07 декабря 2006
3009

Греки НАТО не боятся

Main 300163
Москва и Афины будут и дальше развивать военно-техническое сотрудничество (ВТС). Греция - единственная страна Североатлантического альянса, закупающая российские вооружения и военную технику. Об этом сообщил вице-премьер и министр обороны РФ Сергей Иванов в ходе официального визита в Грецию. И предложил грекам еще больше развить это направление взаимодействия. Греция закупила у России мощнейшую систему ПВО с комплексами С300 в основе, но главную гордость Афин составляют российские "Зубры" - десантные корабли на воздушной подушке, равных которым нет во всем мире.

"Вы - наш сердечный друг, - заявил президент Греции Карлос Папулиас, встречая Иванова в Афинах. - У нас с вами исторически сложилось, что нет никаких противоречий понимания развития ситуации в Средиземноморском регионе, на Балканах, Ближнем Востоке". "И в Черном море", - развил мысль греческого президента Сергей Иванов.

С 1998 года военно-техническое сотрудничество между Россией и Грецией составило 1,4 млрд долларов. Несмотря на протесты и давление Вашингтона, Афины купили у Москвы целую систему ПВО, созданную по образу и подобию той, что действовала в Советском Союзе. Комплексы ближней зоны обороны "Стрела" малой дальности, самоходные пусковые установки ТОР-М1, а также работающие в дальних зонах перехвата С300 сегодня составляют основу боевой мощи противовоздушной обороны Греции. Однако самое интересное приобретение Афин - уникальные по своим возможностям десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322 типа "Зубр" (в натовской классификации называемые "Поморник").

"Я не знаю, какое другое вооружение могло бы быть предпочтительнее, - заявил Иванов, находясь на базе ВМС Греции Амфиали. - С учетом тысячи островов, которые есть у Греции и которые надо охранять оперативно, этим кораблям нет аналогов в мире". "Для нас очень важно, что, благодаря этим кораблям, мы можем быстро перемещать большие группы вооружения и военной техники на большие расстояния среди наших территорий, - сообщил Стране.Ru член экипажа одного из "Зубров", лейтенант Ионис Каванс. - У них огромная скорость и большая грузоподъемность. Для нас это очень важно".

Идея использования поддува воздуха под корпус транспортного аппарата для создания подъемной силы и уменьшения сопротивления движению возникла еще в XYIII веке. Однако реализовать ее на практике удалось только в наше время. Пионерами этого направления кораблестроения стали российские конструкторы из питерского Центрального морского конструкторского бюро (ЦМКБ) "Алмаз". Еще с 1934 года здесь велись исследования в области создания кораблей на воздушной подушке. Однако только в 50-х годах прошлого века теория наконец-таки воплотилась в практике. Было создано целое семейство кораблей на воздушной подушке (КВП): "Скат", "Кальмар", "Омар", "Джейран". В 1978 году было выдано техническое задание на создание самого большого десантного корабля в мире - "Зубр".

Еще при проектировании первых корабле подобного типа были выявлены их неоспоримые преимущества - способность высаживать десант не оборудованных до 78% побережий (обычные десантные корабли с открывающимися носовыми аппарелями могут это сделать только в 14 процентах - Страна.Ru) и их полная скрытность для радиолокационных станций противника. Как это ни удивительно звучит, но так называемая технология "стелс" достигается не за счет применения необычных обводов корпуса или специального его покрытия, а исключительно из-за того, что корабль идет в огромном облаке морских брызг, которые и "размывают" его очертания на экранах локаторов. Не надо забывать и о невиданной для морских средств скорости передвижения - 70 узлов (около 130 километров в час). Обычный боевой корабль движется со скоростью не более 35 узлов, в то время как самые современные торпеды не могут преодолеть порог в 50 узлов. При этом кораблю на воздушной подушке не страшны подводные препятствия - будь то специально установленные противокорабельные заграждения или даже донные мины. Последние его либо вообще не заметят, либо, если даже и взорвутся, то не смогут его повредить: "Поморник" идет над водой.

Главное предназначение корабля - высадка на необорудованное побережье боевой техники вместе с десантными подразделениями. Любопытно, но КВП надолго сдержали появление на нашем флоте вертолетов. В ВМФ корабли на воздушной подушке использовались не только как десантные, но и как десантно-штурмовые катера для действий в лиманах, устьях рек и на озерах. К этому моменту вертолеты только начинали поступать на флот, и отношение к ним со стороны моряков было весьма скептическим. Тягаться по скорости, грузоподъемности и возможностям высадки десанта на необорудованное побережье они не могли. Тем более, что, помимо этого, КВП может осуществлять транспортировку и постановку минных заграждений. А при необходимости и оказать серьезную огневую поддержку десанту. Для этого на "Поморнике" установлены две автоматические шестиствольные пушки АК-630. При стрельбе такой автомат "выплевывает" до 4000 снарядов в минуту, за что в российском флоте получил прозвище "металлорезка". Благодаря своей скорострельности и плотности огня АК-630 надежно защитит корабль от крылатых ракет, а в случае необходимости выполнит задачи и по уничтожению торпедного и минного оружия противника.

В дополнение к артиллерийским "металорезкам" на корабле установлены две реактивные системы залпового огне "Град-М" и четыре зенитно-ракетные установки "Стрела-3". Первый комплекс предназначен для предварительной зачистки побережья от вражеских сил перед десантированием собственных войск. Второй защитит корабль в море от самолетов и вертолетов противника.

Первый "Зубр" наш флот должен был получить в 1985 году. Однако корабль, получивший тактический номер МДК-95, фактически оказался только опытным образцом. После продолжительных испытаний и устранения замеченных конструктивных недостатков он вошел в боевой состав флота в 1988 году. К началу 90-х годов XX века в составе Военно-морского флота уже было восемь "Зубров". На Балтике они базировались в главной базе флота - Балтийске, а на Черноморском флоте - в Донузлаве. Но грянул 1991 год, и от былой десантной мощи флота ничего не осталось. Распад СССР и раздел Черноморского флота привел к тому, что Украине отошли три строевых корабля: "Краматорськ" (МДК-57 выпуска 1988 года), "Горливка" (тактический номер U423), "Артемивськ", - и два недостроенных на верфях в Феодосии, один из которых - "Донецьк" - 26 июня 1993 года был достроен и введен в состав ВМС Украины. Остальные корабли в море не выходили и числились в резерве. Причина этого была только в одном - созданные для нападения (для защиты собственного побережья не надо высаживать десант) корабли 12322 проекта в новых условиях оказались не нужны. И Украина, и России во всех своих доктринальных документах объявили на весь мир о том, что не имеют агрессивных намерений по отношению к соседям и каких-либо территориальных споров. В итоге ни ударная мощь, ни прекрасная грузоподъемность кораблей оказались попросту не нужны.

Зато возможностями "Зубра" очень заинтересовалась Греция - страна, имеющая огромное количество островов, защита которых - дело весьма хлопотное, но при наличии быстроходных десантных кораблей легковыполнимое. Этим и воспользовались сначала российская, а затем и украинская компании "Рособоронэкспорта" (теперь разведенные "Рособоронэкспорт" и "Укрспецэкспорт"). 24 января 2000 года в Афинах состоялось подписание трехстороннего 200-миллионного контракта с Россией и Украиной на поставку четырех "Зубров" (по две единицы каждой стороной) министерству национальной обороны Греции. Отдельная часть контракта предусматривает ремонт турбодвигателей, строительство платформы для транспортировки и обслуживания этих кораблей, а в более далекой перспективе - и строительство кораблей этого класса на верфях Греции.

В принципе, как признают эксперты, продажа "Зубров" была единственной возможностью сохранения этих кораблей. Главная деталь корабля - газовая турбина - выпускается только на заводе "Заря" в городе Николаев. Понятно, что, даже имея хорошие отношения с соседом, российский флот не может зависеть в вопросах своего технического обслуживания от какого-то другого государства. Тем более, что все чаще и чаще из Киева слышны голоса о том, что Украина собираться вступать в НАТО.

Военно-техническое сотрудничество России и Греции - одно из самых важных направлений военно-технического сотрудничества на европейском пространстве. Страна - член НАТО в принципе не может закупать вооружение и военную технику государства, не входящего в Североатлантический альянс, однако Греция стала исключением из правил. Греческие журналисты, к примеру, "пытали" российского вице-премьера по поводу того, не смущает ли его, что Греция, являясь членом НАТО, закупает российские вооружения. "Никаких проблем и комплексов по этому поводу мы не испытываем, - сообщил Иванов. - Россия - прагматичное государство, и мы готовы сотрудничать как и с самим НАТО, так и с отдельными членами этой организации. В ходе визита в Афины мы обсудили конкретную номенклатуру возможных будущих закупок, однако решать о том, что покупать или нет, будет зависеть только от правительства Греции".

Москва, в частности, предлагает Афинам купить боевые машины пехоты - БМП3. Это одна из самых совершенных систем вооружения российской армии, которую у нас сегодня покупает Кувейт. Как заявил Сергей Иванов, Россия намерена предложить Греции помощь и в завершении окончательного формирования системы противовоздушной обороны. В этих целях для продажи предлагается зенитно-ракетный комплекс средней дальности "Бук". Развивая эту сферу сотрудничества с Грецией, Москва надеется, что через эту страну ей удастся убедить НАТО в том, что российские вооружения и военная техника могут быть совершенно спокойно интегрированы в систему безопасности Европейского сообщества.

Правда, в российско-греческих отношениях в сфере ВТС есть и проблемы. Одна из главных заключается в послепродажном обслуживании ранее поставленной техники. Афины высказывают неудовлетворение тем, что Москва не всегда способна оперативно реагировать на их потребности в ремонте систем вооружения. Как отметил Сергей Иванов, проблема не только в нас, но и в греческом законодательстве. С середины 1990-х годов в Греции существует специально созданное предприятие "Рособоронсервис-Хеллас", которое должно было оперативно реагировать на подобные просьбы. Однако греческое законодательство требует, чтобы любые поставки комплектующих к военной технике проводились только на основе открытых тендеров. Иванов считает, что Россия должна быть монополистом в области производства и поставок запчастей. Любые другие страны, которых хотят осуществлять такие поставки для российской техники, поставляют контрафакт. В итоге получается непреодолимое противоречие - грекам нужен тендер, а Москва считает, что, кроме нее, никто не имеет права поставлять такие комплектующие. В противном случае она не несет никакой ответственности за работоспособность и боевую эффективность ранее поставленной техники. Такое отношение, понятно, не устраивает уже и сами Афины.

В ходе переговоров глав Минобороны России и Греции все эти противоречия удалось снять. Стороны смогли найти компромисс, предложив создать систему лицензионного производства необходимых запасных частей на предприятиях ВПК Греции. Министр обороны Греции считает, что это только начало, в дальнейшем военно-промышленные комплексы двух стран могли бы еще сотрудничать в области разработки и производства самих вооружений. Судя по реакции Сергея Иванова, Россию подобное предложение ничуть не смущает, и она готова к дальнейшему развитию и продолжению взаимовыгодного сотрудничества.

По замыслу конструкторов, "Зубр" должен был быть не только самым большим, но и самым быстрым в мире десантным кораблем на воздушной подушке. Корпус корабля выполнен в форме понтона прямоугольной формы - это обеспечивает его прочность и непотопляемость. Длина "Зубра" - 57, а ширина - 20 метров. Водоизмещение - 535 тонн при осадке в два метра. В движение корабль приводят высокотемпературные газотурбинные двигатели. Четыре вентилятора модели НО-10 с диаметром пропеллера в 2.5 метра в диаметре обеспечивают кораблю воздушную подушку. А движение обеспечивается тремя четырехлопастными пропеллерами с переменным углом атаки 5, 5 метра в диаметре. Две электростанции, каждая из которых включает в себя два газотурбинных генератора мощностью 100 КВт обеспечивают корабль электроэнергией. Управление кораблем и его системами ведется бортовой управляющей системой c центрального командного пункта.

Находящаяся на понтоне надстройка разделена на три функциональных отсека двумя продольными переборками. В средней части размещен отсек десантируемой техники с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава и десанта, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от средств массового поражения. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования и отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала.

06.12.06.

АФИНЫ /Никита Петров, Страна.Ru/.

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован