Правительство всерьез намерено заняться развитием Дальнего Востока. Сразу два высокопоставленных чиновника, по образному выражению первого вице-премьера Сергея Иванова, "в четыре руки накрыли регион". Вместе с премьер-министром Михаилом Фрадковым заместитель председателя правительства проводит рабочую поездку по ряду дальневосточных городов. Премьер движется с севера, а первый вице-премьер - с юга. Задача у обоих, в общем-то, одна - изучить состояние промышленности и транспортные инфраструктуры. Москва хочет разрушить устоявшееся мнение, что Дальний Восток - это окраина страны.
В планах Сергея Иванова посещение Владивостока, Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска и Курильских островов. Везде он будет посещать предприятия промышленности, представляющие интерес как для государства, так и для частных инвесторов, рассматривать с главами городов перспективные и инвестиционные проекты. Например, с губернатором Приморья Сергеем Дарькиным он изучал возможность строительства на острове Русский (он запирает вход в бухту Золотой Рог, в которой расположен Владивосток) культурно-оздоровительного города.
К 2012 году под готовящийся саммит государств АТЭС на острове хотят построить целый комплекс зданий, рассчитанный на проведение не только самого международного форума, но и на туристические перспективы, для того, чтобы россияне и гости из-за границы смогли прекрасно отдохнуть и во время самого форума, и впоследствии.
"Я сам здесь нырял, - сообщил Иванов, - я видел этих морских звезд и крабов, это такая красота! Я считаю, что мы можем создать место, куда наши туристы будут ездить с большей охотой, чем в тот же Египет".
Пока о конкретных параметрах проекта первый вице-премьер Иванов не говорит, но нет сомнений, что объем инвестиций будет очень серьезным. Судить об этом можно хотя бы потому, что остров Русский сегодня - закрытая военная территория. На "отселение" части воинских частей и самих военнослужащих государство выделяет 4 млрд рублей. На эти деньги в бухте Патрокол будет построено 6 тысяч квартир для военнослужащих. Иванов надеется, что многие из тех, кто будет уезжать с Русского, с охотой согласятся переехать в них, а это позволит решить еще одну очень важную для региона проблему с малочисленностью населения.
Развитие региона - это и военная промышленность. На Дальнем Востоке есть ряд предприятий, считающихся стратегическими. Одно из них - Арсеньевская авиационная компания "Прогресс". До последнего времени здесь делали основные ударные вертолеты Ми-24, строят новейшие К-50 "Черная акула", делают одни из самых мощных противокорабельных крылатых ракет "Москит". Однако летом прошлого года правительству пришлось принимать специальное решение, направленное фактически на спасение предприятия. Гособоронзаказ на "Черные акулы" до 2015 года составляет всего 12 штук, а когда-то завод выпускал по 16 вертолетов в месяц. Нынешние объемы производства позволяют сохранить саму технологию изготовления этих сложных винтокрылых машин.
"Жить на 99% только за счет оборонзаказа бесперспективно, - жестко обрисовал перспективы "Прогресса" Сергей Иванов. - Я надеюсь, что в течение двух месяцев мне будет представлен бизнес-план диверсификации производства в гражданский сектор. Если его не будет, то я, честно говоря, не вижу перспектив существования завода".
Диверсификацией должен заняться новый холдинг, объединивший вертолётостроителей России, - "Оборонпром", и его специалисты уже предлагают ряд решений. Это и сертификация, и продвижение на рынок небольшого пассажирского вертолета Ми-34. На его базе может быть создана так называемое городское воздушное такси. На заводе хотят возобновить производство спортивных машин марки Яковлева. Впрочем, в решении всех этих задач завод по большому счету уповает на государство. Иванов говорит, что деньги надо искать не только в бюджете.
Впрочем, в регионе есть и вполне успешные предприятия. Например, расположенное в Комсомольске-на-Амуре авиационное объединение КНАПО. На нем делали истребители Су-27, однако с этого года приступили к производству элементов конструкции нового среднемагистрального пассажирского авиалайнера "Сухой-суперджет". Это проект был признан одним из самых перспективных и экономически выгодных в российском авиапроме. Одна из причин этого - подготовленный компанией "Сухой" бизнес-план, предполагающий строительство до 600 самолетов этого класса, две трети из которых должны быть проданы на внешнем рынке. Сумма от продажи этих самолетов может составить несколько миллиардов долларов. Планы "Сухого" подтверждены договорами с рядом европейских и российских авиакомпаний, готовых купить новую машину. Первый полет нового авиалайнера спланирован на конец этого года, со следующего он должен начать производиться серийно. Государство участвует в этом проекте, дало гарантии компании "Сухой" на привлечение средств сторонних инвесторов, в перспективе надеется и на прибыль. Именно по такой схеме сегодня хотят заставить работать и другие предприятия российской оборонки.
Сергей Иванов не строит иллюзий по поводу того, что своим визитом на Дальний Восток сможет сразу же и радикально изменить ситуацию в регионе. Однако уверен в том, что консолидированными действиями правительства и местных властей это действительно удастся сделать, и вполне возможно, что российские туристы на тех же "Суперджетах" будут летать на остров Русский, потому что отдыхать на нем будет дешевле и интересней, чем в Египте.
04.04.07.
ВЛАДИВОСТОК /Никита Петров, Страна.Ru/.
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2007.