Проблема образования – проблема национальной безопасности страны. Актуальность этой аксиомы подтверждается Указом президента В,В, Путина «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», изданным в разгар необъявленной войны НАТО против нашего Отечества.
Современные реалии свидетельствуют о достижениикульминации в процессе глобального цивилизационного противостояния, обусловленного реанимацией фашизмадемократиями Западной Европы и США, цель которых озвучил Дж. Раскин: "Россия — православная страна с традиционными социальными ценностями. Именно поэтому она должна быть уничтожена, вне зависимости от того, какую цену за это придётся заплатить Соединённым Штатам".
Об остроте проблемы моральных устоев говорил С.К. Шойгу за несколько месяцев до специальной военной операции по защите Донбасса: «Внешние угрозы, они понятны… Когда нам угрожают, мы понимаем, кто угрожает, чем, мы знаем, чем они вооружены, знаем, как этому противостоять, знаем, как с этим бороться. Но есть более страшная часть, она в последнее время или, точнее, десятилетия приобретает или приобрело уже основную опасность для любой страны. Это внутренняя угроза. И все это связано с тем, что постепенно разлагается общество внутри страны».
Показательным представляется то, что заявление министра обороны Российской Федерации прозвучало на всероссийском молодежном образовательном форуме "Территория смыслов," как обращенное и к молодежи – будущему страны, так и организаторам образовательного процесса – ответственным за обеспечение качества этого будущего.
Обращают внимание и обозначенные временные пределы возникновения внутренней угрозы - последние десятилетия, отнюдь не случайно совпавшие с периодом пожинания плодов реформы образования, направленной на перезагрузку генетического кода нации, представленного в российских традиционных ценностях, и вживление в массовое сознание «европейских ценностей» с целью превращения базового института социализации и воспитания граждан Отечества в инструмент программирования социального неравенства – залога лишения общества единства.
Открытое цивилизационное противостояние и проблема подготовки профессиональных кадров послужиликатализатором для решения о выходе из Болонской системы, ставшего поводом для начала дискуссий о дальнейшем пути развития отечественного образования.
В чем проблема?
В необходимости разработки государственной концепции образования, отвечающей требованиямобеспечения национальной безопасности страны.
Решение названной проблемы предполагает изучениеопыта, накопленного человечеством в области образования, эффективность которого подтверждается взлетом, падением и гибелью цивилизаций. Не менее значимым в названном контексте представляется выявление истоков антагонизма ценностей, определившего содержание глобального противостояния в современном мире, поставившего цивилизацию homo sapiens в III тыс. н.э. перед угрозой самоуничтожения.
Античная традиция
Взаимообусловленность воспитания, обороноспособности и благосостояния – составляющих фундамента безопасности государства, была очевидна для основателя демократии VI в. до н. э., во время правления которого была создана первая у истоков европейской цивилизации система образования, каковой стала система образования античного полиса. Озабоченность судьбой Отечества Солона - главнокомандующего Афин, избранного в 594/593 г. до н.э. архонтом, наделенным чрезвычайными полномочиями, засвидетельствована поэтическим наследием.
Да, понимаю, и в сердце глубоко кручина запала:
Вижу, как клонится ниц первая прежде страна
Меж Ионийских земель.
Угроза существованию полиса не от внешнего вторжения, а в результате внутренней политики, направленной на подчинение государства интересам меньшинства, реализация амбиций которого поставила большинство перед перспективой рабства, инициировавшей массовый отток населения, засвидетельствована в другом фрагменте:
На родину, в Афины, в богозданный град,
Вернул я многих, в рабство проданных,
Кто кривдой, кто по праву, от нужды иных
Безвыходной бежавших, уж забывших речь
Аттическую — странников таков удел, —
Иных еще, в позорном рабстве бывших здесь
И трепетавших перед прихотью господ,
Всех я освободил. А этого достиг
Закона властью, силу с правом сочетав.
Проблема деградация элиты и угроза утраты государственности античного полиса
Признание вины элиты за политический кризис и упадок Афин прозвучало в обличительном обращении Солона:
Вы же в груди у себя успокойте могучее сердце:
Много досталось вам благ, ими пресытились вы.
Знайте же меру надменному духу: не то перестанем
Мы покоряться, и вам будет не по сердцу то.
Поэтому центральной проблемой, на решение которой была направлена конституция правителя, стало лишение привилегий родовой аристократии, отличавшейся отсутствием и моральных оснований, и социальной ответственности.
Реформа образования и проблема социально ответственной элиты
Выведение из области привилегии евпатридовобразования, получившего в результате реформы всеобщий характер, в соответствии с которой все дети граждан, независимо от сословной принадлежности и материального положения, должны были учиться гимнастике, музыке и поэзии в целях духовного и физического развития личности,представляется ученым подтверждением демократичности ивысокого уровня развития общества.
Реалии современной Солону Греции позволяют сделать вывод, что политика просвещения всего населения была выбрана не в период расцвета, а упадка и глубочайшего кризиса - закономерного результата отказа от справедливости права равных и становления эпохи справедливости права сильного, запустившего процесс перезагрузки обычного права, направленной на укрепление власти имущего меньшинства, обрекающего соотечественников на положение бесправных рабов, определив исход древней Эллады.
Сохранение и укрепление института собственности реформатором, разочаровавшим демос, ожидавшимрадикальных перемен по примеру Ликурга в IХ в. до н. э., обусловлено пониманием невозможности преодоления экономического кризиса в условиях тотального невежества. Стратегия архонта указывает на то, что именно образованию отводилась роль той точки опоры, которая должна была определить новую траекторию развития общества и изменить ход исторического процесса, заданного выбранной аристократией парадигмой.
Проблема культуры безмолвствующего большинства
Разделение общества на элиту, создавшую богов, не ведающих морали, авторитетом которых прикрывалась перезагрузка обычного права, и большинство, представленное не способной к членораздельной речи толпой, нашло отражение в текстах Гомера. Таким образом, памятники письменной культуры подтверждают истощение интеллектуального и нравственного ресурса, дошедшего до столь критического уровня, что поставило греков перед угрозой утраты государственности в результате выбора приоритетом укрепление власти собственников и полное подчинение народа, который, согласно Аристотелю, «ни в чем … не имел своей доли».
Бесправие народа особенно впечатляюще отражено в законах Драконта, подтверждающих состоявшееся к 621 г. до н.э. превращение государства из института, обеспечивающего жизнь и безопасность человека, в инструмент подавления и уничтожения, что и стало причиной массового исхода населения из Афин.
Проблема реальности социальной катастрофы в результате лишения права нравственного иммунитета засвидетельствована кризисом семьи, иллюстрация которого представлена отношениями Зевса и его чад,подтверждая, что базовый институт социализации, основанный на взаимной ответственности поколений, тысячелетиями выполнявший функции передачи базовых ценностей и знания о родовом ремесле, деградировал в институт взаимоуничтожения поколений. Понимание многогранности проблем, обусловленных трансформацией всех социальных институтов в целях обеспечения сохранения социального неравенства, подтверждает широта круга отраслей общественной жизни, охваченных законодательной деятельностью архонта, вызывавших столь искреннее удивление Плутарха.
