Не зря говорят, что большое видится на расстоянии. Чем больше проходит времени, тем лучше виден масштаб того, что происходило в Тольятти во второй половине прошлого века. Только сейчас видно, насколько грандиозная задача стояла перед нами. Не случайно в то время бытовало выражение: «пульс страны проверяется по ВАЗу». Завод давал 3% валового внутреннего продукта страны. Ежегодно с конвейера сходило более 600 тысяч автомобилей.
Кто-то сейчас смеётся над первыми вазовскими моделями. Это всё равно, что смеяться над танком Т-34, который помог СССР выиграть Великую Отечественную. Да, сегодня есть танки, которые мощнее, быстрее и боеспособнее. Но каждую вещь можно оценить только в рамках времени и условий.
«Копейка» и «Нива» были передовыми моделями своего времени, за которые завод получал призы и премии. Автомобили были востребованы нашим народом и на международных рынках.
Любой человек сегодня с полной уверенностью скажет, что в наше время построить такой завод-гигант, как АВТОВАЗ, в такие короткие сроки невозможно. А мы не рассуждали «возможно, невозможно», мы просто строили, а потом и работали.
Дисциплина коллектива, от высшего руководства до рядовых рабочих, была на очень высоком уровне. Все механизмы гигантской стройки работали слаженно, как часы, практически без остановки.
При этом всё делалось не просто для галочки, по принципу «пару лет простоит, а дальше уж как-нибудь». Как показало время, заложенная база была настолько мощной, а технология настолько продуманной, что на этом этапе прочности АВТОВАЗ работает до настоящего времени.
Тогда в зону ответственности нашего подразделения входила закупка оборудования на завод при сотрудничестве с концерном «ФИАТ». Перед нами была поставлена задача закупать самое лучшее, самое современное. что существовало тогда в мире: немецкое сварочное оборудование, японские пресса и т.д. Проект ВАЗа стоил порядка 2,5 млрд. долларов, из них примерно 2 млрд. долларов пришлось на долю производственного оборудования.
Кроме того, на нас лежала ответственность и за строительство всего города: школ, детских садов, объектов соцкультбыта, жилого комплекса. Надо отметить, что люди в то время с самозабвением отдавались работе, учились, осваивали новое. А ведь работа коллектива зависит от каждого отдельного человека. Не важно, как называется коллектив: цех, завод, взвод, партия. Важно, какие в нём люди. В вазовском коллективе тогда не было антагонизма между рабочими и руководством. Мы всегда были единым целым. Мы жили единой жизнью, вместе работали, вместе отдыхали.
В то время завод был знаковым предприятием для всей страны. Нас уважали и даже где-то завидовали. Ведь рабочие завода не только получали достойную зарплату, они чувствовали заботу о себе и своих семьях. ВАЗ содержал социальные объекты города, обеспечивал людям хорошее жильё, дороги, санатории, детские лагеря, больницы.
Самое важное, руководство АВТОВАЗа понимало, что главный капитал завода – это люди. Когда власть в стране сменилась, на первый план вышли деньги. Эффективность завода стали измерять не благосостоянием людей, а приносимой прибылью.
Пришедшее к власти правительство Ельцина могло только эксплуатировать то, что было создано при СССР. Вместо того чтобы развивать автомобильную отрасль, вкладывать в неё средства, модернизировать производство, из АВТОВАЗа начали выжимать деньги. Только на счетах появлялись средства, налоговая служба их моментально списывала. Чтобы выжить, мы вынуждены были заниматься бартером.
Если в советский период новые модели появлялись почти каждый год, то в 90-х годах работа полностью встала. У НТЦ ВАЗа была масса новых разработок – проекты «Приора» и «Калина» были созданы ещё десять лет назад, но на их реализацию просто не было денег.
Проработав 40 лет на вазовском производстве, я начал работать в сфере страхования. Как говорят, Когда на АВТОВАЗе начался процесс смены собственников и руководства, я понял, что чувствую себя в новой команде неуютно. Прежняя сплочённость и единство коллектива были потеряны. Поэтому я, как «последний из могикан», предпочёл уйти сам и красиво – с наградами за работу, цветами, аплодисментами.
Во время зарубежных командировок я видел, какую огромную роль в жизни западного общества играет страхование и изучил механизмы реализации этих программ. Поэтому после заводского этапа своей жизни выбрал именно эту сферу деятельности, где смог применить свои знания, опыт работы с людьми. Своё имя и связи.
Сегодня накопительное страхование, как один из наиболее удобных и надёжных способов долгосрочного инвестирования и защиты, продолжает бурно развиваться у нас в стране. Раньше страхование всегда стояло на предпоследнем месте в списке личных приоритетов. Советский человек был социально достаточно защищён с момента рождения и до самой смерти.
Мне довелось пообщаться с мэром одного российского города, который недавно побывал в Японии. Он особенно восхищался уровнем социального пакета завода Mitsubishi. Я послушал его и сказал: «Так ведь все это было у любого рабочего Волжского Автомобильного завода ещё тридцать лет назад». Ведь мы действительно были обеспечены всем – работой, детскими садами, школами, больницами, санаториями и т. д. Поэтому, на мой взгляд, у нас в то время не очень серьёзно относились к страхованию жизни и имущества, зачастую откладывая этот вопрос на потом.
Сегодня люди понимают, что позаботиться о себе могут только они сами. У них, к сожалению, нет уверенности ни в сегодняшнем, ни в завтрашнем дне. Уже очевидно, что пенсионная система России через десять лет будет не в состоянии выполнять свои обязательства. Тех денег, которые государство сможет платить завтрашним пенсионерам, на достойную жизнь не хватит. А это значит, что нужно заботиться о своём будущем и будущем своих детей уже сейчас.
На сегодняшний день это можно сделать с помощью системы накопительного страхования или досрочных инвестиций и других финансовых инструментов, которые помогут создать своеобразную личную «подушку безопасности».
Согласен, что один из самых актуальных вопросов сегодня, это будущее АВТОВАЗа и Тольятти. Меня обнадёживает появление ряда крупных инвестиционных проектов: особая экономическая зона, технопарк «Жигулёвская долина», новые совместные предприятия с зарубежными партнёрами. Но, как я уже говорил, самый главный капитал любого общества – это человек. До тех пор, пока в Тольятти будут люди, которые готовы работать на благо города, которые стремятся сделать его лучше, он будет развиваться.
В нашем городе есть молодые интересные бизнесмены, которые могли бы взять на себя ответственность за судьбу города, но пока они не проявляют такой инициативы. Здесь, я считаю, им надо брать пример с таких людей, как Анатолий Парфирьевич Волошин – человек необычайного склада ума и характера.
Что касается АВТОВАЗа, то меня обнадёживает тот факт, что новое правительство стало уделять ему больше внимания. Это выражается и в поддержке завода путём реализации программы утилизации автомобилей, и в личных визитах на завод первых руководителей страны. Я был очень доволен тем, что после визита на завод президента страны Путина В.В., АВТОВАЗ ощутил значительную поддержку со стороны государства по многим направлениям в жизнедеятельности предприятия и города в целом, а также в деятельном участии зарубежных партнёров. Всё это даёт надежду, что пульс страны вскоре вновь будет проверяться по АВТОВАЗу.
До сих пор вспоминаю мою первую встречу с Поляковым Виктором Николаевичем. Это было перед командировкой в Турин. Встреча особенно запомнилась мне.
Виктор Николаевич был тогда Министром автомобильной промышленности. Мы приехали на собеседование. Секретарь встретила нас словами: «Проходите, сынки в кабинет, ваш папа скоро приедет». Она напоила нас чаем. Войдя, Виктор Николаевич поздоровался с каждым за руку, и вначале подробно расспрашивал о заводе, о строительстве, о жизни в Тольятти. Затем он наставлял нас, чтобы мы достойно вели себя во время командировки. Перед этим нас инструктировали в Парткоме, Райкоме, Обкоме, в ЦК КПСС, но Виктор Николаевич особенно просил досконально изучать все вопросы, касающиеся производственных процессов.
Прошло много лет, и когда мне вручили памятный знак «Соратник Виктора Николаевича Полякова», я прочитал на удостоверении его фразу и ещё глубже убедился в том, каким мудрым он был человеком!
И. Дульцев. Глава из книги "МОИ ВОСПОМИНАНИЯ". Редактор В.Арцыков.