Когда на прошлой неделе тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» отходил от стенки Балтийского завода, некоторые корабелы не стыдились непрошеных слез. То были слезы гордости за свершенное. Что и говорить, биография крейсера отражает все перипетии нашего непростого времени. Заложенный в апреле 1986-го, он ровно через три года был спущен на воду. Но швартовые испытания начались лишь спустя пять с половиной лет - в октябре прошлого года. Почти два года «Петр Великий» простоял практически мертвым, кое-кто еще до распада Советского Союза начал поговаривать о том, что крейсер надо разрезать «на иголки». Как вспоминает главный строитель корабля Геннадий Старшиной, 11 ноября 1992 года на Балтийский завод прибыла комиссия Минобороны России во главе с первым заместителем министра обороны Андреем Кокошиным и тогдашним начальником вооружения Вооруженных Сил генерал-полковником Вячеславом Мироновым, которая в деталях изучила состояние дел на крейсере и на заводе, ставшем к этому времени акционерным обществом и ориентировавшемся в основном на гражданские заказы.
По докладу комиссии министр обороны, Коллегия Минобороны приняли твердое решение завершить столь необходимый флоту проект, хотя сделать это было неимоверно трудно. Ведь с тех пор, как оценивают специалисты, ассигнования на вооружения, вопреки всем усилиям Минобороны, снижались не менее семи раз.
Выполнение решения о достройке корабля контролировали, регулярно посещая крейсер, первый заместитель министра обороны Андрей Кокошин, главком ВМФ адмирал Феликс Громов, начальник вооружения Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Анатолий Ситнов, заместитель главкома ВМФ адмирал Валерий Гришанов. Министерству обороны, Военно-Морскому Флоту пришлось заниматься не только мучительным процессом изыскания средств на достройку могучего красавца крейсера, но и вместе с руководством Балтийского завода активно работать со многими смежниками судостроителей, даже с конкретными инженерами, электросварщиками, судосборщиками, монтажниками...
За счет концентрации все более скудных ресурсов, получаемых военным ведомством, благодаря, без преувеличения, подвижническому труду большого коллектива стал возможным решающий рывок; в конце августа произошло заселение корабля, в конце сентября - загрузка ядерного топлива, а в эти октябрьские дни - самостоятельный переход в Кронштадт. Но уже в мае «Петр Великий» смог участвовать в главном морском параде, посвященном 50-летию Великой Победы.
На фоне «Петра Великого» грустно выглядит стоящий у стенки Балтийского завода корпус атомного ледокола «Урал», аналогичных с «Петром Великим» водоизмещения и времени закладки, на который у Минтранса России не нашлось средств для достройки...
Самой высокой оценки заслуживает труд судостроителей, тех, кто оснастил корабль современным оружием. Флот, Вооруженные Силы признательны им за то, что они с пониманием отнеслись ко всем сложностям нынешнего периода, не потеряли веры в Россию как великую морскую державу.
Особо отмечен труд Геннадия Старшинова, Олега Минина, Георгия Калитснко, Владимира Гайдамаки, Андрея Полежаева. Коллективу Балтийского завода вручен памятный знак Минобороны, отличающий ею заслуг и в укреплении обороноспособности страны в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне. Команда крейсера в подарок от Коллегии Минобороны получила картину, выполненную художниками Студии им. Грекова.
Отметим, что от финансирования очень многое зависит и в период ходовых испытаний крейсера. График финансирования отработан и в основном выполняется, несмотря на то, что Вооруженные Силы Минфином хронически недофинансируются. Техническая готовность корабля составляет 98 процентов, предстоит еще немало сделать: привести доковые операции, завершить монтаж и испытание вспомогательной энергетической установки, осуществить замер полей и т.д. Лишь тогда к 300-летию Российского флота самый мощный в мире ракетный крейсер займет свое место в боевом строю и будет выполнять самые сложные задачи в любой точке Мирового океана.
С понятным нетерпением ждет ввода в строй экипаж корабля, основу которого составляют моряки-тихоокеанцы. Он практически полностью укомплектован офицерами и мичманами, но пока велико количество вакантных должностей старшин и матросов, есть проблемы с отбором людей. Командует «Петром Великим» капитан 1 ранга Евгений Добрышев. За его плечами не одна сотня океанских миль. Достаточно сказать, что до этого он командовал хорошо известным на флоте крейсером «Фрунзе» (ныне «Адмирал Лазарев»). Да и подчиненные под стать командиру. Взять старшего лейтенанта Алексея Медведева. Характер у молодого офицера налицо: после окончания Свердловского ВВПУ он не расстался, казалось бы, с неосуществимой мечтой о море, добился-таки перевода на флот. За непродолжительное время сумел зарекомендовать себя с самой положительной стороны, Впрочем, немало добрых слов можно сказать о каждом, а в целом офицерский состав крейсера - это хорошо подготовленный коллектив единомышленников, душа грозного корабля.
В беседах моряки не скрывали особой гордости тем, что им выпало служить на «Петре Великом». Они как бы имеют возможность заглянуть в день завтрашний, на корабле сосредоточены новейшие разработки в области судостроения, суперсовременное вооружение. Да и чисто бытовые условия позволяют чувствовать себя гораздо комфортнее, чем на других кораблях лаже подобного класса.
Несмотря на праздник, коим стал самостоятельный переход корабля, на борту крейсера состоялся серьезный разговор о путях развития кораблестроения для Военно-Морского Флота и о проблемах кораблестроительной промышленности и науки. В ходе совещания, которое провели первый заместитель министра обороны РФ Андрей Кокошин и первый заместитель председателя Госкомоборонпрома Юрий Глыбин, многие корабелы отмечали недостатки программ строительства флота недавнего прошлого: излишнее количество типов кораблей одного и того же класса, что вело к удорожанию ВМФ. Сегодня такое недопустимо. Перестройка ради сохранения и развития лучшей части кораблестроительной промышленности, подчеркивали выступавшие на совещании генеральный конструктор КБ «Рубин» академик Игорь Спасский и его коллеги, -не менее важная задача, чем налаживание нормального финансирования оборонных нужд. России нужен по-настоящему мощный флот, что далеко не тождественно числу кораблей.
В формировании облика будущего Военно-Морского Флота России еще немало нерешенных проблем, хотя за последние год-два уже сформировались четкие планы по целому ряду направлений его строительства. Определенная линия намечена в отношении многоцелевых подводных атомных и дизельных лодок, морских стратегических ядерных сил. Что касается сегодняшнего дня, то, как и в случае с «Петром Великим», основные силы решено сосредоточить на достройке н доведении до полной боеготовности нескольких наиболее значимых кораблей с высокой степенью готовности. Среди них недавно уже начавший ходовые испытания большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», многоцелевая атомная надводная лодка, эсминец «Александр Невский» и ряд других кораблей. По мнению Андрея Кокошина, большого внимания требуют флотская инфраструктура, а также обеспечение действий флота средствами разведки, святи, боевого управления. Ядро флота - это корабли, их оружие, ударная морская авиация. Но все более важной составляющей становится то, что обеспечивает эффективность применения этого оружия. Без нее даже самый мощный по корабельному составу флот - колосс на глиняных ногах. Но на эти цели государством сейчас выделяются мизерные средства. А проблемы здесь, как отмечали моряки и корабелы, накапливались, не решались должным образом десятилетиями.
Директора предприятии и ученые высказывали мысли о необходимости решительнее преодолевать в науке и промышленности многоотраслевую разобщенность, существовавшую в прошлом и от которой не удалось избавиться до сих пор. В частности, это относится к электронике, которая в основе своей должна питать все основные направления развития военной техники, а не развиваться лишь в интересах отдельных видов вооружений. Но главный вопрос - это нормальное, стабильное финансирование оборонных нужд.
Положение в «оборонке» и на флоте тяжелевшее, Минобороны постоянно ведет борьбу за то, чтобы наладилось нормальное финансирование оборонных нужд, предельно остро ставят вопросы обороны перед высшим государственным руководством. Андрей Кокошин, встречаясь с корабелами и моряками, подчеркнул, что необходимо добиваться увеличения оборонных расходов, чтобы был обеспечен подлинный суверенитет России, чтобы у нас действительно был мощный, отвечающий потребностям нашей военной безопасности и дипломатии, флот.
Запомнилось выступление на торжествах Геннадия Старшинова. Человек среди корабелов в высшей степени авторитетный, он сказал, что с нетерпением ждет того дня, когда «Петр Великий» пройдет через датские проливы. Нет, дело не в том, чтобы поразить заграничных обывателей мощью 250-метрового суперкрейсера. В мыслях бывалого корабела другое: пусть все в Европе, да и в мире увидят, что, несмотря на черные предсказания недоброжелателей, Российский флот жив и в его истории будет еще немало славных страниц.