08 августа 2008
2493

Жилищная реформа России: замысел и реализация // ЖКХ МIХ. - 2008. - Nо 3. - С. 16

Общая теория институциональных трансформаций, разработанная мною, вскрывает фундаментальные причины того, почему замыслы реформаторов 90-х годов ХХв. были радикально трансформированы в реальной практике, как в целом для экономической системы, так и для жилищного сектора. В ее рамках показано, что раздаточный тип экономики, являющийся базисной основой российской цивилизации, развивается на собственной институциональной платформе, совершенствуясь и видоизменяя формы, но сохраняя неизменной природу раздаточной экономики.
И так называемые «рыночные реформы» в 90-х гг. ХХв. фактически являются фазой институциональной трансформации в развитии раздаточной экономики России. Они осуществляются на основе компенсаторного института рыночной торговли и частного предпринимательства, который определяет особенности институциональной среды в этот период и запускает квазирыночный механизм, в рамках которого заимствуются западные рыночные институты.
Жилищный сектор – органическая часть экономической системы, в нем проявляются как базовые черты раздаточной экономики России, так и логика трансформационных процессов. Сначала заимствуются институты и механизмы классической рыночной модели из практики западных стран, однако по мере их внедрения происходит существенное видоизменение внедряемых институтов в соответствии с природой российской экономики. Весь объем видоизменений приводит к системному эффекту – задумывался переход от раздаточной экономики советского типа к рыночной модели, а на самом деле происходит существенное обновление самой раздаточной экономики, с окончательным оформлением к 2010-15гг модели либерального раздатка. Соответственно и жилищный сектор России будет базироваться на тех же принципах, что и вся экономическая система.
Жилищная реформа была ориентирована на создание института частной собственности через приватизацию жилищного фонда и развитие частного менеджмента по его обслуживанию. На самом деле приватизация привела лишь к существенному расширению прав по распоряжению квартирами в рамках видоизмененного института государственной собственности (с разделением на федеральный и муниципальный уровни).
Накануне приватизации в жилищной системе, базирующейся на прямой раздаче квартир гражданам с квартирной платой, не связанной ни с качеством жилища, ни с эксплуатационными издержками, накопилось значительное количество проблем, связанных с жесткостью в регулировании жилищных отношений. Приватизация вывела жилищные отношения на саморегуляцию, создав вторичный рынок жилья, существенно облегчающий обменные операции через сделки купли-продажи.
Внедрение частных обслуживающих организаций осуществлялось сначала в рамках Демонстрационных проектов в разных городах России, в том числе и в Новосибирске. С 1992-1996гг проводился их мониторинг под руководством автора доклада. Результаты эксперимента были неожиданными.
Во-первых, вскрылись главные дефекты административной системы управления в советское время. Таким дефектом была хозяйственная несамостоятельность нижних звеньев жилищного хозяйства, что создавало условия для «перекачки» ресурсов с нижнего уровня на верхний. Это привело к бюрократизации и резкому увеличению административно-управленческих издержек при катастрофически низком качестве жилищного обслуживания.
Во-вторых, в результате эксперимента стало ясно, что главным для повышения качества жилищного обслуживания является не замена государственных форм на частные компании, а формирование новой договорной модели управления вместо административной системы. Договорная модель предусматривает, что государственные органы, выступая в роли заказчика, заключают договоры с организациями различных организационно-правовых форм, выступающими в роли подрядчика по выполнению жилищных услуг. Именно отсюда родилась идея «управляющих компаний», которые в настоящее время создаются или на базе звеньев старой системы управления, или как новые частные фирмы.
Современное состояние реформы в ЖКХ связано с недостаточной четкостью и проработанностью взаимных обязательств, отсутствие конкретного механизма применения экономических санкций за нарушения условий договоров, а также механизма урегулирования спорных ситуаций по жилищно-коммунальному обслуживанию потребителей. Другими словами, предстоит решить еще много проблем, связанных с договорным правом, разделением функций заказчика и подрядчика, проведением конкурсов и т.д. Все это и составляет содержание современного этапа жилищно-коммунальной реформы.