Проблема ограничения возможностей разума
Конституция Солона, отменив привилегии и зафиксировав социальную ответственность евпатридов, засвидетельствовала несостоятельность аристократии в обеспечении внешнего и внутреннего мира, и призналаправо граждан на переход в другие сословия, закрепиввластью основного закона возможность социального роста.
Система всеобщего образования создавалась в качестве инструмента реализации замысла, направленного нараскрытии интеллектуального потенциала народа и создания новой элиты. Таким образом, потомок легендарного Кодра замахнулся не решение проблемы, возникшей в результате растянувшегося на тысячелетия ограничения возможностей человеческого разума в процессе общественного разделения труда и ставки на узкую специализацию, которые привели к формированию феномена сословно обусловленного разума.
Датировка создания «Илиады» и «Одиссеи», в которых предлагается обоснование становления справедливости права сильного, позволяет сделать вывод о завершении к VIII в. до н. э. судьбоносного перехода цивилизации на качественно новый уровень, следствием которого стали и лишение права нравственного иммунитета, и экономический упадок, и политический кризис VI в. до н. э., указывая на логическую связь перечисленных проблем.
Проблема элитарного образования античного полиса
Обеспечив доступность обучения, автор преобразований, возможно, надеялся реализовать идею всеобщего элитарного образования, должного решить проблему пропасти между «благородными» и «худородными». Чрезвычайная значимость для государства подчеркивалась введением в обязанность Ареопага наблюдения «за тем, чтоб отцы предоставляли детям, опекуны сиротам благо этого воспитания».
Элитарное образование античного полиса предполагало изучение произведений Гомера. Тексты поэта были настольными книгами воспитания потомственной аристократии. В результате реформы они стали обязательными при обучении детей всех сословий, обусловив вживление в массовое общественное сознание ценностей и стереотипов поведения героев и бессмертных олимпийцев в целях утверждения незыблемости социального неравенства и справедливости права сильного. Таким образом, использование поэтического наследия блистательного апологета монархической власти, прежде определившего содержание ценностной матрицы поколенийвоинственной элиты, не могло стать «вернейшим средством наполнить воображение благородными мыслями, вложить в душевную жизнь гармонию и порядок, на влечении к которому основываются все гражданские добродетели, возбудить в сердце благоговение к богам, развить в человеке благородные, возвышенные стремления».
.
«Привычка к труду благородному»: проблема гуманитарного знания в образовании античного полиса
Произведения Гесиода, жизнь и творчество которого приходится на рубеж VIII—VII вв. до н. э., указывают на наличие в наследии древних греков опыта обоснованияальтернативной концепции развития общества и соответствующих этой социальности концепций власти,права и закона, основанного на морально-этических нормах, семьи и человека. Рассуждения о «матери доброй», рядом с которой «забавами детскими тешась», «сотню годов возрастал человек неразумным ребенком», и «семейные»истории в основе произведений как идеолога демократии, так и апологета монархической власти, свидетельствуют, что идея выведения воспитания за пределы родительских полномочий и создания системы образования государства – то, что называется «витала в воздухе». Не менее показательным представляется сохранение памяти о примере Ликурга, взявшего на воспитание молодого человека, покушавшегося на убийство правителя.
Популярность беотийца подтверждается преданием о его победе над певцом воинственной Эллады. Автор«Теогонии» представил олимпийцев не семьей лишенныхморали «секс – символами», отдавшими царям скипетр и обычай, а воплощением высшей добродетели и справедливости, зорко наблюдающими за земной властью, вернув грекам пошатнувшуюся веру в богов.
Олимпийцы в версии Гомера, освятившие высшим авторитетом обычай и ценности, подтверждающие справедливость бесправия народа, пошатнули веру в богов. Поэтому в качестве центральной проблемы этого произведения Гесиода стало возвращение земных дел в компетенцию бессмертных, ответственных за сохранение вселенского порядка. После укрепления веры в олимпийцев последовало обращение к не менее важной проблеме, а именно: социальной значимости мирного труда, представленного в «Трудах и днях» в качестве единственного достойного источника богатства.
Таким образом, Эллада обладала достаточным потенциалом интеллектуального наследия для воспитания достойных граждан Отечества. Однако это противоречило планам потомственной аристократии, использовавшей реформы не в целях спасения государства, а реализации собственных амбиций. Обращение к истории Древней Греции позволяет сделать вывод, что именно в этот период, а не в Англии XVII в., закладывались основы политической традиции, названной Е.Я. Сатановским «пародией на демократию». Хлесткое определение политолога демократии, как формы правления, которая «подразумевает сосредоточение всей власти в руках «кучки мерзавцев», которым подчиняется «толпа идиотов», предельно точно указывает на место и роль образования, как базового института манипуляции общественным сознанием и воспроизводства непритязательной рабочей силы.
Роль Ареопага в определении стратегии образования древних Афин
Образованность Солона не позволяет усомниться в знании наследия идейного оппонента Гомера. Тем не менее, ни в одном из фрагментов трудов архонта, сохраненных древними писателями, нет ссылок на произведения аскрийца, отношение к которому вполне оправдано принадлежностью правителя к царскому роду, прославленному ратными подвигами, представленными в качестве оправдания обоснованности притязаний евпатридов на власть и привилегии.
Отношение греков, прельщенных напыщенным слогоми блистательными образами автора «Одиссеи» и «Илиады»,к беотийцу, впервые в истории прославившему «привычку ктруду благородному» простого крестьянина, напоминает отношение к Н. А. Некрасову современников, воспитанных на творениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Однако истинная причина неприятия элитой произведений Гесиода кроется в опасности популяризации альтернативной концепции справедливости.
История не сохранила подтверждений работы Ареопага над стратегией образования античного полиса. Однако участие высшего совета потомственной аристократии в воплощении замысла архонта не предполагало коррекции концепции обучения, необходимой для реализации конституции, открывающей перспективу социального роста низших слоев. Поэтому реформа образования привела к противоположному результату, превратив просвещение в инструмент программирования социального неравенства и деморализации общества, губительной для любой цивилизации. Казнь Сократа в 399 гг. до н. э. за распространение развращающих молодежь этических учений подтверждает эффективность концепции воспитания античного полиса, ранее апробированной на потомках благородных родов, политика которых привела к кризису VII – VI вв. до н. э.
Признание эффективности использования гуманитарного знания в целях перезагрузки генетического кода нации, апробированного древними, подтверждаетсяизъятием в процессе либеральных реформ из программы российских школ «настольных книг», на которых воспитывались поколения советского народа, а именно: роман «Как как закалялась сталь» Н. Островского, рассказыо пионерах-героях, «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, «Разгрома» и «Молодой гвардии» А. Фадеева, возвращенной только в 2023г.
Христианская концепция образования
Исход античной цивилизации – первой в истории человечества, погибшей не по причине природной, а социальной катастрофы, в результате апробации политического устройства, основанного на культивировании ценностей, лишенных нравственного иммунитета, обусловливает особый интерес к христианской традиции в области образования, направленной на возрождение моральных ценностей, возведенных в ранг Закона Божьего.
Анализ опыта, начало которого восходит к изданию императором Константином Миланского эдикта в 313 г., объявившего Христову веру «дозволенной религией», указывает на принципиальные различия концепции образования эпохи Средневековья и Возрождения.
Христианство перенесло из иудаизма идею избранности одного народа на все человечество, получившего от Бога Закон, обязательный для всех верующих, независимо от сословной, расовой и национальной принадлежности. Таким образом, базовым в социальной теории, определившим основы концепции образования ранее гонимой религии, стало признание равенства перед Богом и Словом его Закона. Высокий статус богоизбранности и богоподобия по способности мыслить созданного по образу Божьему предполагал постоянноесамосовершенствование, столь удачно отраженное в знаменитой формуле: «Учиться, учиться и еще раз учиться...». Эта цитата из наследия основателя государстварабочих и крестьян, известная каждому школьнику СССР, указывает на наследную связь советской образовательной традиции с христианской.
Превращение религии распятого Бога в официальную идеологию Византии не предполагало следование постулату равенства перед Законом правителем, озабоченным сохранением и укреплением власти басилевса, а не построением государства всеобщей справедливости на территории Западной Римской империи.
Овцы стада Христова: образ идеального христианина
Запрос на адаптацию веры Христа к нуждам монархии инициировал активность теологических мыслителей на поприще созидания социальной теории, отвечающей требованиям изменения статуса религии изгоев на избранную императором. Одним из исполнителем заказастал Евсевий Памфил, трудами которого демократичная по сути доктрина перевоплотилась в обоснование единовластием Божьим единовластия монарха, и превращения народа в безвольное и безголосое стадо, к которому отец истории церкви обращался следующим образом: «И вы также, овцы священного стада Христова, обитель добрых словес, училище смиренномудрия, боголюбезные и досточтимые слушатели».
Содержание воззвания позволяет сделать вывод, что ставка на манипуляцию – базовая для античной формальной демократии, оставалась таковой и в монархической концепции Евсевия. Восторженный призыв познавшего и разделившего тяготы жестоких гонений единоверцев, а ныне пребывающего в эйфории от неожиданной метаморфозы и положения приближенного всесильного повелителя, раскрывает образ идеального христианина, воспитание которого входило в компетенцию церкви, совмещавшую отныне функции целого ряда современных министерств и ведомств: науки, образования, правосудии, СМИ.
Интерес к концепции Памфила, вызвавшей бурную реакцию поколений единоверцев, обусловлен жесткой привязанностью власти христианству по византийскому обряду, начиная со времен киевского князя Владимира, определив «духовные» основы единовластия и будущего долгого рабства.
Теоретическое обоснование средневековой культуры как "культуры безмолвствующего большинства"
Стараниями епископа Кесарии была создана социальная теория, освятившая авторитетом Христа становление средневековой культуры как "культурыбезмолвствующего большинства,"и определившая содержание концепции образования эпохи, продолжившейначатый античной системой образования процесс с существенной поправкой, предполагавший использование морали для безропотного подчинения власти.
В качестве основы христианского варианта доказательства естественности неравенства была использована теория "тайного смысла" Слова, доступного лишь "разумным душам", в авторстве Филона Александрийского, определившего интеллектуальные способности в качестве критерия права-притязания на месте в социальной иерархии. Дальнейшее развитие эта теория получила у Оригена, видевшего три уровня библейского текста, а затем у Климента Александрийского, различавшего уже четыре уровня. Переложение теологических концепций на социальную теорию послужило основой средневековой концепции образования, направленного на дальнейшее программирование ограниченных возможностей человеческого Разума,необходимое для обеспечения основ социального неравенства.
Непреодолимым препятствием на пути стратегии, нацеленной на использование религии в целях обоснования тотального низвержения в рабство верующих, оказалось исключительное право духовенства на выбор толкования Священного Текста (буквально - право на ересь), котороестало для веры спасением от деградации, а для общества от неминуемой кастовой разделенности. Использование новой государственной религии в целях укрепления власти, а не консолидации общества, привело к гибели империи.
Христианство после распада Римской империи
Крещение основателя франкского государства короля Хлодвига с 300 дружинниками в 496г. стало судьбоноснымдля европейской цивилизации событием, положившимначало христианизации варварских племен, находившихся в тот период на стыке эпох, обусловленном сменой концепций общественного развития, основанном на принятии справедливости равных, на справедливость права сильного.Инициированное сменой концепции власти лишение обычного права нравственного иммунитета, проходившее в Западной Европе V в. н.э., напоминает аналогичный процесс, активизировавшийся в Аттике после вторжения дорийских племен в X в. до н. э., и получивший обоснование в VIII—VII вв. до н. э. в произведениях Гомера, названного П.Г. Редкиным «предтечей философии»наряду с Гесиодом.
Вера Христа стала препятствием, давшим возможность этим народам избежать судьбы Древней Греции и Древнего Рима. Однако привлекательность монотеизма для основателя династии меровингов объяснялась теми же властными амбициями, что и для Константина, а затем Карла Мартелла и Пипина Короткого, воистину по-королевски расплатившегося со Святым Престолом за поддержку в борьбе за корону, подарив папе Стефану освобожденные от лангобардов земли, на которых была создана папская область.
Прагматизм основателей династии каролингов не отличался претензиями на оригинальность и предполагалиспользование церкви в политических интересах, тем более ценной в условиях социального расслоения, обоснованногосоздателями христианской доктрины. Эта обычная практикапосле смерти Пипина приняла совершенно неожиданный поворот в долгое правление его старшего сына, нареченного именем деда. Юные годы наследника, проведенные в типичных для «золотой молодежи» занятиях, свидетельствуют о полном отсутствии влияния ценностей Христа на поведение молодого человека, с раннего возраста сопровождавшего отца во время деловых визитов в Рим. Знание закулисы переговоров с католическими прелатами, искавшими поддержки могущественных королей, не способствовала ни созданию иллюзий относительно причинвзаимного притяжения, ни стремлению к глубинному постижению тонкостей религиозной доктрины.
Личность самого внука Карла Молота представляется одним из показательных примеров, подтверждающих несостоятельность современных приверженцев образования, делающего ставку на так называемых одаренных детей. В контексте этих воззрений, у будущего монарха, не была никаких шансов на статус «успешного». Казалось, ничто не предвещало великого будущего, позволившего ему вывести веру Христа с траектории, обрекающей религию на обслуживание самодержавных притязаний элиты, а самому пипиниду было суждено лишь повторить судьбу бесславных отпрысков слабых королей деградировавшей династии Хлодвига, смещенной трудамидеда и отца. Однако именно реформы этого правителя, так и не постигшего искусства письма, послужили началом тотального приобщения к вере Христа населения, настольной книгой при воспитании которого на века стала Библия, определившая ценностную матрицу верящих в единого Бога.
Проект Града Божьего Карла Великого
Феномен каролингского возрождения, ставший результатом политики Карла Великого, направленной на воплощение проекта Града Божьего, можно назвать судьбоносным в отказе от социальной концепцииСредневековья. Специалисты признают отсутствие возможности установить время и обстоятельства, когда он познакомился с наследием Августина Блаженного, чья книга «О граде Божьем» стала руководством к действию, наполнив смыслом жизнь правителя, чей бурный темперамент и жажда жизни столь удачно нашли созвучие в судьбе и трудах епископа Гиппонийского. Долгий путь к вере сына Святой Моники, как и героическая смерть в битве с вандалами, для деятельной натуры короля, готового облачить самого Христа в воинские доспехи, были ближе и понятнее, чем мученическая смерть на кресте.
Завоевания основателя первого Евросоюза связали в единый государственный организм территории, ставшиеареной реализации авторского проекта, на которой сегодня находятся Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Австрия, а также частично Северная Италия, Северная Испания, Швейцария и Словения, определив общность судеб народов Священной Римской Империи.Именно здесь нашла воплощение идея, занимавшая поколения понтификов, начиная с Льва Великого.
Провозглашение императором на Рождество Христово в 800 г. возлагало на короля франков обязательства перед Богом, уполномоченным которого он себя считал, и Святым Престолом, столетиями искавшим поддержку в реализации замысла Августина.
Тотальное невежество, царившее на подвластных территориях, привело к актуализации административных и экономических проблем государства, определивших в качестве насущных задачу создания системы школьного образования, начало кризиса которого приходится на период распада Римской империи.
Однако создание системы школьного образования было нацелено не только на решение проблемы обеспечения экономического роста на обширных владениях. Потомственной мажордом, окруженной элитой христианских мыслителей, захваченный идеей создания теократического государства, понимал необходимость изучения античного наследия для глубинного пониманиясвященных текстов, исключая опасность извращения смысла Слова, что стало причиной сохранения и реставрации ценнейших памятников письменной культуры ушедшей эпохи.
Проблема безграмотности духовенства
Реализация проекта начиналось с налаживания обучения духовенства, ответственного за обучение паствы.Об этом свидетельствует первый же королевский капитулярий от 769г., акцентировавший внимание на знании текстов Писания и предписывавший отстранять от ведения службы неграмотных священников. Настоятельные требования принять меры по ликвидации безграмотности служителей культа повторялись в посланиях к епископам. Всоответствии с «Капитулярием о науках» 787 г., при каждом монастыре и епископской кафедре были открыты школы для монахов и клириков.
Создание системы монастырского образования
Среди наиболее известных, открытых в этот период, называются школы при монастырях Сант-Галь, Сент-Рикье, Корбье, Фульда, Сент-Вендергизил, в Туре и Лионе, признанные центрами классического образования, в которых готовились кадры не только для церкви, но и государственной службы. Наряду с будущимисвященниками, они обучались семи свободным искусствам, разделенным на тривиум (грамматику, риторику и логику) и квадривиум (арифметику, астрономию, геометрию и музыку).
Особое внимание углубленному изучению Священного писания способствовало превращение этих школ в исследовательские центры, главным предметом которых стало Слово Божье. Сочетание функций воспитания, образования и научных центров в церковных школахпослужило катализатором процессов, направленных на переосмысление наследия отцов церкви и обогащение теологической мысли.
Священное писание - настольная книга воспитания
Повышение интеллектуального и культурного уровня безграмотной элиты, должной, по замыслу короля, равно успешно служить Отечеству в условиях военного и мирного времени, не ограничивало растущие амбиции правителя,проводившего в эпоху Средневековья политику всеобщего образования, охватывающего все сословия. Капитулярий, датированный 802 г., предписывал, чтобы «каждый посылал детей своих в школу, которую дети должны прилежно посещать».
Успешность реализация проекта, предусматривающегобесплатное обучение всего населения, обеспечивалась и тем, что образование стало единственным социальным лифтом, открывшим возможность для получения духовного сана, доступного для сервильного сословия, котороеобучалось в монастырских школах чтению, письму, арифметике, латинской грамматике и церковному пению, в соответствии с программой для начального образования, составленной согласно королевскому капитулярию 789 г.
Палатинская академия: проблема единения античной формы с христианским духом
Центром системы, выстроенной усилиями власти и церкви, стала открытая в 780-х гг. придворная школа или палатинская академия в Ахене, созданная по образцу афинской Платоновской академии, первым руководителем которой стал англосакс Алкуин, одержимый идеей единения античной формы с христианским духом, определившей содержание образования эпохи Каролингов.После назначения в 796 г. аббатом монастыря св. Мартина в Туре, он основал школу и крупнейший скрипторий.
Соратниками Карла, получившего в «новых Афинах»псевдоним «царь Давид», были такие известные мыслители, как Павел Диакон, Петр Пизанский, Теодульф, Эйнгард и др. Признание наследной связи с античностьюподтверждается и такими псевдонимами, Флакк и Гомер», под которым был известен ахенский академик Ангильберт,на особое доверие к которому указывает назначениенаставником наследника трона.
Высшая цель христианина— познание Бога
Притягательность ценностей религии, возникшей как религия «униженных и оскорбленных», подтверждает родовитость и разнообразие национального представительства единомышленников короля. Исторические пределы феномена Каролинского возрождения позволяют сделать вывод, что для формирования элиты, провозгласившей познание Бога в качестве высшей цели, определившей смысл существования христианского мира, потребовалось пять вековкультивирования постулатов веры уже в ранге официальной идеологии.
Карлу, отличавшемуся жаждой к знанию и постижению нового, которыми он напоминает Петра I, больше повезло с эпохой, отмеченной взлетом религии, обеспеченной участием в разработке и реализации стратегии образования лучших умов единоверцев. Деятельность политика не ограничивалась трудами, направленными на обеспечения жизнедеятельности государственного организма и экономического подъема. Не меньшей активностью и пылом отличалось его участие в теологических спорах, содержание которых также подтверждается верность воззрениям Аврелия Августина, стоившей расколом церкви в 1054г. Не менее показательной представляется и правотворческая деятельность монарха, законы которого содержали пространные рассуждения и ссылки на Библию, позволившие специалистам говорить о том, что он не различал понятие греха и закона.Однако в данном случае речь идет о неразделенности этих понятий, естественной для верующего сознания конца VIII в., и окончательно утратившей связь в процессе лишения права нравственного иммунитета.
Прелюдия Возрождения
Ренессанс – лучшее доказательство эффективности системы образования и научных центров гуманитарного знания, основанных императором, обеспечивших вживлениев массовое общественное сознание христианских ценностей. Жизнеспособность задела, созданного Карлом и его единомышленниками, обусловила преемственность политики в области образования, которая привела к интеллектуальному подъему в Западной Европе в конце VIII — середине IX в. в., позволив Каролингскому возрождению стать прелюдией судьбоносных перемен в развитии цивилизации.
Временные и географические пределы началаВозрождения в XIV в. в Италии, а затем продолжение в Европе с XV в. и вплоть до первых десятилетий XVII в., отражают траекторию распространения и последствия процесса, инициированного при Карле, чья стратегия нашла дальнейшее развитие благодаря созданной им системе, о будущем которой он позаботился при распределении наследства. Львиная доля, оставленная церкви, давшая повод для обвинения прижимистого хозяина в эгоистичной заботе о греховной душе, а не о собственных детях, позволила сохранить и обеспечить развитие не менее дорогого детища и после развала Священной Римской империи в результате бездарной политики сына и внуков.
Ренессанс: возрождение античности или христианства?
Убеждение специалистов, что феномен Ренессанса обязан оживлению интереса к античности и воскрешению ее принципов, не отражает многогранности и неоднозначности эпохи, возникшее в результате как идеализации наследия древних греков, так и не понимания значимости титанической работы интеллектуальной и политической элиты Средневековья, переломившей ход развития Европы по сценарию, определившему исходцивилизации эллинов.
Преемственность традиций политеизма и монотеизма подтверждается сосуществованием и после распада Римской империи церковных и античных школ, окончательно исчезнувших лишь к VII в. Блестящее знание наследия Афин и Вечного города, сохраненного для человечества трудами создателей системы образования Каролингов, задумавших переосмысление достиженийдревней культуры на основе осознания высшей цели – познание Бога, определившей содержание процесса обучения, также подтверждают отсутствие факта забвения, непременно необходимого для возрождения чего бы то ни было.
Пренебрежение к прошлому, присущее для родства непомнящих, противоречит самой сути религии – института, возникшего как результат востребованности сохранения знания об опыте поколений – обязательного условия жизнеспособности общества и обеспечение социального прогресса. Лучшее тому подтверждение - обязанность ведения летописи в монастырях, а также присутствие рядом со средневековыми правителями грамотного клирика, записывающего деяния вождей.
Начало эпохи Возрождения
Начало эпохи Возрождения обусловлено воскрешением демократической сути христианства. Увлеченность наследием античной политической традиции, определяласьне воскрешением интереса к утратившей смысл жизни цивилизации, лишившей закон государства нравственного основания, а возрождением демократической формы на основе единого для всех Закона Творца.
«Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандолыпризнает проблему достоинства созданного Всевышним вне зависимости от иерархии «разумных» и «неразумных» душ.Принципиальное изменение, положившее начало смены социальной доктрины, стало итогом вживления в массовое сознание христианских ценностей. Воплощение замысла педагогического гения Алкуина, одержимого идеей соединения античной формы с христианским духом, впервые апробированного в дворцовой академии «новых Афин», обеспечило неприятие обрекающей на деградацию социальной теории Средневековья в духе Евсевия Памфила.
Христианская идея создания человека по образу Божьему и равенство перед Его Законом, как отмечалось ранее, предполагали естественность сословного равенства и способность к познанию и реализации замысла Творца.Осознание отсутствия пределов возможностей реализациипотенциала разума определило перспективу, позволившую воплотить в ХХ в. социальный проект под названием «СССР», открывший человечеству дорогу в космос.
Проблема власти и общественного устройства, достойного созданного Богом по образу и духу своему
Проблема несоответствия существующей реальности созданного Мастером «по образу и духу своему»инициировала волну утопических раздумий гуманистов, еще не помышлявших о революциях, но понимавших необходимость политической воли в реализации замысла общественного устройства достойного богоподобного, возможность которой связывалось с образом идеального правителя.
Среди претендентов на эту роль был и принц Уэльский,специфика воспитания которого определялась планами Генриха VII, готовившего второго сына не к короне, а принятию духовного сана, ставшему обычной практикой «трудоустройства» младших отпрысков Их величеств. Образованность и верность заповедям Христа инфанта,посещавшего до шести месс в день и постоянно упражнявшегося в сочинениях на богословские темы, казались непременными доказательствами возможности превращения юноши в политического лидера, способного реализовать мечты о государстве, основанном на равенстве, и подчиненном закону, содержание которого определялось Законом единого Бога.
Генрих VIII: начало конца союза власти и церкви
Современное цивилизационное противостояние, ставшее результатом культивирования ценностей, лишенных нравственного иммунитета, определяет особый интерес к личности Генриха VIII. Вопреки надеждам, его правление стало началом конца союза церкви и власти, признавшей тщетность дальнейших усилий использования христианства для обоснования абсолютизма, в несомненности которого воспитывала внука волевая и амбициозная Маргарет Бофорт, чье непосредственное участие в становлении личности не оставляло будущему королю шанса, обеспечив пожизненный иммунитет от способности воспринимать христианские добродетели.
Достаточно напомнить, что характер этой леди закалялся в кровавой войне Алой и Белой розы, открывшей Тюдорам дорогу к трону. Иллюстрацией к братоубийственной бойне за корону потомков Вильгельма Завоевателя звучат слова, написанные К. Марксом применительно к борьбе за власть московских и киевских князей, равно справедливые применительно и к России, и к Европе, и ко всей мировой практике, поскольку во всех случаях это было «подлой борьбой, борьбой рабов»властных амбиций.
Разрыв с Римом
Попытки объяснить разрыв с Римом бракоразводным процессом с Анной Арагонской и борьбой за любовь Анны Болейн можно оправдать лишь недюжинными способностями к романтическим фантазиям сторонников этой версии. Амбиции и расчет –то, чем руководствовалсяГенрих VIII, казнивший двух из шестерых жен, на судьбы которых не снизошло христианское милосердие Его Величества, известного юношескими упражнениями в богословских сочинениях на тему о святости брака. Штрихи к портрету «защитника веры» и рачительного хозяина,передавшего очередной избраннице наряды и драгоценности, украшавшие тонкую шею обезглавленной королевы, не оставляют сомнений относительно естественности реакции на отлучение от церкви Климентом VII, использованное в качестве повода присвоения церковной собственности.
Борьба с наследием Рима и создание Англиканской Церкви
Создание Англиканской Церкви предполагало отказ от идеи Вселенской церкви. воплощение которой в Британииначалось миссией во главе с Августином Кентерберийским,отправленным в Кент в 596 г. с целью обращения англосаксов в христианство православным папой римским Григорием I, уверенным, что земная власть должна служить небесной.
Религиозная стратегия Англии XVIв. подтверждает наследную связь иноземных политтехнологов XXIв., обслуживающих нацистский режим на Украине, за результатами деятельности которых сегодня, содрогаясь, наблюдает планета. Борьба Киева с православием не только напоминает жестокость и размах королевский битв с духовенством, признающим верховенство Рима, но даже бледнее с учетом новаций, к разряду которых относится преступное использование подростков в боях без правил с церковью. Поспешность власти откреститься от организации акции лишь подтверждает бурность впечатления мировой общественности, казалась бы,утратившей способность реагирования в результате ожесточенных информационных войн.
Секуляризация монастырских земель и уничтожение системы образования
Секуляризация монастырских земель в период с 1536г. по 1539 г. привела к уничтожению системы церковных школ, основа которой была заложена Григорианской миссией. Была закрыта первая школа - детище основателя церкви Англии, созданная в епархии в Кентербери в 597 г. на земле, дарованной королем Этельбертом. Аналогичнаяучасть постигла старейшие учебные заведения, которые открывались вместе с созданием епархий: в Рочестере — в 604 г., и Йорке — в 627 г. Таким образом Тюдором были решены базовые проблемы, необходимые для утверждения абсолютизма: обеспечение материального и идеологического доминирования власти монарха.
«Культурная революция» Генриха VIII
В отличие от Карла Великого, создавшего в целях укрепления государства систему образования, Генрих в целях укрепления власти, разоряя монастыри, выполнявшие во всем христианском мире функции научных и образовательных центров, обрекал страну на возрождение тотального невежества.
Нацеленность оптимизации системы образования на ограничение доступа простолюдинов к просвещению и перезагрузку ценностной матрицы элиты, засвидетельствована восстановлением для обучения аристократии соборной школы в Кентербери,преображенной в гуманистическую гимназию, в соответствии с Королевской хартией 1541 г. Статус «гуманистической гимназий» предполагал акцентирование интереса на античной политической традиции, что в перспективе привело к постепенному отказу от христианских ценностей, результатом которого стал опыт демократии в США, созданной потомками колонистов из старого Света.
Отныне школа, созданная «Апостолом англичан», именуется «Королевской школой». Во время правления Генриха VIII в стране функционировало 300 гимназий. Среди наиболее известных колледж короля в Оксфорде, переименованный после реформации в колледж церкви Христа, давший Великобритании тринадцать премьер-министров. В 1546 г. был открыт колледж Святой Троицы или Тринити колледж. И если Оксфорд можно назвать «кузницей» премьер-министров, давшей Англии 13 глав правительства, то среди выпускников колледжа в Кембридже числятся короли Георг VI и Эдуард VII, открыто поддерживавший Гитлера, принц Чарльз, принц Генри и принц Уэльский, герцог Глостерский.
Разрыв с Римом автоматически предполагал разрыв с педагогической традицией, заложенной в дворцовой академии Ахена, и идеей всеобщего начального образования, введенного в Англии лишь в конце XIХ в. после утраты страной лидерства в торговле и промышленности, развитие которой требовало квалифицированных кадров.
«Убий и укради» - заповеди «культурной революции» Генриха VIII
«Культурная революция» Тюдора, по приказу которого вскрывались, обворовывались и осквернялись мощи святых,была направлена на зачистку демократической сути христианских ценностей и утрату памяти о прошлом, что достигалось и разорением библиотечных и архивных фондов, хранящих летописи, веками составляемые служителями обителей. Т. Кромвель, возглавивший кампанию, лично распорядился уничтожить уникальнуюбиблиотеку Оксфорда, а также все произведения искусства и культуры, которые он считал «папистскими».
Согласно данным исследований, к 1540 г. было закрыто 800 монастырей, собственность которых отошлакоролевскому дому, и соответствующее количество библиотек и школ, оставив без средств к существованию более десяти тысяч монахов. При этом не учитываетсяколичество потерявших место в результате жесткой кадровой чистки священнослужителей, не прошедшихиспытания на подтверждение лояльности короне. Следует отметить, что смерть Генриха VIII и его сына не остановилиэту практику. Правление дочери Анны Болейн отмечено очередным «закручиванием гаек», направленным на продолжение выкорчевывания инакомыслия, что подтверждается распоряжением архиепископа Кентерберийского Дж. Уитгифта, потребовавшего от клира подписать три статьи: признание королевской супрематии, признание 39 статей – символа веры англиканской церквисловом Божьим, и что книга общих молитв не содержит ничего, что бы противоречило Писанию. Эти кардинальные меры были направлены на решение проблемы уничтожения источника ереси и смуты, каковым мыслилось духовенство, не одобрявшее церковную реформу.
Жертвами жестоких репрессий стали такие знаменитые политические и религиозные деятели, как: лорд - канцлер и друг короля Т. Мор, епископ Рочестерский Дж. Фишер и аббат Р Уайтинг, - принявших мученическую смерть на эшафоте. Король продемонстрировал Европе, что правление, наполненное кровью, подлостью, предательством и вероломством, стало действительно образцовым, но не в реализации замысла гуманистов, апопирании заповедей Христа.
Ренессанс как прелюдия заката христианства
Памятуя акцентирование внимания на интересе Возрождения к античности применительно к политической традиции, следует заметить, что специфика эпохи, обусловленная воскрешением демократической сути христовой веры, буквально захороненной теологическими мыслителями в процессе приспособления к нуждам земной власти, определила интерес к ушедшей цивилизации представителей противоположно направленных тенденций видения общественного развития. Гуманисты, как и сторонники абсолютизма, в политическом наследии Древней Греции искали опыт, способный подсказать решение актуальных для того времени проблем с одной, но существенной разницей: первые были озабочены достойной богоподобного социальностью, способной создать условия для раскрытия творческого потенциала личности, а их оппоненты - обоснованием древностью традиции прав на безграничную власть меньшинства.
Лучшие умы эпохи, как и при создании системы образования первого европейского союза Каролинга, так и поиске справедливого общественного устройстваРенессанса, руководствовались идеей объединенияантичной формы с христианским духом, что применительно к политической традиции предполагало сохранение демократической формы, возрожденной на Законах христианского Бога, а не на ценностях бессмертных и героев гомеровского Олимпа. А сторонники монархии были озабочены, казалось бы, парадоксальной идеей -сохранением христианской формы, лишенной христианского духа. Опыт Константина, принявшего крещение только после адаптации христианской теории к нуждам императора Византии, свидетельствует, что парадоксальность замысла не означает его невыполнимость.
Церковная реформа Петра I, проведенная под впечатлением от поездки в Англию, свидетельствует, что Российская империя не осталась на обочине исторического процесса, направленного на лишение морального авторитета церкви, ставшее причиной всплеска массового отторжения от христианства в годы Первой Мировой войны, ответственность за которую пытаются приписать большевикам.
Проблема сохранения христианской формы, лишенной христианского духа
Великая библия – грандиозный проект Генриха VIII, воспитанного на монархической интерпретации религиозной доктрины, свидетельствует об искренней уверенности в возможности перевода Священного писанияна английский язык, способного придать тексту удобный власти смысл, лишенный идеологами Возрождения.Предназначенность задуманной акции 1538г. на широкую публику подтверждается распоряжением читать новыйварианта во время церковных служб страны, что свидетельствует о стремлении вживления в массовое общественное сознание именем Христа только тех ценностей, которые работают на амбиции короля.
В соответствии с распоряжением Т. Кромвеля, курировавшим работу над изданием М. Ковердейла, каждый приход Англии и Уэлса обязывался приобрести экземпляр Библии в течение трех месяцев после поступления в продажу, и поместить в удобное для чтения место.
Замысел инициатора проекта отражен в композиции фронтисписа Великой Библии. Доминирующая фигура Генриха VIII на рисунке подчеркивает скромность местаХриста, напоминая замысел Евсевия Памфила, над воплощением которого он начал трудиться еще при жизни Константина. Однако цель, реализованная в IV в. в условиях развала Римской империи и тотального невежества, позволивших использовать монотеизм для укреплениявласти императора, оказалась недостижимой для Тюдора в ХVI в., поразившего современников последними словами на смертном одре: «Монахи! Монахи! Монахи!»
Колоссальные усилия, потраченные королем в борьбе за христианского Бога, привели к осознанию исчерпанности ресурса извращения религиозной доктрины, продемонстрировав ограниченность перспективы сохранения союза церкви и земной власти, определив реанимацию ценностей античной цивилизации и превращение религии Христа в гонимую в современной Европе.
Возрождение ценностей античной цивилизации
Секуляризация монастырских земель, которые не успел присвоить основатель Англиканской Церкви, и закрытие оставшихся школ были продолжены при Эдуарде VI. Во время краткого правления юного наследника был принят закон о конфискации имений церкви. Заявленное стремление отдать часть средств, полученных от грабежа имущества, на развитие образования, не было выполнено, а система бесплатного образования, создание которого приписывается наследнику Генриха VIII, оставалось, как утверждают специалисты, бесплатным лишь в теории.
Массовая миграция в период с 1620г. по 1640 г. на открытый Колумбом континент пуритан, уверенных, что спасают семью и детей бегством из греховной и развращенной исторической родины,подтверждает сохранение столетие спустя актуальности последствийрелигиозной революции, сделавшей невыносимой жизнь подданных, не принявших реформацию. Однако участие в колонизации Америки, начатое по приказу Елизаветы Iнеудачной разведывательной экспедицией 1584г., определило доминирование в Новом свете англиканской церкви, ставшей официальной религией Вирджинии с 1619г.
Проблема низких стандартах личной морали
Епископ Лондона, курировавший работу церкви, помогал с решением проблемы кадрового дефицита, отправляя в Новый свет миссионеров и священнослужителей, сообщавших «об очень низких стандартах личной морали».Они утверждали, что «колонисты обычно были невнимательны, равнодушны и скучали во время церковных служб, …жаловались, что люди спят, шепчутся, глазеют на модно одетых женщин, ходят, приходят и уходят, или, в лучшем случае, смотрят в окна или тупо глядя в космос».Однако присутствие в первой же группе колонистов, прибывших в Вирджинию 1619г. персонажей, подобных англиканскому капеллану Р. Ханту, известному сомнительной репутацией, подтверждает, что низкие стандарты личной морали были равно присущи как для прихожан, так и клира, свидетельствуя о благоприятных условиях для отказа от христианства и распространения в Северной Америке ценностей античной рабовладельческой демократии, основанной на законе, для которого естественны и уничтожение аборигенов, и рабство, официально отмененной годом позднее, нежели в Российской империи. Слияние ценностей, освященных авторитетом богов гомеровского Олимпа, с идеейсобственной «богоизбранности», завезенной в Новую Англию пуританами, создали гремучую смесь, обрекающую США на повторение судьбы античной цивилизации.
Начало отечественной традиции образования
Проблема начала отечественной традиции образованияотносятся у специалистов к разряду спорных, чтообусловлено различием мнений о времени обращения западных и восточных славян в веру Христа, которое ряд специалистов (А.В. Карташев, С. А. Жук) связывают не с князем Владимиром, принявшим христианство в 988 г., а с серединой IX в., что подтверждается археологическими раскопками и предполагаемым крещением киевских князейАскольда и Дира после похода в Константинополь осенью 867 г., а также деятельностью Кирилла и Мефодия, переводившими еще в 855г. греческие книги на славянский язык и создавшими в 863 г. первую азбуку.
Заявление В.Н. Татищева, что славяне имели письменность задолго до принятия христианства и создания славянской азбуки, свидетельствует о существовании мнения о более раннем появлении традиции образования, независимой от заморских влияний. Этой же позиции придерживался Е.И. Классен, утверждавший в противовес А. Шлецеру - отвратителю «всего, возвышающего славян над другими народами», что «славяне имели грамоту не только прежде всех западных народов Европы, но и прежде римлян и даже самих греков и что исход просвещения был от русов на Запад, а не оттуда к нам. И если что остановило на время просвещение русов, то это были периоды губительных нашествий персов (поздних), греков, римлян…истреблявших всё огнём и мечом, равно и внутренние раздоры, оканчивавшиеся всегда всеистребляющимипожарами».
«Испытание вер» князя Владимира
Оправданность версии о более глубоких истокаххристианизации Руси подтверждается известными фактами симпатии Владимира исламу и обстоятельных размышлений о преимуществах существующих религий, вошедших в историю как «испытание вер». Воинственного язычника, пытавшегося создать собственный пантеон богов подобный античному, не устраивала миролюбивая суть верыХриста, что подтверждается недовольством результатамикороткого опыта правителей более раннего периода: «И когда они обратились в христианство, религия притупила их мечи, и вера закрыла им двери занятия, и вернулись они к трудной жизни и бедности, и сократились у них средства существования. Тогда захотели они стать мусульманами, чтобы позволен был им набег и священная война и возвращение к тому, что было ранее».
Неприятие католицизма
Неприятие католицизма подтверждается записью ответа Владимира в Повести временных лет, в которой князь сослался на отказ Святослава в 961 г. делегации папы: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого».Согласно записи летописца, посланники Рима в Киеве «еле спаслись». Известно, что Иоанн XII отличался репутацией самого аморального понтифика. Однако поведение сына Игоря, на которое не могла повлиять даже принявшая христианство княгиня Ольга, было продиктовано не падением нравственности Святого Престола, но опасением за утрату авторитета у языческой дружины - опоры власти и залога ратных побед.
Выбор христианства Владимиром продиктован исключительно политическим расчетом, позволявшим решить две проблемы, равно занимавшие князя: утверждения собственных властных амбиций авторитетом единого Бога и укрепления связи с Византией. Столь выгодный союз с могущественной державой был скреплен брачными узами с сестрой императора, давшей согласие стать женой Рюриковича при условии принятия православия по греческому обряду. Распад империи Карла Великого привел к утрате Римом былого могущества и не интересовал Киев в качестве союзника.
Создание христианских школ
Направленность политики образования на воспитание новой элиты подтверждается княжеским указом об обучении боярских детей в школе под названием «Книжное учение», ставшей дворцовым учебным заведением, в котором училось 300 детей, разделенных на группы, в каждой из которых был свой учитель. По вопросам веры князь постоянно советовался с Анной, получившей лучшее для той эпохи образование, на распространение традиций которого была направлена деятельность княгини. С помощью многочисленных миссионеров и богословов, прибывших с византийской принцессой, были созданы школы при монастырях, построенных в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске, в которых монахи учили грамоте по программе, утвержденной лично Владимиром.Таким образом, первые учебные заведения на территории будущей Российской империи появились в период, когда Западная Европа уже достигла интеллектуального и культурного подъема.
Проблема христианизации Руси
Уничтожение памятников письменной культуры во время нашествия монголов не позволяет воспроизвести подробную картину становления нового культа на Руси. Замедленность процесса создания системы образованияобъясняется не отсутствием энтузиазма на поприще просвещения у киевского коллеги короля франков, собравшего вокруг себя цвет интеллектуальной элиты эпохи, продолжившей дело после смерти Каролинга. Хотя нельзя не учитывать различие масштабов личностей, определяющих масштаб притязаний. Массовый отпор христианизации, вынудившей Владимира объявить язычников своими личными врагами, объясняется использованием новой веры не в целях реализации великого проекта, а укрепления власти князя и перезагрузки обычного права. Многие, принимая крещение, чтобы избежать демонстрации неповиновения власти, сохраняли верность богам предков. Просветительская миссия не смогла нейтрализовать ожесточенное сопротивлениенасильственному введению веры чужого Бога, что подтверждается записью в «Повести временных лет»:«Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых».
Эффективность системы образования подтверждается памятниками письменной культуры, к числу каковых относятся берестяные грамоты XI–XIII в. в., найденные в Великом Новгороде и других городах, свидетельствующие о доступности обучения всем слоям населения, продолжавшего пребывать в условиях двоеверия. Дольше всего традиционные верования сохранились на пограничных территориях, удаленность которых позволила некоторым племенам оставаться язычниками вплоть до XIVв.
Причины сопротивления христианизации
Трудный путь веры Христа, не принятой массовым сознанием в интерпретации угодной императору Константину, указывает на несоответствие морального духа народа не истинным ценностям религии, а извращеннымтолкователями в целях утверждения амбиций монархов, чья власть держалась на страхе, а не моральном авторитете. Наиболее ярким является пример самого Владимира, убившего единокровного брата - законного наследникаСвятослава. Не менее впечатляющи преступления егопотомков, что подтверждается бесконечным процессом братоубийств, продолженный при Ярославе Мудром и последующими поколениями князей, лишивших Русь единства перед нашествием монголов.
Становление Руси православной
Превращение православия в религию, принятую в качестве определяющей ценностную матрицу народа, состоялось уже в период татаро-монгольского нашествия, которое продвигалось, вырезая население и уничтожая все на своем пути. Уникальность генетического кода России, «загадочной русской души», обусловлена востребованностью для выживания в суровых природных условиях и постоянных внешних угроз всех тех норм, которые были возведены христианством в ранг Закона Божьего. Наглядное представление об обстоятельствах, сформировавших национальный характер дают установленные факты о том, что за XIII – первую половину XV в. Русь выдержала более 160 войн, «из которых 45 сражений с татарами, 41 – с литовцами, 30 –с немецкими рыцарями, а все остальные – со шведами, поляками, венграми и болгарами».
Современник нашествия Батыя оставил следующую запись в летописи: «…много же святых церквей огневи предаша, и монастыри и села пожгоша, а имение их поимаша». Незыблемость ценностного фундамента обязана тому, что основы христианства постигались не по учебникам церковных школ и проповедям батюшек, даже не знавших полного текста Библии, впервые переведенной на церковнославянский язык лишь в 1499г., а по урокам повседневной жизни на земле, которая была пропитана «кровью родителей и братьев … как водой в наводнение». Жестокость к священникам свидетельствует о непосредственном героическом участии в сопротивлении армии кочевников, подтверждая состоявшееся становление духовенства в качестве морального авторитета общества, которое будет признано не только соотечественниками, но и монголами. Разделение судьбы Отечества стало переломным в судьбе культа, предотвратив угрозу деградации по примеру православия в Британии в эпоху, предшествующую нашествию норманнов.
На крови жертв Золотой орды крепло православие, максимально приблизив к каждому образ Христа, чья мученическая гибель из мифа перешла в реальность народа, выживание которого обеспечивается не животным страхом перед врагом, а единением на основе веры в милосердного Бога.
Выводы
Концепции образования, закона, права и человекаопределяются политическим устройством государства – таков вывод из анализа исторического материала, объясняющий жаркие дискуссии вокруг отказа от Болонской системы и предложения президента РФ ПутинаВ.В. «вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием». - обеспечившей величие нашего Отечества в XX в. Однако главное в Болонской системе не только «трехуровневая структура высшего образования», - на что справедливо указывал Смолин О.Н. на пленарном заседании Государственной Думы РФ. Главное, образование – это базовый институт политики «мягкой силы», нацеленной на культивирование ценностей заморских демократий. Отсюда сопротивление отечественных либералов и «реальная угроза того, что предложения президента будут утоплены в бюрократических процедурах».
Содержание ценностной матрицы цивилизации определяют нормы поведения, обеспечивающие выживание,возводимые в традиции, обычаи и законы. Христианство, возникшее около 33 г. как секта древнейшей религии, оформившаяся во II тыс. до н.э., возведя в ранг Закона Божьего морально-этические нормы, признало их базовый характер для всего человечества, тысячелетиями передававшего знания о социальном опыте поколений посредством института семьи, еще не знавшейпреимуществ и недостатков системы образования.
Обращение к истории позволяет сделать вывод, что истоки цивилизационного противостояния, принявшего в современном мире глобальный размах, восходят к процессам, прежде определившим начало античной культуры, возникшей на стыке эпох, отмеченныхзавершением эпохи справедливости равных и становлением эпохи справедливости права силы, инициировавшей отказ от базовых ценностей древнейших культур и лишение обычая и общества нравственного иммунитета. Памятники письменности VIII-VII вв. до н.э. зафиксировали формирование новой религии, предложившей массовомусознанию в качестве эталона для подражания богов и героев, не ведающих морали.
Система образования древних Афин была создана в VIв. до н.э. в целях решения проблем политического и экономического кризиса, поставившего полис перед угрозой утраты государственного суверенитета. Превращение образования в инструмент программирования социального неравенства и перезагрузки генетического кода народа, определяемого фондом морально-этических норм, инициировано потомственной аристократией, бойкотировавшей реформы Солона, направленные на лишение элиты привилегий.
Ставка на манипуляцию политической традиции, основанной на рубеже VI – V вв. до н.э., на наследной связи с которой настаивают формальные демократии США и Западной Европы ХХI в., определила содержание концепции образования, направленного на создание феномена манипулируемого сознания, предполагающего преднамеренное ограничение интеллектуальных возможностей большинства, необходимого для воспроизводства непритязательной рабочей силы, исключающей угрозу создания конкурентной среды для властвующей элиты.
Возвращение к традиционной системе образования предполагает возвращение к христианской концепции образования, унаследованной советской школой, воспитавшей победителей фашизма в XX в. Обращение к истории подтверждает «особое положение России как самобытного государства-цивилизации». Суровые природные условия и постоянны набеги враждебных соседей определи генетический код народов, населявших территорию будущей Российской империи, для которых морально-этические нормы были базовыми ценностями, независимо от крещения Владимиром в Xв. Сопротивления христианизации объясняется использованием киевским князем религиозной доктрины под нужды обоснования собственных властных амбиций и социального расслоения. Достаточно напомнить, что лишение обычая нравственного иммунитета и целенаправленная деморализация населения в Древней Греции засвидетельствованы произведениями Гомера и Гесиода VIII-VII вв. до н.э., а аналогичные процессы перезагрузки обычного права у германских племен засвидетельствованы событиями Vв.
Принятие массовым общественным сознанием православия в качестве национальной религии, ценности которой полностью совпали с содержание генетического кода народов Руси, состоялось в период татаро-монгольского ига, когда моральной авторитет церкви достиг кульминации, благодаря бессмертному подвигу духовенства в борьбе за освобождение Отечества.