Москва. Депутаты Александр Коваль, Андрей Шевелев и Валерий Востротин повторно внесли в Госдуму проект закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта". Согласно финансово-экономическому обоснованию законопроекта, совокупная премия по этому виду страхования в 2006 г. должна составить 25.2 млрд руб., а бюджетные расходы на страхование ответственности госпредприятий, - 3.47 млрд руб. Впервые этот документ поступил в Госдуму осенью прошлого года, однако его вернули авторам в связи с отсутствием заключения правительства. 2 ноября заключение поступило, и авторы проекта, существенно изменив его, вновь направили документ на рассмотрение Госдумы. Законопроект обязывает владельцев опасных объектов (ОПО) страховать гражданскую ответственность за вред, который может быть причинен в результате аварии при эксплуатации ОПО. За неисполнение этой обязанности должностные лица предприятий, эксплуатирующих ОПО, штрафуются на суммы от 40 до 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), а юрлица - от 500 до 5000 МРОТ.Согласно измененному документу, имеющемуся в распоряжении АСН, опасные объекты, владельцы которых должны страховать гражданскую ответственность, разделены на три группы. Это:- автозаправочные и газонаполнительные станции и базы, на которых осуществляется хранение, оптовая торговля моторными топливами и другими горюче-смазочными веществами;- предприятия как единые имущественные комплексы, в состав которых входят цехи, участки, площадки, сооружения, технические устройства, а также иные производственные объекты, безопасность которых регулируется законодательством о промышленной безопасности;- гидротехнические сооружения. По договору обязательного страхования гражданской ответственности (ОСГО) при эксплуатации ОПО возмещению подлежит вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу потерпевших, а также расходы на вынужденное переселение из-за нарушения условий жизнедеятельности. В перечень этих расходов включаются стоимость проезда из зоны чрезвычайной ситуации до места временного проживания, а также предметов первой необходимости и продуктов питания. Потерпевшими, согласно законопроекту, являются находящиеся в момент аварии на территории РФ физлица, жизни, здоровью или имуществу которых причинен вред либо условия жизнедеятельности которых нарушены, а также расположенные в РФ юрлица, чье имущество пострадало в результате аварии. Страховая сумма по договору страхования устанавливается в размере:- 14.8 млн руб. - для ОПО, в результате аварии на котором может пострадать до 10 человек либо будут нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек ;- 54 млн руб. - соответственно 11-50 и 101-300 человек;- 290 млн руб. - 51-500 и 301-500 человек;- 340 млн руб. - 51-500 и 501-1000 человек;- 1.7 млрд руб. - свыше 500 и более 1000 человек. Страховая выплата для одного потерпевшего - физлица при причинении вреда жизни и здоровью составляет 300 тыс. руб., вреда имуществу - 180 тыс. руб., при нарушении условий жизнедеятельности - 100 тыс. рублей. Выплата юрлицам равна действительной стоимости погибшего или поврежденного имущества. Страховая премия определяется как произведение страхового тарифа и размера страховой суммы. В свою очередь страховой тариф состоит из базовых ставок тарифов и коэффициентов к ним. Страховые тарифы, их структуру и порядок применения, а также порядок применения страховщиками коэффициентов при определении размера премии устанавливает правительство. При этом не менее 80% премии предназначено для выплат потерпевшим. Базовые ставки тарифов устанавливаются по каждой группе ОПО в зависимости от вероятности и случайности причинения вреда в результате аварии на ОПО. Коэффициенты зависят от:- оценки уровня выполнения требований технической безопасности;- оценки состояния готовности владельца ОПО к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации. В отличие от первоначального варианта законопроекта, в новом документе отсутствуют положения, посвященные компенсационным выплатам в счет возмещения вреда жизни или здоровью потерпевших. Ранее авторы предполагали обязать страховщиков формировать целевой денежный фонд (резерв гарантий), в который отчислялось бы 5% от сборов по ОСГО организаций, эксплуатирующих ОПО. Выплаты из этого фонда должны были производиться в случае банкротства страховщика, выдавшего полис, или отзыва у него лицензии. Помимо этого, согласно прежнему варианту законопроекта, страховщики обязаны были формировать фонд для частичного финансирования мер по предупреждению аварий на ОПО, в который направлялось бы 3% от поступлений. Новый проект предусматривает добровольное формирование такого фонда.
СМИ: Агентство Страховых Новостей. Москва.
7 Ноября 2005 г.