Аннотация
Комплексное, системно-функциональное слияние, интеграция педагогической науки, ее дидактики с тестологией в технологии интерактивного, интенсивного обучающего тестирования знаниевыми тестами — главное средство эффективного обеспечения высоких экзаменационных результатов как показателей качества современного образовательного процесса - основы Новой системы образования. И это еще не всё.
A comprehensive, systematic and functional merger, integration of pedagogy, didactics with testology in interactive, intensive knowledge-based test technology is the main means of effectively attaining perfect examination results as indicators of the quality of the modern educational process - foundation of the New system of education. And that's not all.
К данному утверждению теоретического положения имеются не менее важные факторы обусловливающие реализацию этого положения в реальную образовательную практику.
This statement of the theoretical provision is supplemented by equally important factors contributing to the implementation of that provision in the real educational practice.
Ключевые слова: интергация дидактики с тостологией, технология тестирования, главное средство, экзаменационные результаты, качество образовательного процесса, Новая система образования, факторы реализации.
Keywords: integration of didactics with testology, testing technology, main means, examination results, quality of educational process, New system of education, implementation factors.
Но прежде следует отметить факт - педагогическая наука в своих теориях изобрела свыше двадцати подходов к образованию и обучению. «Парад парадигм» В.В. Краевского не включает все известные подходы. Ниже мы вернемся к данной проблеме. Важно отметить необходимость слияния, интеграции некоторых подходов в единую целостность, способную сдвинуть с места стагнирующую веками кризисную систему образования.
Качество образования является центральным понятием во всей системе образования, начиная с процесса обучения научным предметным знаниям, формирования умений и навыков их познания.
С повышением и достижением устойчивого качества образовательного процесса - обучения наступит прогресс к новой образовательной системе, для обоснования которой необязательны исторические справки вековых образовательных систем. Правда в том, что качества образования не было и нет без удовлетворительных успехов студентов даже в элитарных университетах мира, включая российские. Образование держится лишь на одаренных детях, которых следует искать, начиная с дошкольных учреждений по рекомендации президента, о чем свидетельствует казахстанская пресса, а также о том, что молодые люди влиятельных и обеспеченных родственников, отправленные на учебу в дальнее зарубежье, на родину не возвращаются. А всю массу детства, отрочества и юношества обучать у себя дома не можем, не умеем, возможно, не желаем. Как же решать проблему катастрофически не хватающих кадров, которая страшнее коррупции по словам В.В. Путина?
Необходимые финансовые вливания в науку и образование - это лишь борьба в догонку с опережающей инфляцией, имеющей слабое, опосредованное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности студентов и учащихся. Материально-техническое оснащение учебных заведений также не основной фактор мыслительного процесса. Убежден, что немало еще детей послевоенных лет, учившихся в деревенских хибарах с керосиновыми лампами, ставших, теперь учеными и академиками. Мрачные строки, но современные дети и их образование не менее трагичны.
Образование не может, не должно оставаться в современном состоянии. Необходимо обратить самое пристальное внимание наряду со внешними на внутренние факторы педагогической науки и практики образования, связи науки и практики обучения, их слияния, интеграции. Продолжающийся разрыв между наукой и практикой наблюдается в образовании, видимо, следом за политикой. Элементарную проблему достижения качества современного образования не могли не заметить выдающиеся профессора и академики. Для чего не обязательны на сегодня стратегические научные исследования. Некогда их ждать.
Реализация научных открытий в практику современной цивилизации происходит посредством технологий, поэтому технология в нашей интерпретации - посредник между наукой и практикой, помимо всех известных понятий, что такое технология. Технология - посредник самое фундаментальное понятие. Однако педагогические технологии, описанные в многочисленных статьях и книгах, не обеспечивают достижение качества образования, не выводят его из перманентной стагнации. Почему? Каждая технология имеет свою технологию ее практической реализации, но не только теоретического предположения. Например, технология экзаменационного тестирования. Разве она повышает и достигает качества образования? Нет! Тестовый экзамен в современном виде как и в прошлые века в лучшем случае может лишь констатировать наличный уровень знаний студента и то, сомнительно. Четыре из пяти неправильных, правдоподобных ответа превращают экзамен в угадывание, потому что экзаменационные тестовые задания (ТЗ) лишены содержания научных знаний предмета, учебного материала - размышлять то не над чем. Обучать неправильными ответами противопоказано. Такая технология не имеет отношения к дидактике обучения. Как бы не утверждали обратное тестологи, начиная с В. C. Аванесова и его последователи. Фамилии перечисляются в других наших статьях.
Составление ТЗ доведено до искусства, утверждают они, превратив тестологию в собственное достояние, но не народное (все педагоги и обучающиеся).
Основной недостаток тестологии, тестов и тестирования в том, что вернулось все это в наше образование в начале XXI века в прежнем состоянии, которое было отвергнуто Постановлением ЦК ВКПб от 4 июля 1936 г. как лженаука, зачислявшая многих детей в умственно дефективные группы, и направляла их в спецучреждения. А каковы результаты экзаменационного тестирования сегодня? (ЕГЭ, ЕНТ KZ, вузовские и среднеспециальные испытания). По-настоящему пытаем детей, стараясь установить то, что они не усвоили, не познали, но не выученные, осознанные мышлением знания, а также умения и навыки учебно-познавательной деятельности. Показатели применения тестов - плачевные, удовлетворительными не назовешь. Кризис образования продолжается.
Тестовый экзамен сохранится в Новой системе образования, но в обновленном виде. На современном этапе качество образования обеспечивается технологией подготовки к тестовому экзамену. Данное нехитрое утверждение можно же понять, осмыслить и реализовать в образовательной практике.
Особенности технологии подготовки к экзамену следующие:
1. Инновационный характер не бывшей в употреблении технологии (кроме автора).
2. Насыщение банка обучающих тестовых заданий (БОТЗ) системными знаниями, умениями и навыками (ЗУНами), основополагающими, главными, инвариантными положениями предмета и раскрывающими их смысл и содержание знаниями.
3. БОТЗ составляется комплексно в логике предмета: тема за темой, глава за главой без неправильных и правдоподобных утверждений.
4. Все 6 единиц (вопрос с пятью ответами, условно) - магическое число (7 ± 2), позволяющее удерживать в сознании и оперировать лаконично сформулированными предложениями, их смыслом.
5. Один из пяти заданных утверждений (ответов) имеет более глубокое смысловое содержание, близкое к главному тезису (вопросу), считается правильным в паспорте правильных ответов.
6. Учебное (обучающее) тестирование - эффективно прогрессирующий метод (технология), мотивирующий каждого студента к приросту знаний на пути к экзаменационным показателям.
7. Силу мотивации создает беспрецедентная в истории образования и науки система контроля и оценки качества усваиваемых знаний. Прогрессируют количество и качество оценок за каждый выполненный студентом тестовый вариант (ТВ) из 25-и ТЗ. На третьем сеансе тестирования решают до 15-25 ТВ, получают столько же оценок по тесту №1, или №2 и №3. Критерии оценок превышают на 25%, установленный традиционной тестологией.
8. С ростом количества решаемых ТВ, прогрессирует качество знаний, умений и навыков.
Не стоит описывать все аспекты технологии подготовки к тестовому экзамену. Все очевидно. Можно почитать о результатах нашего опытноэкспериментального, практического исследования в электронных библиотеках.
Педагогическая наука изобилует теориями обучения и образования. Однако любая теория может быть внедрена в образовательную практику только через технологию, доступную любому и каждому студенту.
Таковой является технология тестового обучения в целях непосредственной подготовки к экзамену. Ни один студент не утратил пока еще желания и страсти, а также интеллектуальных возможностей получить высокую, заслуженную экзаменационную оценку по предельным критериям. На занятиях СРСП каждый потрудился славно: от перманентно затрудняющегося усваивать учебную программу до отличника, способного улавливать все налету и на слуху, без устали набирающего недосягаемое количество — тысячи баллов вместо ста (на двух рейтингах по 30 баллов и на экзамене 40 по Болонской системе обучения). Так могут работать умницы, интеллектуалки, чьи портреты красуются на доске почета, они полны собственного достоинства, составляющие исключение. В Новой системе образования это исключение перерастет в общее правило.
А сегодня в нашей технологии подготовки к тестовому экзамену и на самом экзамене все хорошисты и некоторые троечники переходят в группу отличников, показывая отличные результаты. Другого средства практической мотивации отличной успеваемости в современной педагогике не видится. Инновационная технология творит чудеса. Возможно наступит время непосредственного возбуждения познавательных центров мозга какими-то импульсами, волнами, вот тогда потребность построения Новой системы образования перестанет существовать. И опять же каждый студент будет обязан (да не должен) пройти комнату или устройство подзарядки.
Такая технология слабее внутриличностной мотивации стремления во чтобы-то не стало достичь успехов в жизненно важном деле, путем собственных развивающихся усилий, совершенствующих внутренний мир человека его действия, отношение к деятельности, поступкам и поведению.
Известные психолого-педагогические подходы к современному образованию и обучению:
1. Системный подход к обучению
2. Комплексный подход к формированию личности
3. Парадигмальный (зуновская парадигма) подход к образованию
4. Компетентностный подход к образованию
5. Личностно-ориентированный подход
6. Развивающий подход к обучению
7. Целостный подход к формированию личности
8. Аксиологический (оценочный) подход
9. Культурологический подход
10. Акмеологический (ценностный) подход
11. Деятельностный подход
12. Отношенческий подход
13. Методологический подход
14. Инновационный подход
15. Интерактивный подход
16. Информационный подход
17. ПостНеклассический подход
18. Тестовый подход к изучению знаний (ЗУНов)
19. Теоретический подход
20. Методический подход
21. Эмпирический подход
22. Рационалистический подход
23. Технологический подход
24. Дихотомический подход
25. Тринитарный подход
26. Результативный подход и др. педагогические технологии.
Все перечисленные подходы объединяются в тестовом знаниевом подходе. Вот в чем его сила.
Отраженная в данной статье теоретическая концепция интерпретируется и реализуется в многочисленных аспектах до семидесяти опубликованных материалах за последнее десятилетие в Казахстанских, Российских, Евразийских изданиях.
Вместо литературы других авторов представляем для интересующихся незначительную часть своих работ, размещенных в электронных библиотеках:
e-libraru.ru-РГВ, на страничке портала viperson-Борис Ким.
Публикации в научных изданиях России
1. Ким Б.И. Учебные достижения и оценка качества образования в экзаменационных показателях // Высшее образование сегодня. М., 2012. 11. С.33-38. ISSN 1726-567x. с участием В. В. Путина
2. Ким Б.И. Методология дидактики образования // Профессиональное образование в современном мире. НГАУ Новосибирск, 2012. №3 (6). С.105-1 И. ISSN 2224-1841.
3. Ким Б.И. Новые стандарты для школы и их альтернатива // Alma mater. Вестник высшей школы. М., 2012. №3. С.38-42.
4. Ким Б.И. Инновационная технология повышения качества современного образования // Вестник Новосибирского государственного Университета. Научный журнал: Серия Педагогика. Новосибирск, 2013. Том 14 выпуск 1. С.86-93. ISSN 18187889© Вестник НГУ,©. Б.И. Ким, 2013.
5. Ким Б.И. Философско-методические основы дидактики образования Журнал Философия образования Новосибирск, 2013 № 4 [49] с. 93-104 ISSN 18-11-0916
6. Ким Б.И. Опытно-экспериментальное - практическое обеспечение оценки качества образования // Всероссийский научный журнал Общественные науки. М.: МИИ Наука 2012. 6 (1) С 77-84. ISSN 2079-5505
7. Ким Б.И. Преодоление кризиса и достижение качества обучения - основа новой системы образования. Европейский журнал Europen Social Science journal. Рига- Москва, 2012. 10 (26), Том 1. С.51-57. ISSN 2079-5513
8. Ким Б.И. Основы новой системы образования // Журнал Профессиональное образование в современном мире. Новосибирск, 2013. №2 (9). С.11-16. ISSN 2224-1841.
9. Ким Б.И. Единство и разрыв педагогической науки и практики образования. / Научный журнал «Историческая и социально-образовательная мысль» №2 (18). Краснодар, 2013. С.63-70. РИНЦ ISSN 2075-9908 (PRINT) ISSN 2219-6048 (ONLINE).
10. Ким Б.И. Теоретико-методологические основы Новой системы образования // Материалы XIII Международной конференции «Теоритические и методологические проблемы современного образования». М.2013. С.121-125. ISBN 978-5-91891- 291-1
11. Ким Б.И. Познаваемость научных знаний в современном образовании // Материалы X Международной научно-практической конференции «Теория и практика современной науки» М.2013. С.326-332 ISBN 978-5-91891-292-8.
12. Ким Б.И. Новая система контроля и оценки качества образования // Материалы VIII Международной заочной конференции «Теоритические и практические аспекты развития современной науки». М. 2013. С. 206-212 ISBN 978-5-91891-297-3.
13. Ким Б.И. Системные знания - основы развития интеллекта / Научно- исследовательский проектно-конструкторский институт морского флота Украины. Морской учебно-консультационный центр «МаппЕСС». Одесский национальный морской университет // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2008» Том 13. Педагогика, психология, социология. С.51-57. Одесса 2008 ISBN 966-555-152-3.
Публикации в Казахстанских изданиях
1. Ким Б.И. Интерактивная технология учебного тестирования. Монография. Алматы: Эверо, 2006. 589с. ISBN 9965-769-42-7 © Ким Б.И., 2006 © Изд. Эверо, 2006
2. Ким Б.И. Педагогика. Обучающие тесты. Монография. Астана-Алматы: Эверо, 2007. 208с. ISBN 9965-769-42-7 © Ким Б.И., 2007 © Изд. Эверо, 2007
3. Ким Б.И. Методическое пособие «Подготовка к тестовому экзамену по педагогике». Цифровой вариант на диске CD-R. Алматы, 2007. В распечатанном виде 500 страниц, А-4, кегель 6. ISBN 9965-769-42-7 © Ким Б.И., 2007 © Изд. Эверо, 2007 В конверте на 2ой обложке Педагогика. Обучающие тесты.
4. Ким Б.И. Инновационная технология повышения качества образования - путь преодоления кризиса // Расширенная сессия АПН Казахстана. Материалы Международной научно-практической конференции «Перемены в образовании: новые границы и приоритеты». Алматы, 10-11 июня 2011. С. 177-181. ISBN 978-601-278-531-9
5. Ким Б.И. Теоретико-методологические аспекты интерактивной технологии обучающего тестирования // Вестник АПН Казахстана. Алматы, 2010. №5(38). С. 67-73. ISSN 2070-4046
6. Ким Б.И. Инновационная технология учебного тестирования // Вестник АПН Казахстана. Алматы, 2008. №5-6(27). С. 10-19. ISSN 2070-4046
7. Ким Б.И. Инновационная технология знаниевых тестов и обучающего тестирования // Вестник Инновационного Евразийского университета. Научный журнал. Павлодар, 2011. №2(42). С.177-185. ISSN 1729-536Х.
8. Ким Б.И. Путь к новой системе образования // Вестник Научный журнал. Инновационный Евразийский университет, Павлодар, 2012. №2(46). С.176-179. ISSN 1729536Х.
9. Ким Б.И. Качество успеваемости - показатель результативности образования // Доклады Казахской Академии образования. Астана, 2011. №1. С.44-48.
10. Ким Б.И. Тесты и тестирование: за и против // Международный научный журнал «Актуальные проблемы современности». Караганды, 2011. №5(70). С.43-53.
11. Ким Б.И. Методология технологии обучающих тестов и тестирования // Международный научный журнал «Актуальные проблемы современности». Караганды, 2011. №5(70). С.54-62.
12. Ким Б.И. Формирующее оценивание качества успеваемости // Республиканский научно-методический и информационно-аналитический журнал «12-летнее образование». Болашак. Астана, 2011. №1. С.58-66.
13. Ким Б.И. Инновационная технология контрольно-оценочной системы обучения // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилёва. Астана,2009. №1(68). С.13-19. ISSN 1028-9364.
14. Ким Б.И. Инновационная система интерактивной технологии учебного тестирования // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилёва. Астана,2011. №3(82). С.36-41. ISSN 1028-9364.
15. Ким Б.И. Учебное тестирование как интерактивная педагогическая технология // Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 10-летию ЕАГИ (Евразийский гуманитарный институт). Астана, 2005. С.42-47. ISBN 99-65-646-67-8
16. Ким Б.И. Инновационная технология контроля и оценки качества обучения - направление к новой системе образования. // Вестник Евразийского Гуманитарного института (ЕАГИ). Научный журнал №3-4. Астана, 2012. С.199-202.