Счетная палата контролирует власть
На днях глава Счетной платы России Сергей Степашин был выдвинут кандидатом в члены управляющего совета ИНТОСАИ. Созданная в 1953 году, эта международная организация высших органов финансового контроля представляет собой авторитетный всемирный альянс государственных аудиторских институтов из почти 190 стран мира. Счетная палата РФ стала членом ИНТОСАИ, как и ее европейского отделения ЕВРОСАИ, с момента своего создания в 1995 году. Это событие "НГ" комментирует политолог Вячеслав Никонов.
- Как вы считаете, Счетная палата - это некий политический инструмент или всего лишь контрольный политический орган?
- Это все-таки контрольный орган. На мой взгляд, это не политический инструмент. Вообще создание и деятельность СП предусмотрена Конституцией Российской Федерации, и только в этом смысле это институт государственный, а значит, по определению - политический. Но функции, которые она выполняет, - контрольные. Счетная палата не участвует в политике, хотя ее формирование является в какой-то мере результатом политики. Кандидатуру главы СП предлагает президент, а состав аудиторов предлагается и утверждается парламентом. В этом смысле СП, выполняя функции аудиторские, является институтом, который встроен в российскую государственную систему. И как в любой стране, такие институты выполняют и определенную политическую роль
- Во всех остальных цивилизованных странах высшие органы финансового аудита - это цепной пес налогоплательщика. А в России? Цепной пес налогоплательщика? А может быть - президента?
- Ну, в принципе, я думаю, одновременно и цепной пес тех органов, которые формируют СП, и налогоплательщиков. Потому что у нас налогоплательщики одновременно являются и избирателями, которые формируют соответствующие палаты Федерального собрания, и избирают президента Российской Федерации. То есть эти органы являются цепным псом налогоплательщиков в той степени, в которой государство является защитником интересов избирателей. Чем более демократично государство, чем более подотчетны обществу государственные институты, формирующие контрольные органы, тем в большей степени защищаются интересы налогоплательщиков, а не только государства. Хотя я не стал бы проводить какой-то разграничительной черты между интересами государства и налогоплательщика. Очень часто они совпадают.
- Какова роль Счетной палаты в построении гражданского общества?
- Гражданское общество - это та ее часть, которая способна действовать независимо от государства. Создание условий для этого - задача многих государственных институтов. Хотя на это уходит время, потому что гражданское общество должно вызревать в течение длительного времени. Контроль за государством - это вообще важнейшая роль гражданского общества. И хотя СП является скорее государственным институтом, она выполняет функции, которые важны для российского гражданского общества, - контроль за деятельностью государственных институтов. Я скажу, что между Счетной палатой и Общественной палатой довольно тесные отношения. Недавно прошло очередное пленарное заседание ОП, где обсуждались вопросы местного самоуправления и развития здравоохранения. По обоим вопросам там было что сказать представителям СП, и Сергей Степашин выступал с докладом по здравоохранению. Здесь функции ОП и СП во многом совпадают в части контроля за деятельностью государственных институтов.
- Может ли Счетная палата контролировать власть?
- Счетная палата, собственно, и контролирует власть. Одна из важнейших функций власти - распределение финансовых потоков, а то, что делает СП, - это как раз контроль за осуществлением государством (а значит, и властью) своих основных функций. Да, Счетная палата, безусловно, власть контролирует.
- Известно, что субъекты гражданского общества все больше ассистируют Счетной палате. Каким образом?
- Наверное, одно из важнейших направлений ассистирования гражданского общества - это взаимодействие с ОП. Но существуют и другие организации, институты, которые готовы помочь СП в реализации ее основных функций. Например, это СМИ, российская пресса, которая всегда охотно поддерживает и СП, и другие контролирующие органы, выводя на свет те или иные случаи, которые выявлены Счетной палатой. Есть общественные организации, в частности, Российский союз налогоплательщиков, который достаточно активно о себе заявляет и, насколько мне известно, достаточно тесно взаимодействует со Счетной палатой.
- Находит ли деятельность Счетной палаты признание за рубежом?
- Как мы видим, да. Если руководителю нашей Счетной палаты предлагается одно из руководящих мест в ИНТОСАИ, где, насколько я знаю, будет только два представителя от Европы, причем второй - генеральный контролер и аудитор Великобритании, это свидетельствует о том, что заслуги нашей Счетной палаты оценены.
- Как рассчитать КПД Счетной палаты?
- Этот коэффициент, как и коэффициенты других контролирующих органов, измеряется обычно количеством средств, возвращенных в бюджет, поделенным на количество средств, затраченных на поддержание соответствующей структуры. В случае со Счетной палатой этот показатель составляет около 20, а если выразить в процентах, то эффективность деятельности получается 2000%. Достаточно хороший КПД по мировым меркам! Но это не говорит о том, что у нас вся система контролирующих органов эффективна. В последнее время получается так, что количество контролирующих органов растет. И это не только порождает конкуренцию между ними, но и создает дополнительные возможности для коррупции. Это хорошо известно из мировой практики, из законов Паркинсона и здравого смысла: чем больше контролирующих органов, принадлежащих к самым разным государственным институтам, в том числе и тем, кому вовсе не предписаны функции государственного контроля, - тем ситуация становится хуже, а не лучше. Я бы выступил за то, чтобы у Счетной палаты было как можно меньше конкурентов на поле контроля и государственного аудита. Хотя надо признать, что законы бюрократической логики настраивают не на самый оптимистический лад.
"Независимая газета"
Николай Уколов
24 октября 2006
http://www.ryzkov.ru/