в книге: Политика как общественный феномен. М.: Кн. дом "ЛИБРКОМ", 2010, с. 39-43.
***
В наиболее общем виде к числу "управляющих" можно отнести тех, кого именуют политической элитой либо политическим классом. Эти два понятия часто употребляются как равнозначные. Понятие "политический класс", как представляется, более четко очерчено; под ним понимается совокупность лиц, профессионально занятых в сфере политики. Понятие "политическая элита" можно трактовать более широко и более узко. К "политической элите" в широком понимании помимо "политического класса" можно отнести лиц, формально не занимающихся политикой, но в заметной мере влияющих на общественное мнение и, в конечном счете, на политику, например видных ученых-политологов, экономистов, политтехнологов "высшего звена", владельцев национальных газет и других СМИ, их ведущих политобозревателей. В более узком понимании "политическая элита" - это лишь лучшие представители "политического класса". Думается, однако, что для политологического анализа первая трактовка все-таки более правомерна и продуктивна.
Необходимо отметить, что понятие "политическая элита" двойственно и спорно. Так, в рамках эгалитарных демократических идеологем оно носит явно негативный оттенок [60]. Значение слова "элита" как "лучшие представители какой-то части общества, группировки и т. п.", которое дают толковые словари, неприемлемо для сторонников эгалитаризма, всеобщего равенства как принципа организации общественной жизни.
В определенном ракурсе, в определенном контексте о "политической элите" говорят также как о той части общества, которая наделена социально полезными положительными чертами, - в первую очередь, ярко выраженным чувством ответственности перед обществом и государством. К сожалению, приходится констатировать, что далеко не всегда есть основания относить это качество ко всем представителям "политической элиты" или к ее большинству.
Одним из главных условий того, чтобы политический класс работал прежде всего в общественных интересах, а не "на себя", является прозрачность, "транспарентность" его деятельности и наличие действенных способов контроля над этой деятельностью со стороны граждан, о чем мы уже говорили. (Конечно, в практической политике часто возникает оправданная интересами национальной безопасности или успехом дела потребность в непрозрачности, однако это частные случаи)
Другое условие - это постоянное обновление политического класса за счет притока свежих сил. Они среди прочего должны соответствовать духу и потребностям времени и тем процессам, которые меняют мир в целом и конкретное государство в частности. Политический класс должен, безусловно, обладать высокими профессиональными качествами, в числе которых - знание и понимание логики принимаемых государственных законов, умение законотворчеством задать такой вектор развития страны, который повышал бы ее качественное состояние в сравнении с другими странами. Параллельно, качественная оценка представителей политического класса одной страны - уровень политического мышления, материальное положение, морально-психологическое состояние - происходит в процессе сравнения с представителями этого класса в других странах. Эта тенденция в условиях растущей взаимозависимости, глобализации, развития мирового информационного пространства постоянно усиливается. Соответственно повышаются требования к политическому классу, к знанию и пониманию явлений и процессов, происходящих в других странах, в различных подсистемах мировой политики и в ее системе в целом. Отсюда - императивность для политического класса постоянного самообразования и разных форм "повышения квалификации" в образовательных учреждениях.
viperson.ru