В статье дается интерпретация идеи В.Степина о том, что элементы неклассического и постнеклассического знания появляются первоначально в социально-гуманитарных дисциплинах и рассматривается роль исторического знания и особенно теории цивилизаций в становлении неклассического подхода к изучению прошлого. Рассматриваются общетеоретические истоки неклассической рациональности, начиная с Аристотеля и Геродота, политический контекст взаимодействия классического и неклассического подхода к истории (взаимодействие центра и противоцентра модернизации как основа противостояния идеалов цивилизации и культуры, линейно-стадиальной и локальной теории цивилизаций), реальные возможности и мера осуществимости взаимодействия классического и неклассического знания в исторической науке XVIII–ХХ вв. Ставятся проблемы соотношения циркулярных и инверсионных форм взаимодействия элементов взаимодополнительных конструкций в историческом познании, роли идеала диалога при переходе к циркулярным взаимодействиям и недостаточности воплощения этого идеала даже у его сторонников и апологетов, таких как В.С.Библер. Приводится широкий материал по истории теории цивилизаций, специальное внимание уделено последним работам по теории цивилизаций и историографии ХХ в. Б.Ерасова и Б.Могильницкого.
Общественные науки и современность. 2004. N 5. С. 141-156.
04-10-2004
http://ecsocman.hse.ru/
...
Полный текст этой статьи можете прочитать здесь: