Единственный общественный транспорт Архангельска накануне своего 100-летия переживает далеко не лучшие времена. В последнее время тема общественного транспорта практически не сходит со страниц городских газет. Очень часто в этой связи упоминаются фамилии депутатов различного уровня - мол, "угробили" муниципальный транспорт, сами себе устанавливают тарифы и маршруты...
О том, что на самом деле происходит с общественным транспортом в областном центре, мы беседуем с "вдвойне заинтересованным" лицом - депутатом Архангельского городского Совета по избирательному округу NN6 и одновременно руководителем одного из автотранспортных предприятий Вячеславом Широким.
Многие из нас еще помнят конец девяностых годов, когда уехать на муниципальном автомобильном транспорте в Архангельске было достаточно проблематично: потрепанные автобусы постоянно ломались, нарушая установленные графики движения, а те, что в конце концов приходили, были до крайней степени переполнены. Именно тогда, в далеком теперь уже 1998 году, по призыву мэрии на улицы города вышли частные автобусы, на многие из которых без улыбки (а то и без страха) смотреть было просто невозможно...
- Положение действительно было критическим, - вспоминает то время Вячеслав Широкий. - Муниципальное предприятие АПАП-1 из-за нехватки техники, топлива и роста задолженности по оплате льгот не смогло в полной мере качественно обслуживать жителей областного центра. Доходило и до трагических случаев, когда горожане, пытаясь залезть в автобус, поскальзываясь, попадали под колеса... Руководители городских предприятий и частники выпустили на городские маршруты все имеющиеся в строю автобусы - даже старенькие потрепанные "КАВЗики" и "Кубани". Для большинства жителей города это было, безусловно, положительным явлением - была снята острота проблемы пассажирских перевозок.
Однако далеко не все предприниматели, оказывающие транспортные услуги, захотели это делать в соответствии с утвержденными в мэрии договорами и распределенными маршрутами - таким образом в городе появились так называемые "нелегальные" перевозчики. Естественно, что они не захотели ездить по окраинам города, где пассажиропоток относительно небольшой, а дороги находятся в ужасном состоянии. Поэтому они выбрали для себя самые "лакомые куски" городского транспортного пирога - маршруты вдоль Обводного канала и Троицкого проспекта. В результате муниципальные предприятия, вынужденные перевозить льготников и имеющие большую налоговую нагрузку, не выдержали неравной борьбы.
- От сегодняшней ситуации, когда "не пассажир ждет автобус, а автобус ждет пассажира", архангелогородцы, безусловно, выигрывают. Однако есть и другая сторона медали: неимоверное количество автобусов приводит к значительному ухудшению безопасности движения...
- В областном центре сложилась парадоксальная ситуация: "нелегалы" фактически дублируют все самые выгодные официально разрешенные маршруты. Пресловутые "гонки по Троицкому" как раз и обусловлены наличием в городе "дублеров". Происходит это следующим образом: у идущего согласно официальному графику по утвержденному маршруту "законного" автобуса недобросовестные конкуренты любыми способами пытаются выхватить платного пассажира. При этом, как правило, вечерами и в выходные дни, когда пассажиропоток уменьшается, нелегальные перевозчики не работают.
Кроме того, нужно понимать, что огромное количество единиц общественного транспорта отрицательно влияет и на величину тарифов. Ведь в том случае, когда так называемый коэффицент наполняемости уменьшается и автобусы ходят полупустыми, затраты перевозчиков превышают доходы от продажи билетов.
Как следствие - перевозчики вынуждены обосновывать повышение тарифов исходя из сложившихся собственных затрат.
- Казалось бы, в сложившихся условиях "количество должно переходить в качество" и на смену маленьким автобусам должны прийти большие и комфортабельные. На ваш взгляд, почему этого до сих пор не происходит?
- Данный вопрос тоже напрямую зависит от величины доходов перевозчиков. Статистика показывает, что количество жителей в Архангельске имеет тенденцию к уменьшению. В этих условиях нелегалам все равно на чем промышлять, а официальные перевозчики просто не могут собрать необходимых средств для технического перевооружения и приобретения больших автобусов.
Очевидно, что последние решения мэра, решившего узаконить всех "нелегальных" перевозчиков, не только поставят жирный крест на перспективах больших автобусов, но и подвергнут большим сомнениям саму возможность возобновления в городе троллейбусного движения. Как мы все прекрасно помним, троллейбус предполагалось пустить по главной улице города - Троицкому проспекту. В нынешней ситуации электрическому транспорту там просто не найдется места: проспект значительно перегружен и по статистике дорожно-транспортных происшествий занимает лидирующее место. Это подтвердил и главный городской автоинспектор Алексей Иванович Максимов, заметивший на совещании в мэрии, что на Троицком проспекте места для движения троллейбусов сегодня просто нет.
С позицией мэрии я как депутат городского Совета категорически не могу согласиться: кроме экологической безопасности, троллейбусы имеют и большое социальное значение. В настоящее время очень много жалоб депутатам на организацию движения поступает от родителей с детскими колясками, которые не могут влезть в "пазики", особенно в часы пик. Поэтому, если мы хотим жить в уютном городе с хорошо развитым общественным транспортом, то должны сделать правильные выводы. И мэрии, если она по-настоящему заинтересована в возрождении троллейбуса, следовало бы начать с наведения порядка в количестве перевозчиков и формирования необходимой экономической ниши, в которой мог бы работать электрический общественный транспорт.
- Нелегальные перевозчики работают разное количество времени - некоторые с самого начала, другие к ним присоединились позже. При этом вопрос об их легализации возникал много раз. Как вы думаете, с чем на этот раз связан всплеск активности в обсуждении этого вопроса?
- В настоящее время "нелегалы" постоянно вводят для себя новые маршруты, приобретают новую технику и уплотняют свои наиболее прибыльные графики движения - делают то, что мэрия не разрешает делать перевозчикам, имеющим официальные договоры. И сегодня многие предприниматели задумываются, а нужно ли было соблюдать все договоренности, нести большие убытки по перевозке льготников, если сейчас кому-то вдруг узаконят самые рентабельные маршруты?
Каждый раз все обсуждения о "легализации" сводились к тому, что "автопираты" не понимали, зачем нужно платить городу за содержание остановок и предоставлять горожанам какие-то льготы, если можно было ездить, где им вздумается и как им вздумается... Совершенно понятно, что сегодня желание "нелегалов" выйти из тени связано с подготовкой федерального закона "Об автомобильном транспорте", который примет новую редакцию Устава автомобильного транспорта. В настоящее время действует Устав, утвержденный в восьмидесятых годах прошлого века. Конечно, он во всех отношениях морально устарел, но с помощью нового документа можно будет навести порядок и расставить все по местам. Этого-то как раз и боятся наши недобросовестные конкуренты.
- С помощью каких средств, по вашему мнению, можно изменить ситуацию с общественным транспортом в лучшую сторону?
- Справедливости ради нужно отметить, что Архангельск сегодня является одним из передовых городов в целом по России, в которых реализована спутниковая система мониторинга за движением автобусов. Однако серьезным тормозом в развитии общественного транспорта является отсутствие поддержки со стороны областного бюджета, в котором не предусмотрено компенсации затрат на перевозку льготных пассажиров, относящихся к областному регистру.
В городском бюджете ситуация, как известно, тоже далеко не безоблачная. Тем не менее я как депутат горсовета буду добиваться выделения средств на компенсацию стоимости проездных билетов для школьников и студентов - на то, к чему город имеет непосредственное отношение.
Что касается очень волнующих горожан вопросов о культуре обслуживания в автобусах, то опыт работы нашего предприятия убедительно доказывает, что все эти вопросы решаются довольно просто - от поощрения лучших работников до "разбора полетов" и наказания виновных.
Как известно, именно в Архангельске ровно сто лет тому назад был пущен первый пассажирский автобус, и открыл его частный предприниматель.
Однако, вместо того чтобы не просто гордиться славой первого в России города, начавшего регулярное автобусное движение, но и приумножать славные традиции, мы до сих пор вынуждены считать нормальный большой комфортабельный автобус непозволительной роскошью. Хотелось бы, чтобы вековой юбилей российского автобуса стал для всех нас началом нового этапа развития общественного транспорта в Архангельске, и все основания для этого у нас есть.
Что для этого нужно? Пусть мои слова никого не пугают...
Первое, вместо ПАЗиков мэрия должна организовать движение троллейбусов по главной улице. Скоро их может не стать, поэтому нужно спешить. Параллельно необходимо вернуть троллейбус на Воскресенскую, Обводный канал, пустить маршрут в Соломбалу. Пускать троллейбус по Ленинградскому не имеет смысла, там слишком мало места, а вот по Московскому как раз, тем более, что эта магистраль в ближайшие несколько лет протянется до улицы Ленина.
Второе, наладить диалог с региональной властью, поскольку сегодня два департамента транспорта (мэрии и администрации области) работают в автономном режиме. Недавно мэр города на встрече с жителями заявил, что намерен выстраивать конструктивный диалог со всеми ветвями власти - отраслевые департаменты должны превратить это в жизнь.
Третье, и об этом уже неоднократно говорилось, необходимо разработать чёткие и жёсткие "правила игры" для всех перевозчиков и, главное, внедрить в жизнь систему контроля за исполнением этих правил.
На ближайшую перспективу этого будет вполне достаточно. Достаточно для того, чтобы начать процесс. А результатом процесса должна стать ситуация, когда общественный транспорт станет не только способом извлечения прибыли для его владельцев, а, в первую очередь, превратится в качественную услугу, предоставляемую всем без исключения горожанам.
Сергей Немцов
pravdasevera.ru