(В связи с 70-летием начала Великой Отечественной войны)
Не следует упускать из виду и проблемы с техникой, необходимой для ведения тактической и оперативной разведки. В частности, в наших вооруженных силах до конца Великой Отечественной войны так и не появился специальный самолет серийного выпуска для разведки и корректировки артиллерийского огня, подобный знаменитой "раме" ("Фокке-Вульф 189"), которая широко использовалась гитлеровскими войсками, существенно повышая их боевые возможности.
В СССР в ходе войны был создан в КБ П.О.Сухого самолет-разведчик, аналогичный "Фокке-Вульф 189", с такой же компановкой фюзеляжа (трехместный двухбалочный самолет с двумя двигателями воздушного охлаждения - "проект РК"). Однако по разного рода причинам он так и не был запущен в серию. После войны на базе модернизированного "проекта РК" был создан самолет-разведчик Су-12, значительно больший по размерам, чем "рама". Но и он в серийное производство запущен не был.
Как отмечали немецкие специалисты, одной из задач такого рода самолетов было наблюдение за продвижением своих войск. (Это крайне важная функция боевого управления, которая часто недоучитывается в наших Вооруженных силах. Оценивая общую боевую обстановку, вышестоящим инстанциям нельзя полагаться лишь на доклады нижестоящих штабов и командиров.) Достаточно большое число таких самолетов-разведчиков необходимо было для ведения практически постоянного наблюдения (и аэрофотосъемки) одних и тех же районов. При этом в германских вооруженных силах много внимания уделялось тому, чтобы данные аэрофотосъемки (и разведданных из других источников) не оставались в виде "коллекций" в высших штабах, а немедленно размножались и в требуемом количестве срочно рассылались в войска. К тому же "Фокке-Вульф" был весьма малоуязвимой машиной, на что обратили внимание многие асы советских Военно-воздушных сил.
Один из командующих гитлеровского люфтваффе фельдмаршал Альбрехт Кессельринг в своих воспоминаниях отмечал, что завоевание господства в воздухе германскими ВВС в первые дни войны против СССР обеспечила "прекрасно проведенная аэрофотосъемка" (и в целом "непрерывная воздушная разведка"). Благодаря этому, по оценке Кессельринга, в больших количествах советские самолеты были поражены на земле. К сожалению, этому во многом способствовал довоенный запрет высшего советского руководства сбивать гитлеровские самолеты, вторгавшиеся в воздушное пространство СССР. В результате, по ряду оценок, люфтваффе смогло практически беспрепятственно осуществить сотни разведывательных полетов над войсками приграничных военных округов РККА в предвоенные месяцы 1941 года.
Завоевание гитлеровцами господства в воздухе позволило в свою очередь бомбардировщикам, штурмовикам и истребителям люфтваффе наносить удары по советским войскам, продвигающимся к линии фронта и от нее как в пешем строю, так и по железным дорогам, а также по обнаруженным местам скопления советских войск, усилить поддержку с воздуха действий танков и пехоты по подавлению местных очагов сопротивления (или по отражению попыток частей Красной Армии зайти во фланг гитлеровских войск).
Что касается ВВС Красной Армии, то, как отмечает в своем исследовании отечественный современный автор Борис Хазанов, "разведывательная и корректировочная авиация исполняла в предвоенный период роль "золушки советских ВВС". Она не получала ни современной материальной части, ни опытных экипажей".
В вермахте накануне вторжения в Советский Союз значительно большее внимание, чем в наших вооруженных силах, уделялось средствам радиотехнической разведки. На первом этапе Великой Отечественной войны это давало дополнительные, весьма важные данные для германского командования для нанесения ударов по важнейших элементам системы военного управления, особенно в оперативном звене, и даже в оперативно-стратегическом звене.
Если говорить о Красном Флоте, то здесь тоже ощущались острые проблемы со связью, с радиолокационными средствами, с морскими самолетами-разведчиками, с современными скорострельными орудиями для ПВО, с минными тральщиками и их современным оснащением (которое создавало бы для соответствующих сил РККФ адекватные возможности иметь дело с донными акустическими и магнитными минами).
В целом высшее советское государственно-партийное руководство и высшее военное командование накануне Великой Отечественной войны и в ее начальный период не смогло обратить должного внимания на многие "тонкие характеристики" технической оснащенности РККА и РККФ. В значительной мере это было прямым следствием сверхцентрализации системы принятия решений по вопросам военного строительства в СССР и массовых репрессий в отношении высококвалифицированных военных специалистов и работников оборонной промышленности.
Средства связи, аэрофотосъемки, радиоразведки, радиолокации - все это были "нерапортоемкие средства" в отличии от танков, самолетов боевой авиации, надводных кораблей и подводных лодок (с понятием "нерапортоемкие средства" меня познакомили работники ВПК Совмина СССР в 1980-е годы. - АК). В "рапортоемкие", по их определению, попадало более воздействующее на воображение оружие - ракеты, танки, самолеты ударной авиации, крупные надводные и подводные корабли.
viperson.ru