Рузиматов практически не дает интервью. Поэтому о "живой легенде" русского балета не так много известно. То ходят разговоры, что верующие протестуют против балета "Распутин". То он основал собственный благотворительный фонд помощи балету. Ну и, в общем, все. Не считая трогательной истории, как десятилетний мальчик приехал в Петербург из Душанбе и стал звездой. А мало кто знает, что Фарух при этом еще играл в драматических спектаклях, причем не кого-нибудь, а Моцарта. Об этом и многом другом Фарух рассказал читателям "КП".
СПРАВКА "КП"
Фарух Садуллаевич Рузиматов родился 26 июня 1963 года в Ташкенте. Отец - Рузиматов Садилло Шакирович, педагог теоретических музыкальных дисциплин. Мать - Рузиматова Майя Амоновна, педагог по вокалу. Окончил Академию Русского балета им. Агриппины Вагановой. С 1981 года - в труппе Мариинского театра, с 1986 года - солист. Работал с American Ballet Theatre. Ему подарил несколько своих номеров великий Морис Бежар. Лауреат многих международных конкурсов. Народный артист России. Женат на Кутеповой Виктории Викторовне, артистке балета Мариинки. Дети: Станислав, Далер.
В искусстве человек случайный
- Фарух, слышали, что вы попали на отбор в балетное училище случайно?
- Совершенно случайно. Не понимаю, почему меня взяли! Никогда не думал о балете. Несмотря на то что моя мама им занималась. Так что я во всех отношениях случайный человек в балете! (Улыбается.) Но люблю это красивое искусство.
- Сколько лет вам было, когда вы начали танцевать?
- Десять.
- Легко ли родители отпустили вас в таком возрасте одного в Ленинград?
- Я думаю, что это вопрос скорее к родителям... Думаю, что легко. Несмотря на то что я единственный ребенок.
- А кем вы хотели быть до этого?
- Футболистом. Я играю всегда... Играл, по крайней мере. Первые два года занимался футболом и хоккеем в балетной раздевалке. А на третий или четвертый год наконец встретил педагога Василия Иванова. Очень ему благодарен. Он что-то показал, открыл, рассказал, и я понял, что искусство балета является прекрасным, фантастическим. Влюбился в это искусство и полюбил его на всю жизнь.
Искусство не может быть святотатством
- Сейчас вы организовали в Петербурге благотворительный фонд. Считаете, балету уже нужно помогать?
- Это фонд в поддержку музыкальных театров. По тому, что я услышал последний раз в новостях, на культуру решили опять сократить финансирование. Почему? Для меня остается дикой загадкой. Есть люди, которые хотят поднять искусство оперы, искусство музыкального театра вообще. Потому что если мы утратим это в Петербурге и в Москве, то потеряем вообще все в России. Если к культуре будут относиться таким образом, начнутся большие проблемы с общегосударственным строем! Получится то, что случилось в Греции.
В Греции искусство всегда было на первом месте. Оно стояло над государством. Когда опустилось до уровня государства - это была одна история, потом оно спустилось ниже - это было уже разложение. В принципе никто ничего не выдумывает - история повторяется.
- Балет "Распутин" вызвал целую волну протестов со стороны некоторых представителей православной общественности. Они посчитали, что спектакль наносит оскорбление церкви. Люди выходили на демонстрации, стояли перед входом на коленях с иконами...
- Личность Распутина, та, которая есть, и та, кем он являлся на самом деле, пока еще не раскрыта в полной мере. Распутин прошел очень большой путь, прежде чем достиг царской семьи. Прошел много монастырей. Это был не просто самозванец, аферист, каким его представляют многие авторы. Григорий - единственное благо, которое было у России до 1917 года. Это не просто личность, это история, это трагедия России. Дореволюционная, послереволюционная и все, что последовало за этим. Это трагедия страны, личности. И вообще трагедия.
- Вообще "Распутин" - не единственный балет, против которого церковь протестует. Знаете ли вы, что недавно какой-то батюшка запретил Волочковой выступать в Смольном соборе? Пригрозил отлучить ее от церкви. Как вы считаете, может ли балет быть святотатством?
- Никогда! Балет - это высшее проявление искусства. Высшее проявление божественной энергии. Я никогда не вступал в конфликт с церковными высказываниями. Но, мне кажется, то, что сейчас часто звучит из церковных уст по поводу танцев... На мой взгляд - это полный бред. Если вы посмотрите любой ритуал, будь то христианский, буддистский, то все это - театр.
Травить Моцарта не пробовал
- Помимо балета вы принимали участие в некоторых драматических спектаклях, даже сыграли Моцарта!
- Да, был опыт работы над пушкинскими Моцартом и Сальери у моего приятеля, замечательного актера и режиссера Виктора Терели. Почему-то ему показалось, что я могу сделать Моцарта. Убеждал его всеми силами, всеми фибрами своей души, что я, наверное, все-таки Сальери, нежели Моцарт. Он меня не убедил. Но в итоге все равно заставил сделать Моцарта. Мало кто видел этот спектакль, он всего два раза прошел в Эрмитажном театре. Что я могу сказать: наверное, для артиста балета очень сложно выступать в качестве драматического актера. На мой взгляд, я еще не созрел для этого.
- А как вы думаете, все-таки отравил Сальери Моцарта или нет?
- Ха-ха-ха! Не знаю, не пробовал.
О ЛИЧНОМ
До Дарьи Донцовой еще не созрел
- Вы работаете в одном театре с женой. Играете ли вы с ней в одних спектаклях?
- Нет.
- Не хотите?
- Пока не довелось. (Хитро улыбается.)
- У вас ведь два сынишки?
- Один маленький, один большой.
- Сколько им лет, чем занимаются?
- Маленькому три с половиной. Пока ничем не занимается, кроме хулиганства. Старшему - 19, пытается учиться на юридическом, пишет что-то, ищет себя.
- Хотели бы, чтобы дети продолжили династию?
- Я считаю, что каждый человек должен идти только по своему пути.
- Какую музыку слушаете дома, в свободное время?
- Все зависит от ситуации, от состояния. Я думаю, любой человек никогда не зацикливается на чем-то одном. При всей моей любви к Моцарту, которого я обожаю, я не буду слушать его 24 часа. Мне нужно послушать ту же Пугачеву, того же Киркорова.
- А книжными новинками интересуетесь?
- Иногда.
- Часто люди искусства в музыке и литературе предпочитают классику, отсекая все новое.
- Многоуважаемый и любимый мной Борхес, совершенно уникальный, на мой взгляд, интеллектуал, вообще очень любил детективы. У него их огромная подборка. Пушкин тоже очень любил детективы. И Достоевский. Все его рассказы - это детективы на самом деле. Так называемая криминальная хроника.
- И вы любите детективы?
- Обожаю!
- А классику? Ту же Агату Кристи.
- Классику... Да.
- То есть Донцова - не совсем то?
- Пока нет. Думаю, должен созреть для этого. Пока не созрел.
КСТАТИ
Волочкова найдет свой путь
- А вам доводилось выступать с Волочковой?
- Мы с ней танцевали когда-то давным-давно, когда она работала в Мариинке.
- И как она?
- Способная балерина, которая должна найти свою дорогу, свой путь. Может, она ищет его. Я думаю, что найдет.
Алена Каминская
08.05.2007
spb.old.kp.ru