот термин для обозначения переворотов, которые происходят раз в несколько столетий, и радикально меняют лицо общества: "Основные прорывы в развитии человеческого знания, те, которые явились главными источниками долгосрочного экономического роста и широко распространились в мире, можно назвать эпохальными нововведениями. Изменчивый курс экономической истории можно, пожалуй, разделить на экономические эпохи, каждая из которых определяется эпохальным нововведением с присущими ей характеристиками роста" (1. С. 105). Таким эпохальным нововведением стала промышленная революция, развернувшаяся с конца XVIII века: "Современный экономический рост определяет особую эпоху в экономическом развитии. Если уровень общего экономического роста, скорость структурных изменений в экономической, институциональной и, возможно, даже в идеологической сферах настолько отличается от наблюдавшихся в предшествующие эпохи, то это означает революционное ускорение, и если различные регионы мира впервые в истории становятся настолько тесно взаимосвязаны, что образуют единое целое, то должен быть какой-то новый источник роста, новое эпохальное нововведение, которое вызвало столь радикальное различие. И можно утверждать, что этим источником роста является появление современной науки как основы развития технологии - прорыв в эволюционном развитии науки, который создал потенциал для развития технологии во много раз больший, чем существовавший до этого" (Там же. С. 108). Именно эпохальные нововведения и реализующие их потенциал волны базисных инноваций лежат в основе происходящих на стыке исторических эпох трансформаций общества, перехода его с одной ступени на другую.
Ушедший недавно в историческое прошлое ХХ век ознаменовался не только глубочайшими и широчайшими технологическими переворотами, в основе которых лежали две волны базисных инноваций, инициированных научными революциями начала и середины века. В этом веке были разгаданы тайны инновационной динамики, заложены основы теории инноваций в ритме циклично-генетических закономерностей развития общества. Главная заслуга в этом принадлежит Николаю Кондратьеву (2), Питириму Сорокину (3), Йозефу Шумпетеру (4), Саймону Кузнецу (1), Фернану Броделю (5), Герхарду Меншу (6).
Глубочайший цивилизационный кризис конца ХХ века, охвативший все сферы общества и его взаимоотношения с природой, является предвестником и стимулом очередной волны эпохальных и базисных инноваций, которая развертывается в условиях глобализации и становления интегрального социокультурного строя и служит основой и стержнем становления гуманистически-ноосферного постиндустриального общества. Это требует переосмыслить наследие ХХ века в области теории инноваций и методологии их прогнозирования, выработать эффективные механизмы использования плодов инноваций во благо, а не для гибели человечества.
Обновлении и развитие теории инноваций на базе циклично-генетических закономерностей развития общества (что само по себе служит базисной научной инновацией) активно осуществляется Отделением исследования циклов и прогнозирования Российской академии естественных наук, координируемыми им научно-общественными организациями - Международным фондом Н.Д. Кондратьева, Международным институтом Питирима Сорокина-Николая Кондратьева, Ассоциацией "Прогнозы и циклы", учеными кафедры теории и практики государственного регулировании рыночной экономики Российской академии государственной службы при Президенте РФ, где сложились сильная инновационная школа.
Настоящая монография является логичным продолжением опубликованных за последние годы автором цикла книг: "Русский циклизм: новое видение прошлого и будущего" (7), "Циклы. Кризисы. Прогнозы" (8), "The Past and the Future of Civilizations" (9), "Глобализация и взаимодействие цивилизаций" (10), "Рента, антирента, квазирента в глобально-цивилизационном измерении (11), "Rent, Anti Rent, Quasi Rent in Global Civilization Dimension" (12), а также учебного пособия РАГС "Инновации: теория, механизм, государственное регулирование" (13).
Однако это не просто систематизация ранее высказанных положений под ракурсом инновационного обновления, а шаг вперед в теории инноваций и методологии их продвижения. На суд научной общественности выносится ряд новых положений:
о кластере эпохальных и волне базисных инноваций, лежащих в основе трансформации общества в первой половине XXI века;
о взаимосвязи инноваций во всех сферах развития общества (не только научно-технологической, на чем обычно концентрируется внимание исследователей, но и в экономике, экологии, социально-политической и духовной сферах), в ритме действия циклично-генетических закономерностей его динамики и взаимодействия с природой;
о взаимосвязи эпохальных, базисных, улучшающих инноваций, псевдоинноваций и антиинноваций;
об инновационной ренте и квазиренте как основных источниках и стимулах периодической трансформации экономики и технологии;
об особенностях инновационных волн в динамике социокультурной сферы - науки, культуры, образования, этики, религии;
о сочетании рыночного и государственного механизмов инновационного регулирования в сфере эпохальных и базисных инноваций;
о становлении гуманистически-ноосферного постиндустриального общества, интегрального социокультурного строя и глобализации как важнейших эпохальных нововведениях XXI века, волне инновационного обновления мира и России в ближайшие и отдаленные десятилетия.
Конечно, выдвигаемые положения во многом являются спорными (сами по себе они инновационны) и могут потребовать уточнения в итоге научных дискуссий и на основе обобщения реально складывающихся тенденций. Но сейчас самое время не для частичного уточнения и детализированного развития уже высказанных положений, а для фундаментального прорыва в русле формирующейся на наших глазах и с нашим участием постиндустриальной парадигмы обществоведения. Кто-то должен начинать эту эпохальную научную инновацию, связанную с немалым риском.
Ю.В. Яковец
декабрь 2003 г.