17 декабря 2015
2528

Безналичные платежи: динамика за два года

МОСКВА, 17 декабря 2015. – Безналичный способ оплаты стал более популярен, и в первую очередь — в интернет-коммерции.Таковы результаты исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенного в партнерстве с компанией United Card Services.

На сегодняшний день банковская карта есть у большинства россиян – 71%. За период с 2009 года доля их владельцев выросла более чем в два раза — с 31%. Число тех, кто планирует оформить карту, — 4%. Каждый четвертый россиянин (23%) не имеет «пластик» и не собирается начать им пользоваться в ближайшее время.

Ежедневное пользование наличными деньгами сократилось за два года: если в 2013 году 69% каждый день расплачивались наличными, то теперь — 56%. Не используют наличные вообще – 7% (в 2013 году 2%).

Безналичный способ оплаты покупок стал более востребован: за два года почти в четыре раза выросло число россиян, ежедневно совершающих безналичные платежи (с 4% до 15%). В целом чаще одного раза в неделю таким образом проводят оплату 37% опрошенных. Никогда не прибегают к безналичным платежам 35%, и доля таковых увеличилась за два года с 15%.

Рост безналичных платежей — за счет интернет-торговли. Если посмотреть структуру проведения платежей в различных торговых и развлекательных точках, то с 2013 года значительно выросла доля безналичных платежей только в интернет-магазинах (55% сейчас и 14% два года назад). Это объясняется увеличением доли пользователей такими магазинами (в 2013 году таковых было около 40%, а сейчас – около 90%). Незначительный рост (на 4 процентных пункта) безналичных операций можно отметить в сегменте торгово-развлекательной индустрии. Основная причина предпочтения наличных – привычка, хотя постепенно этот довод начинает терять позиции (62% в 2013 году и 57% в текущем). Второй фактор, который влияет на выбор способа оплаты, — доверие к «живым» деньгам (25% в 2013 году и 32% — в 2015). 29% отмечают, что наличные у них чаще при себе (27% в 2013 году). Каждый пятый опрошенный, который предпочитает оплачивать покупки наличными, получает зарплату «на руки». Еще 18% отмечают, что в тех местах, где они что-то покупают, нет безналичной оплаты. 7% не умеют проводить безналичные платежи, а каждый десятый сетует, что так сложнее контролировать траты. 12% признались, что им нравится держать в руках настоящие деньги.

Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в ноябре 2015 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Анализ United Card Services

В 2015 году рост среднего чека был зафиксирован только в торговом эквайринге по Москве и Московской области. Общая тенденция 2015 года – это падение среднего чека, как в оффлайновой торговле, так и в интернете. Самое большое падение среднего чека (47%) в 2015 году было зафиксировано по интернет платежам в регионах. А самое незначительное (около 10%) по Москве и области.

Количество безналичных операций в оффлайн среде превышает платежи в сети интернет в несколько раз. Тем не менее в 2015 году по сравнению с 2014 годом сумма оплаченных покупок через интернет жителями России увеличилась на 9%. По Москве и области на 1,2%, а в регионах больше чем на 25%. Эта тенденция также прослеживается и в увеличении количества транзакций, что говорит о том, что в 2015 году российский потребитель предпочитал приобретать товары через интернет. А падение среднего чека говорит о том, что все-таки расходы потребителя в сфере торговли и развлечений значительно сократились, особенно в регионах.     

Ирина Лобанова, руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ: «В целом в настоящее время на рынке безналичных платежей формируется интересная тенденция. Потребители, ранее регулярно совершавшие безналичные платежи, все чаще делают выбор в пользу таких каналов и инструментов оплаты. В то же время те, кто был мало вовлечен в категорию, то есть, совершал такие платежи редко, возвращаются к наличным, увеличивая, таким образом, долю тех, кто не совершает безналичных операций. Причинами тому может быть множество факторов – и снижение уровня доходов, и стремление бизнес-сегмента сэкономить на издержках, связанных с безналичными операциями. В некоторых предприятиях малого и среднего бизнеса это приводит к тому, что часть заработной платы, например, выплачивается наличными, а потребителям проще тратить денежные средства в том виде, в котором они их получили. Некоторые же торгово-сервисные предприятия прибегают к различным способам стимулирования наличных платежей».  

Владимир Кононов, руководитель блока «Продажи и маркетинг» United Card Service: «На сегодняшний день на рынке превалируют два основных тренда: потребители стали покупать чаще, но на меньшие суммы, что отчасти характеризуется тем, что покупателей различными методами мотивируют использовать для оплаты покупок платежные карты. Второй момент, что в период кризиса покупатели стараются сэкономить, в первую очередь, отказываясь от крупных покупок. Наиболее ярко эта тенденция прослеживается в регионах, где доходы ниже. Несмотря на меньшее количество операций в онлайн, их доля продолжает расти. В прошлом году оффлайн операций было больше в 17 раз, а по результатам этого года – количество онлайновых транзакций меньше оффлайновых всего в 12 раз. Это отражает как тренд на развитие электронной коммерции в целом, так и увеличение доли безналичных платежей в ней. Покупательский бум, происходивший в предновогодний период в прошлом году, в этом году не повторится. Цены на все продукты уже выросли, мотивация купить что-либо в прок по старой более низкой цене отсутствует. К сожалению, наступило время экономии. По многим нашим предприятиям прослеживается снижение оборотов, и по мере продвижения в регионы эта ситуация просматривается более отчётливо».          

Полный материал см тут, http://nacfin.ru/beznalichnye-platezhi-dinamika-za-dva-goda/

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован