Государство должно, наконец, принять единую стратегию приёма в вузы
В Соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин вправе получить, на конкурсной основе, высшее образование. В России для 50% всех желающих учиться это право всё еще остаётся нереализованным, из-за противоречия между возрастающим спросом на образовательные услуги и возможностями их реализации. Исследования ученых показывают, что в России должно быть около 7 млн. студентов; между тем, сейчас у нас студентов примерно в два раза меньше. В то время как во многих странах студенты составляют от 3 до 6% всего населения, а это от 80 до 89% выпускников школ. Другая причина неразвитости высшей школы - коррупция, по которой прием в вузы еще с советских времен уступал только торговле.
Новые времена внесли свои коррективы. Теперь на первое место вышли работники министерств (госкомитетов) - 41%. На втором месте - сотрудники правоохранительных органов - 26%. Вступительные экзамены в вузы как наиболее коррупционный этап учебного процесса считают более 2/3 опрошенных студентов и преподавателей. Это выяснилось в ходе недавно опубликованного исследования иркутских социологов. Как свидетельствуют результаты их работы, более 40% студентов, 30% преподавателей и почти 30% родителей сталкиваются с проявлениями коррупции в вузах. Каждому четвертому преподавателю предлагали взятки, в основном, в форме подарков. Каждый третий студент и каждый пятый родитель считают, что лучше дать взятку представителю администрации или преподавателю, чем платить за обучение в установленном порядке.
Субъективизм, протекционизм, мздоимство существуют в вузах, по мнению опрошенных, в устойчивых проявлениях. Там же отмечается катастрофический рост "покупок" контрольных и курсовых работ, неоправданного репетиторства, платных консультаций, к которым преподаватели склоняют студентов. Теперь открыто говорят, что в вузы можно поступить при наличии репетиторской подготовки, поддержки (блата) или денег. Для полноты картины к этому можно добавить неограниченную продажу поддельных дипломов любого вуза в переходах столичного метро.
Коррупция является одной из причин того, что по качеству образования, по данным ЮНЕСКО, Россия скатилась со второго места в мире (в 60-х годах) до 13-го места в последней, третьей группе развивающихся стран, к началу XXI-го века. Если основные нарушения при приеме в вузы допускаются на местах, то условия для их возникновения создаются чиновниками правительственных учреждений. Они фактически приватизировали сферу приема в вузы, подменив общественный интерес частным. Это и есть претворение в жизнь классической формы "присвоения государства" чиновничеством. Известна и схема такого присвоения, в центре которой находится так называемый "Порядок приема в вузы". Там в нарушение всех законов под внешне благовидными предлогами вводятся свои, незаконные каналы поступления в вузы, которые стопроцентно контролируются из центра, а также и на местах.
Первый канал - внеконкурсный целевой набор абитуриентов, списки которых составляются чиновниками. Предлог известен с советских времен: в отдаленных и сельских районах нужны специалисты. Но тогда было и принудительное распределение этих лиц. Теперь принуждать никто не вправе, стимулов для возвращения почти нет. Тем не менее, за сохранение целевого набора идет борьба, и в первых рядах борцов - Министерство образования. Хотя оно должно было поставить вопрос: если в условиях перехода к рыночной экономике кому-то нужны специалисты, подготовленные целевым образом, то за них надо целевым же образом и платить. Но при такой постановке дела потребность в такого рода кадрах существенно отпала бы. И уже совсем станут ненужными посредники - составители списков для незаконного набора. Уже сами вузы отказываются от таких абитуриентов, осознавая всю пагубность засорения студенчества такими "кадрами". Например, в Вологодском педуниверситете из 420 человек 150 получили двойки. Теперь понятно, почему вместо 60% целевиков-абитуриентов они допустили к обучению только 28,4%.
Второй канал - прием граждан иностранных государств на бесплатное обучение, что уменьшает число мест для обучения граждан РФ за счет бюджета. В п. 5 "Порядка приема" нет уточнения по численности (или процента) приема на платные или бесплатные места граждан иностранных государств. Что создает на практике реальные условия для нарушений. Вопрос, кого зачислить и на каких условиях, опять решается чиновниками. Хотя понятно, что прием таких граждан - это важный вопрос политики. Но тогда его и надо решать политическими методами, и не в ущерб гражданам своей страны.
Третий канал - досрочно проводимое (в апреле) платное тестирование учащихся, что Генпрокуратурой времён Ю.И. Скуратова уже было признано незаконным. Этим тестированием уже много лет управляют чиновники Минобразования, выделяют на него средства, но о доходах - полная тишина. По итогам довольно спорного тестирования выдаются сертификаты негосударственного образца для поступления в государственные вузы. В цивилизованном государстве Министерство образования не должно само возводить барьеры перед своими гражданами-абитуриентами. Оно, напротив, должно защищать их, если вузы делают это с нарушениями правил. Обязанность государства - разрабатывать правила объективного и справедливого приема, и следить за их выполнением, не участвуя в лишении права на получение высшего образования хотя бы одного абитуриента. Похоже, что это ещё долго надо будет объяснять. Стремление к деньгам оказывается сильнее служебного долга.
Четвертый канал - единые (совмещенные) экзамены в школе, которые затем могут расцениваться как конкурсные экзамены в вузе. И опять на основе несопоставимых и грубых оценок кто-то решает - кого можно принять в вуз, а кого - не следует.
Пятый канал - проведение олимпиад, что нарушает права тех абитуриентов, кто не имеет возможности в них участвовать. По итогам проверки Генпрокуратуры и из публикаций в прессе известно, что именно этот пункт открывает дополнительные возможности для злоупотреблений на местах. В Законе об олимпиадах нет ни слова.
Эти и другие каналы подрывают единую конкурсную основу приема в вузы, предусмотренную Конституцией РФ. Для всех должны быть созданы равные условия, при которых граждане могли бы непосредственно состязаться в уровне знаний и в способностях осваивать образовательные программы. К сожалению, по мере роста коммерциализации образования эта конституционная норма растекается посредством создания незаконных каналов. И все это делается с позволения правительства.
Вспоминается едкое, но верное и по сей день замечание Герцена о том, что российское правительство всегда готово нарушить закон, если оно уверено, что останется безнаказанным (т. 6, с. 251).
В недавно опубликованном проекте реформирования образования Центра стратегических разработок принята, наконец, модель единого подхода к приему в вузы. Очевидно, что это должна быть модель качественного педагогического измерения, не получающего у нас пока цивилизованного признания. Не надо ждать 2003 года, на который назначена долгожданная реформа приема в вузы. Надо сейчас скорее устранять отмеченные перекосы, вызывающие напряжение в общественном сознании.
Опубликовано в Независимой Газете от 07.06.2000
http://www.ng.ru/politics/2000-06-07/3_ways.html
Комментарий 2011 года. Реформа приёмных экзаменов оказалась провальной. В её основу был положен т.н. единый государственный экзамен, оказавшийся абсолютно некачественным. viperson.ru