15 мая 2007
5430

Юрий Евдокимов: К `нестандартным` регионам - особое внимание государства

Завершился первый год работы над масштабными преобразованиями в социальной сфере, ставшими и по количеству участников, и по привлечению ресурсов в полной мере общенациональными. Но в отдельных регионах, отличающихся суровыми климатическими условиями, географической отдаленностью, сложной демографической ситуацией, очень сложно реализовывать программы, сверстанные без учета всех этих особенностей. Специфику реализации национальных проектов в одном из таких регионов - Мурманской области - освещает ее Губернатор Юрий Алексеевич Евдокимов.

Важно отметить, что вопреки прогнозам скептиков уже сейчас наметился не только вполне ощутимый модернизационный эффект, но впервые за многие годы произошли положительные изменения в эмоциональном самочувствии большой группы людей - врачей, учителей, аграриев - тех, кто наиболее тяжело привыкал жить и работать в новых социально-экономических условиях. Они наконец ощутили реальное внимание к своим проблемам, получили импульс к развитию, а материальные стимулы серьезно повысили мотивацию в их тяжелом труде.
Безусловно, есть и проблемы. Тема игнорирования разработчиками нацпроектов региональных особенностей стоит в начале нового этапа работы, пожалуй, наиболее остро. К примеру, специалисты, получающие дополнительные выплаты, и их отраслевые профсоюзные организации регулярно поднимают вопросы начисления процентных (полярных) надбавок на суммы дополнительных выплат. Не урегулированы (и постоянно обсуждаются среди медицинских работников) вопросы об оплате родовых сертификатов с учетом районного коэффициента в части заработной платы и о дополнительном выделении средств на выплату единого социального налога (в настоящее время ЕСН вычитается из доли заработной платы).
С целью повышения значимости первичной медико-санитарной помощи, оказываемой жителям отдаленных населенных пунктов, региональное правительство смогло найти средства и осуществляет денежные выплаты медицинским работникам амбулаторий, работающим на участках с населением значительно ниже установленных нормативов, и в связи с этим не получавших доплаты, установленные постановлением федерального правительства. Но более масштабные затраты бюджету области, к сожалению, не по силам.
Не были учтены и разные стартовые условия в субъектах федерации, прежде всего при начале реализации проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Ну не может в одночасье начаться масштабное строительство в регионе, где за годы массовой миграции в период развала СССР из-за отсутствия спроса на новое жилье строительная отрасль практически прекратила свое существование, а завозимые строительные материалы увеличивают стоимость нового жилья в разы. ФЦП "Жилище" пока не смогла стать серьезным стимулом для местного бизнеса к развитию собственной базы строительных материалов.
Сейчас, когда отток населения из Мурманской области практически прекратился, а в ближайшем будущем на Кольском полуострове ожидается реализация целого ряда крупных экономических проектов, программа по строительству жилья дает шанс подготовить современную инфраструктуру для тех, кто будет возводить и осваивать новые производственные объекты. Современное и комфортное жилье является базовым фактором привлечения в наш регион молодых и высококвалифицированных специалистов. Но крайне трудно убедить менеджмент строительных организаций и руководство муниципальных образований области, а им - осознать, что именно они должны проявлять здесь инициативу.
Совсем недавно в Мурманске побывал председатель Союза строителей России Николай Кошман. Мы подписали Соглашение о сотрудничестве. Его результатом должны стать строительство завода по производству керамического кирпича из глин Ура-Губского месторождения и начало собственного производства цемента. Только при наличии местной базы стройматериалов у нас в перспективе появится возможность начать действительно массовое строительство относительно дешевого жилья. Предлагаем на федеральном уровне разработать подпрограмму, направленную на восстановление заводов крупнопанельного домостроения, модернизацию существующих и создание новых производств по выпуску строительных материалов.
В Мурманской области с 2003 года активно велась реализация целевой программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. За прошедший период было переселено 565 семей (1096 человек). После изменения федеральной программы, а также в связи с резким ростом стоимости жилья эта работа осложнилась.
Мы надеемся, что решение проблемы переселения из ветхого и аварийного жилищного фонда снова будет выделено в отдельную подпрограмму. Кроме того, целесообразно предусмотреть механизм финансирования реконструкции, капитального ремонта, модернизации муниципального жилого фонда (имеется в виду проблема брошенного пустующего жилья) и возможность финансирования объектов жилья незавершенного строительства. Помощь из федерального центра на этом направлении действительно могла бы помочь решать жилищную проблему достаточно большой группы людей с низкими доходами, вводить в строй социальное жилье. Только в одном муниципальном образовании области, в ЗАТО г. Снежногорск, недавно 24 молодые семьи получили квартиры в модернизированном за счет муниципального бюджета жилом доме. А вообще в нашем регионе в силу его специфики по предварительной оценке почти в половине муниципалитетов есть "законсервированные" строения, которые при соответствующей финансовой поддержке могли бы превратиться во вполне комфортное жилье.
Основная сложность в том, что несмотря на масштабную информационную кампанию пока не удалось добиться достаточно адекватного восприятия целей и задач приоритетных проектов, и, соответственно, результатов их реализации среди широких масс населения. Отсюда и определенное недовольство в среде медицинских работников и педагогов, оставшихся пока "вне проектов" (имеются в виду врачи-специалисты, персонал стационаров, преподаватели техникумов и ПТУ), и скоропалительные выводы о неудачах на некоторых направлениях. Разброс общественного мнения о национальных проектах достаточно широк: от полного одобрения до категорического неприятия. Но все же преобладающим настроением многих наших сограждан продолжает оставаться банальное равнодушие.
Одним из рецептов преодоления негатива может стать расширение количества участников реализации нацпроектов за счет новых, актуальных для регионов направлений.
В 2006 году оказался вне национального проекта рыбопромышленный сектор, имеющий самое непосредственное отношение к сфере продовольственной безопасности. А ведь стареющий флот и технологическое оборудование сегодня остро нуждаются в коренной модернизации. И здесь без государственной поддержки, без пристального внимания к этой сложной отрасли, наверное, не обойтись.
В нескольких заполярных регионах, в том числе и в Мурманской области, существует совершенно уникальный вид животноводства - северное оленеводство. Производство оленины дает возможность поставлять на рынок качественный диетический продукт, а также способствует сохранению уклада коренного населения Кольского полуострова - саамов. Возрождение этого промысла, внедрение современных технологий в оленеводстве может стать в будущем важным компонентом национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса".
Такие мероприятия, дополняющие уже реализуемые программы, смогут привлечь к работе сотни тысяч новых участников, кровно заинтересованных в развитии своего производства. Чувство сопричастности, личный вклад - это те инструменты, которые радикально способны изменить общественное мнение в пользу приоритетных национальных проектов.

Национальные проекты No 2 (9) 15 мая 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован