Название новой книги члена-корреспондента РАН Ж.Т. Тощенко сразу вызывает ряд
ассоциаций. В истории философии XX в. прочно утвердились определения современного человека как "бунтующего" (А. Камю), "одномерного" (Г. Маркузе). И вот - человек "парадоксальный". Открывая книгу, ожидаешь нетривиальности и глубины обобщений.
И тем более радостно, что работа оправдывает эти ожидания.
Автор неспроста выбрал в качестве фактического эпиграфа к своему изданию одно из самых ярких высказываний Б. Паскаля: "Что за химера этот человек? Какое новшество, какой монстр, какой хаос, какой узел противоречий, какое чудо! Судья всех вещей, слабоумный земной червь; носитель истины, клоака недостоверности и ошибок; слава и хлам вселенной... Узнай же, гордец, каким парадоксом являешься ты для себя!". В этих словах выражен предельный смысл всей философской антропологии, изумление перед непостижимой и неустранимой внутренней противоречивостью, интеллектуальной и этической амбивалентностью человеческого существа. И тем не менее - книга не столько о вечном в человеке, сколько о парадоксальности живущего в современной России человека. В том-то
и состоит ее специфика: она написана одним из известнейших социологов страны, в ее основу легли материалы и опыт многолетних исследований и наблюдений. Работа одновременно совмещает в себе два, казалось бы, различных ракурса: философско-антропологический и конкретно-социологический, причем совмещает таким образом, что они не только не противоречат друг другу, но взаимно друг друга обогащают.
Исследование Ж.Т. Тощенко представляет собой анализ того, что происходит с человеком в обществе, которое само изобилует парадоксами. По мнению автора, парадоксальность мышления и поведения присущи не только субъекту - как некое отклонение от того, что требует от него действительность. Напротив: "Социологический подход к парадоксам, - пишет он, - позволяет выявить их проявление в реальной жизни, в процессе осуществления тех или иных видов деятельности, ибо парадоксальность присуща не только процессу познания, но и самой действительности" (с. 53). Эта методологическая посылка позволяет автору установить отношения корреляции между проявлениями парадоксальности в мышлении и поведении индивида и объективной парадоксальностью социальной
организации общества. Чуть ниже он утверждает: "Анализ реальной ситуации в России показывает, что парадоксальность сознания стала неотъемлемой частью современной жизни" (с. 55). И действительно, переживаемая россиянами в настоящее время ситуация вызвала и продолжает вызывать глубокие изменения в их сознании. Если в течение предшествующих реформе десятилетий сознание населения было постоянным объектом направленной идеологической пропаганды, культивировавшей ряд уже ставших привычными для нескольких поколений мифов, ряд простых объяснительных схем, с помощью которых можно было без больших усилий мысли интерпретировать для себя прошлое, настоящее и будущее, то теперь оно попало в фокус скрещивающихся информационных потоков, стало жертвой попыток манипулирования им со стороны разнообразных политических сил. Естественно, что "средний человек" современной России уже другой. Его
сознание не столько демифологизировано, сколько усложнено, поляризовано и разорвано.
http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/214566.html