Ситуация метаморфозы исходного замысла характерна и для внедрения частной ипотеки. В рыночном идеале – это финансовый механизм массового обеспечения населения жильем. На самом деле, после большого числа попыток внедрения разных ипотечных форм и поддержки государством процесса ликвидности закладных, стало очевидно, что частная ипотека – удел высокодоходных слоев населения. Поэтому изобретаются и уже внедрены в некоторых отраслях формы служебной и социальной ипотеки. Работник на предприятии сразу получает жилье в ипотеку от предприятия или организации под низкий процент (в случае социальной ипотеки) или без процента (в случае со служебной ипотекой) под условие его работы в течение определенного периода времени, фиксируемого как в ипотечном контракте, так и в его трудовом договоре.
За период отработки, при условии рождения детей, предприятие погашает его задолженность в определенных пропорциях. А поскольку нанятый работник уже живет в приличном жилье, то высока вероятность регулярного прибавления семейства, стимулируемого не только жилищными условиями, но и бонусами демографической государственной программы. В конце трудового срока, установленного договором, жилье переходит в собственность работника, и он может распоряжаться им по своему усмотрению, как и своей рабочей силой. Если же работник решил разорвать отношения с предприятием раньше срока, то остаток суммы по ипотеке ему придется доплачивать по рыночной стоимости квадратного метра и коммерческой процентной ставке, что должно быть обговорено в трудовом договоре в момент его заключения. Частная ипотека в классическом виде сохранится для обеспеченных слоев населения, приобретающих второе или дополнительное жилье как инвестиции в недвижимость.
Система обеспечения населения жильем уже вновь достраивается прямыми формами раздачи жилья социально незащищенным группам населения (инвалидам, ветеранам и т.д.) и лицам, состоящим на службе у государства (войска, внутренние органы правопорядка и т.д.), в результате чего вновь сформируется социальное жилье. А проблемы обеспечения землей и инженерными коммуникациями массового индивидуального строительства возьмет на себя только что созданный федеральный Фонд содействия жилищному строительству. Таким образом, либеральный раздаток в жилье выстроится на основе сочетания частных форм обеспечения жильем с системой нового государственного обеспечения.
Квартирная плата по замыслу реформаторов должна была стать основой финансовой самоокупаемости жилищно-коммунальной отрасли. Однако под влиянием множества причин квартирная плата повышается лишь до того размера, который определяется максимально-предельной долей расходов на жилье в бюджете средней российской семьи. Именно поэтому к этой отрасли вновь подключены бюджетные ресурсы через Государственную корпорацию ЖКХ, деятельность которой связана с капитальным ремонтом аварийного и изношенного жилья. Другими словами, бюджетный ресурс снова «достраивает» квартирную плату для воспроизводства жилищной отрасли, и на современном этапе реформы должна сформироваться реальная пропорция между населением и бюджетом. В то же время, уже сейчас позитивным моментом является то, что новая квартирная плата способствует приведению в соответствие платежеспособности семьи с количеством и качеством занимаемой ею площади.
Жилищно-коммунальный сектор в нынешнем его виде формировался как составная часть экономической системы в целом за счет государственных ресурсов, в совокупности превышающих индивидуальные финансовые возможности населения. Поэтому, скорее всего, этот сектор и в дальнейшем будет выступать как общественное благо, большая доля которого должна воспроизводиться из совокупных (бюджетных) доходов общества. Коммунальный, централизованный характер создает предпосылки для существования только одного хозяина-собственника всего жилищного хозяйства. В условиях такой инфраструктуры невозможно автономное управление отдельными домами по той причине, что технологические элементы жизнеобеспечения каждого дома вплетены в общую систему городского хозяйства. Такая технология обеспечила в свое время быструю индустриализацию и рост городов России. В настоящее время она выступает реальным ограничителем на переход к чисто рыночным отношениям, но не является препятствием на внедрение эффективной договорной формы управления, в которой муниципальные органы выступают в качестве заказчика и обеспечивают единый коммунальный стандарт. В качестве подрядчика жилищного обслуживания выступают управляющие компании, выбираемые жильцами и нанимаемые на конкурсной основе.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован