Кадастровая стоимость земельных участков устарела, не успев пойти в дело
Совсем скоро словарный запас практически каждого россиянина, владеющего клочком земли в шесть соток, домом в деревне, квартирой или гаражом в городе, пополнится новым словом - "кадастр". С нового года в зависимости от кадастровой стоимости будет взиматься земельный налог, а как только будет произведена перепись всех остальных недвижимых объектов, - и налог на имущество.
Столичные ставки
Кто и как будет платить земельный налог в столице, объяснила Светлана Чуракина, начальник отдела работы с налогоплательщиками Инспекции ФНС России по г. Сыктывкару:
- Налоговый кодекс четко установил перечень налогоплательщиков: физические лица и организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
В Налоговом кодексе обозначены предельно возможные ставки земельного налога, фактические устанавливают органы местного самоуправления.
Депутаты Совета Сыктывкара определили, что налог в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами ЖКХ или предоставленных для жилищного строительства, составит 0,1% от их кадастровой стоимости (в кодексе - 0,3%). За земли сельскохозяйственного назначения, за участки, предоставленные для личного подсобного хозяйства, огородничества, животноводства, садоводства и частных гаражей, придется платить 0,3% (максимальная ставка). Особые правила определения налоговой базы действуют в отношении земельных участков, приобретенных под строительство. Все прочие земли облагаются налогом по ставке 1,5% от их кадастровой стоимости.
Начальник отдела арендных отношений, ведения претензионно-исковых работ управления земельными ресурсами столичной администрации Галина Уляшкина сообщила: "В Сыктывкаре насчитывается более 32 тысяч земельных участков. Каждый из них имеет свою кадастровую цену. Налог на землю под производственными предприятиями будет ниже, чем в 2005 году, а для жилищно-коммунальной сферы, наоборот, повысится по сравнению с уходящим годом. В центре города цена останется практически на том же уровне. В выигрыше окажутся владельцы земельных участков, на которых расположены индивидуальные жилые дома. А вот земля в садовых товариществах в черте города будет дороже...
Но не стоит паниковать. Некоторые категории граждан и организаций освобождаются от уплаты налога. Льготы предоставляет как Налоговый кодекс, так и местные законодатели. Кодекс дает привилегии учреждениям уголовно-исправительной системы, религиозным организациям и обществам инвалидов, организациям народных художественных промыслов, а также коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока и их общинам. В Сыктывкаре к этому списку добавляются почетные горожане, граждане, пострадавшие от стихийного бедствия и осуществляющие восстановление частного дома, малоимущие пенсионеры, пожилые люди старше 70 лет, органы власти и управления, учреждения бюджетной сферы, финансируемые из республиканского и местных бюджетов.
Светлана Чуракина обратила внимание на еще одну своего рода льготу, прописанную в кодексе. Некоторые группы граждан могут уменьшить налоговую базу по земельному налогу на 10 тысяч рублей. Это Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства, ветераны и инвалиды войны и боевых действий, лица, подвергшиеся воздействию радиации. Для этого до 1 февраля они должны подать заявления о предоставлении им вычета в налоговые инспекции.
Еще одно новшество: индивидуальные предприниматели становятся плательщиками налога. Если они используют землю в целях предпринимательской деятельности, то, как и организации, должны будут сами исчислять земельный налог, сдавать налоговые декларации и своевременно вносить авансовые и итоговые платежи. Физическим лицам исчислять налог будут инспекции. В уведомлении укажут два срока: до 15 ноября надо будет внести аванс по налогу, а остаток заплатить до 15 марта следующего года.
О кадастровой стоимости земли налогоплательщикам сообщат администрации МО в срок до 1 марта 2006 года. А еще раньше, до 1 февраля, базы данных о земельных участках должны быть переданы в налоговые службы. А пока еще в столичную налоговую кадастровые сведения не поступили.
Терра инкогнита
По данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости), сегодня в стране насчитывается 32,5 миллиона земельных участков. Но это далеко не точный перечень: определенная доля участков не попала в электронные базы государственного земельного кадастра. Полный и достоверный свод не появится до тех пор, пока не будет проведена сплошная инвентаризация земель, результаты которой станут постоянно обновляться с учетом происходящих изменений.
Как обстоят дела с земельным кадастром у нас в Коми, разъяснила заместитель руководителя Управления Роснедвижимости по Республике Коми Галина Астахова: "Для появления современного электронного кадастра нужна нормальная планово-картографическая основа. За период существования нашей структуры были созданы электронные карты по городам Микунь, Емва, Ухта и селу Корткерос. Здесь проведена инвентаризация земель, учтены все земельные участки, определены их границы. По Сыктывкару, Печоре, Сосногорску есть материалы съемки, созданные в электронном виде, но необходимо уточнение границ в натуре. Сведения о земельных участках, необходимых для передачи в налоговые органы, собраны по основной категории землепользователей - плательщиков земельного налога. Данные по 18 МО уже переданы в республиканскую налоговую службу".
Галина Арсентьевна напомнила, что земельная реформа в нашей стране длится аж с 1991 года. Она предполагала сплошную ревизию земель, а инвентаризация проведена только в тех объемах, на которые хватило денег. В последние годы федеральный центр выделяет средства в основном на оценку земель. Работа эта специфическая, выполняется по специальным программам, методикам. У нас, например, оценкой земли занимается Пермский кадастровый центр. Проведением работ по землеустройству и межеванием земель занимаются свои специалисты.
Для создания полноценной системы электронного кадастра необходимы как финансовые средства, так и определенное время. Прежде чем занести сведения о земельном участке в государственный земельный кадастр, необходимо определить его границы и площадь, установить разрешенный вид использования. Процесс это непростой: сначала надо провести съемку, потом - геодезические работы, затем - межевание. В результате карта местности должна отражать реальное состояние использования земли.
МО перед выбором
Кадастр и новые правила взимания платы за землю еще не начали действовать, но уже сегодня многим очевидны их недостатки. Вот и депутаты Госсовета на последней в этом году сессии приняли обращение к своим думским коллегам с просьбой ускорить разработку и принятие федерального закона об актуализации, а проще - переоценке, результатов государственной кадастровой оценки земель. В адрес Госсовета поступили обращения от глав администраций МО, озабоченных уменьшением доходной части бюджетов из-за резкого сокращения поступления средств от продажи и аренды земельных участков. По отдельным объектам ТЭК снижение налога ожидается в 190 раз!
Дело в том, что подготовительные работы для составления кадастра велись в 1999-2001 годах, а кадастровая оценка земель - с 2001 по 2005 годы. Федеральная методика, которая применялась, предусматривала учет рыночных цен объектов недвижимости и ставок арендной платы за земельные участки. Но сравните сегодняшнюю экономическую ситуацию и ситуацию пятилетней давности: рыночная цена земли под объектами недвижимости и ставки арендной платы за землю возросли многократно. Поэтому кадастровая стоимость земли, которая будет применяться с нового года, не соответствует реальным рыночным отношениям, считают депутаты, подписавшие обращение. Требуется переоценка земельных участков с учетом существующих рыночных цен.
Так что муниципальные образования сегодня оказались перед проблемой: как облегчить налоговое бремя для граждан и организаций и при этом избежать больших бюджетных потерь? Судя по всему, компромиссное решение удастся найти немногим...
В обращении в Думу названы и другие недостатки кадастровой системы: практически не урегулированы полномочия органов власти и местного самоуправления и порядок проведения кадастровой оценки земель и утверждения ее результатов; нет правил переоценки земель; у налогоплательщиков нет права оспорить кадастровую стоимость земли, а закон не предусматривает механизма рассмотрения такого рода претензий.
Хочу все знать!
Через 2-3 года на учет в едином кадастре объектов недвижимости в России "встанут" все здания, сооружения и постройки. Планируется провести их массовую оценку, чтобы начислять налоги с каждого в "индивидуальном порядке". Интересно, будут ли учтены ошибки земельного кадастра при составлении свода недвижимости?
Галина Астахова привела в пример Швецию, где сведения о земельных участках, начиная с муниципального уровня, стекаются в один орган, занимающийся ведением кадастра. Сюда же направляется вся информация из учреждений юстиции и прочих органов, которые осуществляют определенные функции по регистрации. Нам пока до Швеции далеко: кое-какая информация есть в кадастре, что-то - в органах регистрации недвижимости, что-то - в налоговой... По прикидкам, сегодня в России находится более 100 миллионов земельных участков и иных объектов недвижимости (земля, здания, сооружения). Но, как мудро заметила Галина Арсентьевна, прежде чем распоряжаться ими, взимать с них налоги, надо иметь о них полную информацию, все о них знать. У нас же пока действует другое правило: один завел, другой зарегистрировал, третий передал сведения в налоговую... Или не передал.
Галина Лавриненко
mskomi.ru