Вадим Аванесов: Обходные пути высшего образования

Государство должно, наконец, принять единую стратегию приёма в вузы

В Соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин вправе получить, на конкурсной основе, высшее образование. В России для 50% всех желающих учиться это право всё еще остаётся нереализованным, из-за противоречия между возрастающим спросом на образовательные услуги и возможностями их реализации. Исследования ученых показывают, что в России должно быть около 7 млн. студентов; между тем, сейчас у нас студентов примерно в два раза меньше. В то время как во многих странах студенты составляют от 3 до 6% всего населения, а это от 80 до 89% выпускников школ. Другая причина неразвитости высшей школы - коррупция, по которой прием в вузы еще с советских времен уступал только торговле.

Новые времена внесли свои коррективы. Теперь на первое место вышли работники министерств (госкомитетов) - 41%. На втором месте - сотрудники правоохранительных органов - 26%. Вступительные экзамены в вузы как наиболее коррупционный этап учебного процесса считают более 2/3 опрошенных студентов и преподавателей. Это выяснилось в ходе недавно опубликованного исследования иркутских социологов. Как свидетельствуют результаты их работы, более 40% студентов, 30% преподавателей и почти 30% родителей сталкиваются с проявлениями коррупции в вузах. Каждому четвертому преподавателю предлагали взятки, в основном, в форме подарков. Каждый третий студент и каждый пятый родитель считают, что лучше дать взятку представителю администрации или преподавателю, чем платить за обучение в установленном порядке.

Субъективизм, протекционизм, мздоимство существуют в вузах, по мнению опрошенных, в устойчивых проявлениях. Там же отмечается катастрофический рост "покупок" контрольных и курсовых работ, неоправданного репетиторства, платных консультаций, к которым преподаватели склоняют студентов. Теперь открыто говорят, что в вузы можно поступить при наличии репетиторской подготовки, поддержки (блата) или денег. Для полноты картины к этому можно добавить неограниченную продажу поддельных дипломов любого вуза в переходах столичного метро.

Коррупция является одной из причин того, что по качеству образования, по данным ЮНЕСКО, Россия скатилась со второго места в мире (в 60-х годах) до 13-го места в последней, третьей группе развивающихся стран, к началу XXI-го века. Если основные нарушения при приеме в вузы допускаются на местах, то условия для их возникновения создаются чиновниками правительственных учреждений. Они фактически приватизировали сферу приема в вузы, подменив общественный интерес частным. Это и есть претворение в жизнь классической формы "присвоения государства" чиновничеством. Известна и схема такого присвоения, в центре которой находится так называемый "Порядок приема в вузы". Там в нарушение всех законов под внешне благовидными предлогами вводятся свои, незаконные каналы поступления в вузы, которые стопроцентно контролируются из центра, а также и на местах.

Первый канал - внеконкурсный целевой набор абитуриентов, списки которых составляются чиновниками. Предлог известен с советских времен: в отдаленных и сельских районах нужны специалисты. Но тогда было и принудительное распределение этих лиц. Теперь принуждать никто не вправе, стимулов для возвращения почти нет. Тем не менее, за сохранение целевого набора идет борьба, и в первых рядах борцов - Министерство образования. Хотя оно должно было поставить вопрос: если в условиях перехода к рыночной экономике кому-то нужны специалисты, подготовленные целевым образом, то за них надо целевым же образом и платить. Но при такой постановке дела потребность в такого рода кадрах существенно отпала бы. И уже совсем станут ненужными посредники - составители списков для незаконного набора. Уже сами вузы отказываются от таких абитуриентов, осознавая всю пагубность засорения студенчества такими "кадрами". Например, в Вологодском педуниверситете из 420 человек 150 получили двойки. Теперь понятно, почему вместо 60% целевиков-абитуриентов они допустили к обучению только 28,4%.

Второй канал - прием граждан иностранных государств на бесплатное обучение, что уменьшает число мест для обучения граждан РФ за счет бюджета. В п. 5 "Порядка приема" нет уточнения по численности (или процента) приема на платные или бесплатные места граждан иностранных государств. Что создает на практике реальные условия для нарушений. Вопрос, кого зачислить и на каких условиях, опять решается чиновниками. Хотя понятно, что прием таких граждан - это важный вопрос политики. Но тогда его и надо решать политическими методами, и не в ущерб гражданам своей страны.

Третий канал - досрочно проводимое (в апреле) платное тестирование учащихся, что Генпрокуратурой времён Ю.И. Скуратова уже было признано незаконным. Этим тестированием уже много лет управляют чиновники Минобразования, выделяют на него средства, но о доходах - полная тишина. По итогам довольно спорного тестирования выдаются сертификаты негосударственного образца для поступления в государственные вузы. В цивилизованном государстве Министерство образования не должно само возводить барьеры перед своими гражданами-абитуриентами. Оно, напротив, должно защищать их, если вузы делают это с нарушениями правил. Обязанность государства - разрабатывать правила объективного и справедливого приема, и следить за их выполнением, не участвуя в лишении права на получение высшего образования хотя бы одного абитуриента. Похоже, что это ещё долго надо будет объяснять. Стремление к деньгам оказывается сильнее служебного долга.

Четвертый канал - единые (совмещенные) экзамены в школе, которые затем могут расцениваться как конкурсные экзамены в вузе. И опять на основе несопоставимых и грубых оценок кто-то решает - кого можно принять в вуз, а кого - не следует.

Пятый канал - проведение олимпиад, что нарушает права тех абитуриентов, кто не имеет возможности в них участвовать. По итогам проверки Генпрокуратуры и из публикаций в прессе известно, что именно этот пункт открывает дополнительные возможности для злоупотреблений на местах. В Законе об олимпиадах нет ни слова.

Эти и другие каналы подрывают единую конкурсную основу приема в вузы, предусмотренную Конституцией РФ. Для всех должны быть созданы равные условия, при которых граждане могли бы непосредственно состязаться в уровне знаний и в способностях осваивать образовательные программы. К сожалению, по мере роста коммерциализации образования эта конституционная норма растекается посредством создания незаконных каналов. И все это делается с позволения правительства.

 Вспоминается едкое, но верное и по сей день замечание Герцена о том, что российское правительство всегда готово нарушить закон, если оно уверено, что останется безнаказанным (т. 6, с. 251).

В недавно опубликованном проекте реформирования образования Центра стратегических разработок принята, наконец, модель единого подхода к приему в вузы. Очевидно, что это должна быть модель качественного педагогического измерения, не получающего у нас пока цивилизованного признания. Не надо ждать 2003 года, на который назначена долгожданная реформа приема в вузы. Надо сейчас скорее устранять отмеченные перекосы, вызывающие напряжение в общественном сознании.

Опубликовано в Независимой Газете от 07.06.2000

http://www.ng.ru/politics/2000-06-07/3_ways.html

Комментарий 2011 года. Реформа приёмных экзаменов оказалась провальной. В её основу был положен т.н. единый государственный экзамен, оказавшийся абсолютно некачественным. viperson.ru 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован