Эксклюзив
Ким Борис Иннокентьевич
30 декабря 2015
12711

Критерии и показатели качества системы образования

Аннотация. В статье описаны показатели и критерии Качественной системы образования а так же тотальный тестовый контроль и экзаменационные результаты, обеспечивающие прогресс качества образования с обилием отличных оценок.

Ключевые слова. Показатели и критерии, качество, система образования, тестовый экзамен, результаты, прогресс качества, обилие оценок.

Abstract. The article describes indicators and criteria of Quality educational system, as well as total test control and examination results, which ensure improvement of the quality of education with a plenty of excellent points.

Key words. Indicators and criteria, quality, educational system, test exam, results, quality improvement, plenty of points.

 

Школьников, студентов необходимо прежде подготовить к непосредственному итоговому экзамену. Одноразовый экспромтный

тестовый контроль не может выдать высоких результатов, недостигнутых в процессе обучения. Надежды на самоподготовку к экзамену мало оправдываются, не дают и не показывают высоких результатов, соответствуют неполноценному результату безрезультатного образования. Тесты совершенно по-иному воспринимаются по сравнению со сплошным информационно-рецептурным текстом учебной литературы. Они не читаются без остановки подряд, как текст учебника, а требуют времени на сравнение и выбор правильного ответа на каждое ТЗ, которых десятки, сотни, надо выучить знания, скомпонованные в тестовые задания, что _ позволяет осуществлять осмысленный выбор, но не методом тыка.

Поэтому нужны инновации в образовании. Наступило время инновационных преобразований во всех сферах общественной жизни. Но каковы показатели и критерии инноваций в производстве, экономике, науке, образовании?

Инновационные процессы в производстве определяются темпами и объемами производимых товаров и услуг, их качеством, составляющим экономический рост государства, общества. Экономика имеет свои показатели, выраженные, в конечном счете, в денежных единицах: рублях, долларах, евро, юанях, тенге и т.д., которые имеют количественные и качественные критерии.

В школьном и вузовском образовании, понимаемом как процесс и результат, также должны срабатывать показатели и критерии качества, связанного с количеством. Инновационная система образования - это та, которая повышает и достигает качества образования в его процессе и резулвтатах. Понятие «качество образования» хорошо выразил академик РАН В. А. Болотов.

В нашей обучающей инновационной системе обучающего тестирования качество образования определяется не просто успеваемостью (В.П.Беспалько), а ее качеством, который мы достигаем ежегодно во всех семестрах по высоким критериям (шкалам) оценивания намного превышающим установленный традиционной тестологией и кредитной системой обучения. Мы вводим инновационный стопроцентный и выше критерий качества успеваемости как обобщенного показателя качества обучения в существующей традиционной системе образования. Выше 100% означает больше отличных оценок по сравнению с хорошими или только отличных. Если все оценки хорошие - это тоже 100%-е качество успеваемости.

Мы осознаем, что опережаем педагогическую науку и практику с критерием качества успеваемости, без которого качества образования не может быть. Поэтому систему обучающего тестирования считаем инновационной технологией, не обоснованной в педагогической науке и не достигаемой практикой образования. Проблема качества образования только поставлена, а технологии обеспечения его качества пока отсутствуют.

Критерием и показателем инновационной науки в современном мире становится качественно новая продукция, получаемая за счет внедрения ее новаций в производственный процесс. В образовании инновационная система обучающего тестирования выдает качество успеваемости, как обобщенный показатель качества образования. Отличные оценки по всем предметам у круглого отличника означают не только качество усвоенных знаний, но и уровень когнитивных способностей, а также воспитанность нравственных качеств личности: ответственность, обязательность, добросовестность, дисциплинированность, долженствование и т.д. Поэтому качество успеваемости как показатель качества образования есть обобщенный критерий способностей специалиста к инновационной деятельности.

Полуобразованность и полунравственность кадров не позволяют им творить качественные, продуктивные инновации в различных сферах производственной деятельности.

Как-то нелогично обучать в основном словесно-речевыми методами, а контролировать тестами с надуманными вопросами и ответами не соответствующими содержанию учебного, программного материала. Поэтому многие педагоги не приемлют тестирование, в котором тестовые задания должны быть к тому же ранжированы от легких к трудным. Данное требование неосуществимо, поскольку отсутствуют критерии трудных и легких заданий. Одному физика не дается, другому литература и т.д.

Возможно к трудным тестология относит какие-то каверзные вопросы вокруг знания - содержания материала. А как такие вопросы ранжировать? Никому не понятно. Каверзные задания, вводящие в заблуждение, устраивающие ловушку, фигурируют в IQ тестах, которые не применяются на занятиях в целях развития интеллекта. На всех уроках и занятиях в вузе изучаются только объективные, истинные (но не мнимые) знания, составляющие содержание учебных предметов.

Но вернемся к несоответствию методов и технологий обучения и тестового контроля. При тотальном тестовом контроле необходима подготовка к непосредственному тестовому экзамену. Естественно каждый преподаватель проводит для этого специальные занятия, но без соответствующей технологии тестирования, в процессе которого успешно с высоким качеством познается весь банк тестовых заданий каждым обучающимся. О чем достаточно мы уже написали в данной статье.

Однако следует осветить и другую стратегическую сторону тестирования, заключающуюся в развитии тестового мышления человека, о котором нет речи в психолого-педагогической науке. Дело в том, что если отдельно взятое тестовое задание (ТЗ) - фасетка, как утверждает тестология, «фасетка то же, что омматидий (от греч. omma - глаз) (фасетка), структурный и функциональный элемент сложного, фасетного глаза насекомых и некоторых других членистоногих...Омматидий в каждом глазу от 100 (у рабочего муравья) до 28000 (у стрекозы)» [СЭС].

Это многотысячное число омматидий (фасеток) в глазу позволяет стрекозе воспринимать целостный объект (комара, муху и т.д.). Из этого следует аналогия всего природного, общественного и внутриличностного мира человека. Все состоит из фасеток, конкретных явлений, событий, фактов, объединяющихся в разряды, группы (как ячейки в сотах) - рядоположенные вещи, которые подлежат сравнению и выбору, осуществляемому человеком всю свою жизнь, как и в тестовых заданиях. Ведь нельзя выбирать обувь, сравнивая с картошкой или авиалайнер с лошадью.

В этом суть познания окружающего мира, изложенного в предметных знаниях, переложенных в тестовые задания, формирующих тестовое мышление, но не только логическое.

Педагогу, составляющему отдельные тестовые задания (ТЗ), из которых компонуются блоки тестов (в нашем случае из 100 ТЗ (сто), необходимо, во-первых, тестовое восприятие логически- информативно изложенного текста учебной литературы, а во-вторых, обладать тестовым мышлением и приобщать к этому студентов и учащихся.

Устный экзамен по субъективному, неравноправному (всем разные вопросы), несправедливому оцениванию ушел в историю образования безвозвратно. Торжествует тестовый контроль во всех развитых странах и не только в образовании, но и в отборе кадров, диагнозе заболеваний, в технике и технологиях и т.д.

Обобщим. Современное обучение возможно вывезти из кризиса лишь его технологизацией нанотехнологиями, а также интерактивной технологией обучающего тестирования, которое становится инновационной системой мотивации безудержного достижения качества образования в показателях качества успеваемости, измеряемого и оцениваемого высокой шкалой баллов с изобилием оценок, прогрессирующих к отличным. Успеваемость бывает общей без неудовлетворительных оценок и качественной - без удовлетворительных. В некоторых группах могут преобладать хорошие оценки, а в других - отличные. Персонально у каждого студента больше хороших и отличных оценок по различным предметам. У круглых отличников по всем предметам отличные оценки. Данное всем известное положение перестало быть актуальным в современной системе образования.

Наша практическая инновация доводит до кондиции процесс обучения, повышает результаты коммуникативно-речевых методов обучения, известных технологий и подходов, вводит новые принципы и закономерности в систему образования, совершенствуя традиционную. Исполнителями инновационной системы повышения качества образования и качества успеваемости являются студенты, проявляющие, актуализирующие и развивающие, во многом подспудно лежащие, глубинные, когнитивные, как главные доминантные, способности в период обучения в средней и высшей школе. Развитие специальных, индивидуальных дарований, таких как музыка, хореография, изобразительное искусство, физкультура и спорт, театр и др., начинается с дошкольного и младшего школьного возраста и продолжается в средних, старших классах общеобразовательной школы, колледжах, гимназиях и специализированных учебных заведениях, включая факультеты искусств в вузах, консерватории, академии художеств, университеты физической культуры и спорта и т.д.

Обширна также сеть технических специальностей, в основе которых естественно-научные предметы.

Таким образом, развитие разных генетических задатков, перерастающих в те или иные дарования, включает общие доминантные когнитивные задатки, их развитие в познавательные способности в общеобразовательной школе, продолжая вузовским образованием по подготовке специалистов к инновационной деятельности. В этих целях среднее и высшее образование должно отвечать требованиям качества, с применением инновационных технологий обучения.

Качество образования обеспечивается переходом на новую беспрецедентную в истории образования систему оценивания каждого студента по всем вопросам банка обучающих тестовых заданий (БОТЗ) неоднократно, с изобилием прогрессирующих оценок, позволяющих осуществлять самоконтроль и самокоррекцию продвижения к успеху в познавательном процессе.

БОТЗ насыщается основополагающими, системообразующими, инвариантными знаниями предмета, основного для преподавателя учебника и некоторых других.

Качество успеваемости достигается высокой мотивацией всех тестирующихся без исключения, убеждающихся в росте учебных достижений по объективному паспорту правильных ответов, не являющихся единственной истиной, а отражающих путь движения, приближения к тезису-вопросу, один из которых составитель ТЗ

считает наиболее обоснованным, поэтому правильным. Выбор правильного ответа студентом есть лишь прием распознания знаний, заключенных в «вопросы и ответы».

Инновационная система интерактивной технологии обучающего тестирования является средством достижения качества образования на пути движения к НИС-образование.

Новая система оценивания является средством глубокой мотивации достижения качества успеваемости в современном образовании, основанная на традиционной тестологии, позволяющей студенту прослеживать динамику движения к успеху в познавательном процессе многочисленными объективными оценками, но не по субъективному желанию преподавателя. Новая система тестового оценивания с изобилием оценок раскрепощает обучаемого, придает ему полную независимость и уверенность, побуждая надежды только на самого себя, подлинную самостоятельность, прослеживая растущие учебные достижения. Эта система приводит в движение и стимулирует «дремлющие» когнитивные силы и способности студентов, приводит к качественному усвоению учебного материала, изложенного в банке тестовых заданий (БОТЗ), снижающих перегрузку.

Качественное и прочное усвоение содержания предмета происходит путем многократного повторения тестовых заданий в тестирующих вариантах, через которые циркулируют все вопросы БОТЗ. При обучающем тестировании каждый студент проходит через всю эту систему, достигая качества персональной успеваемости и вливаясь в общую систему качества образования.

Повторение ТЗ в целях закрепления и прочного усвоения, понимания и запоминания знаний происходит по следующей формуле:

Кп=КТЗ/КТВ; где Кп - количество повторений, КТЗ-количество тестовых заданий, КТВ - количество тестовых вариантов, неизменно 25 на группу до 25 человек. Чем больше величина числителя, тем больше повторений. 300 вопросов БОТЗ, выносимых на семестровый экзамен делится на 3 блока-батареи по 100 вопросов ТЗ, которые в 25 вариантах повторяются четыре раза. Однако на трех сеансах тестирования по данному блоку студент решает не 25 вариантов, а гораздо больше, увеличивая число повторений. Повторение - мать учения, усвоения и запоминания. Вот почему повышается качество успеваемости до хорошо у еле успевающего, а у хорошистов до отлично. Не выучить предмет невозможно в тестовой технологии с высокой гарантией.

Здесь нам хочется заглянуть в закономерности и законы открытые и открываемые учеными. Гениальное как всегда просто. Как известно, яблоко, упавшее на голову Ньютону, позволило ему открыть закон всемирного тяготения. Выдающаяся гениальность! Но он открыл лишь то, что существует в природе Вселенной, включая Землю, а то, чего нет, открыть нельзя. Все современные инновационные открытия делаются на существующих закономерностях макро и микро миров.

В образовании традиционную тестологию о контролирующих, экзаменационных тестах и тестировании мы перенесли в процесс обучения, повышения качества успеваемости показателя качества образования. Качество высшего образования позволяет преодолеть полуобразованность и полунравственность выпускаемых специалистов.

Обучающее тестирование - инновационная система повышения качества образования от хороших к отличным результатам, о чем свидетельствует многолетний опыт педагогической деятельности автора данных строк, который превращается в практический эксперимент с выводами по сравнению с советским периодом образования по традиционным речевым методам обучения и устным экзаменам. Тесты и тестирование не отвергают и не заменяют, а дополняют результируют традиционные формы: лекции, семинары, практические занятия и т.д.

Отсутствие перспектив совершенствования современного традиционного образования и неподтвержденные пока еще практикой гипотетические модели новой образовательной системы приводят к мысли о необходимости революционного ее преобразования, на основе генетических, доминантных природных задатков персонализированного образования.

Персонализированное или персональное обучение детей привилегированных родителей может быть организованно уже сегодня, но оно не есть всенародное образование.

Литература.

1.    Болотов В.А. научно-педагогическое обеспечение оценки качества образования // Педагогика. 2010. -1. – С.6-11

2.    Ким Б.И. Инновационная технология контрольно-оценочной системы обучения // Вестник ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, Астана, 2009. - №1 (68). – С. В. -19

3.    Ким Б.И. Интерактивная технология учебного тестирования. Алматы: Эверо, 2006. – 588с. ISBN 9965-769-42-7.

4.    Ким Б. И. Педагогика. Обучающие тесты. Астана-Алматы: Эверо. 2007. – 208с. – ISBN 9965 – 769 – 42 – 7.

5.    Подласый И.П. Педагогика. Учебник. – М.: Высшее образование, 2006. – с. 168-383.

6.    Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2004.-368с.

7.    Уман А.И. Теория обучения: от традиционной к антрополоической дидактике // Педагогика. 2010. - №1. С.22-30.

8.    Костецкий В.В. Полуобразованность и полунравственность в системе образования // Педагогика, 2010. - №1. – с.40-46.

 

Ким Б.И. к.п.н., доцент. Кафедра социально-гуманитарных дисциплин. КИнЭУ. г.Костанай

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован