Возвратиться в большую политику экс-премьеру оказалось не так-то просто
Чем ближе дата новых президентских выборов, тем больше рассуждений о том, кто же станет преемником Владимира Путина. Большинство, разумеется, убеждены, что это будет человек, которого назовет сам президент, но есть политики, готовые также побороться за кресло президента.
Сейчас одним из основных оппонентов тому кандидату, которого поддержит Владимир Путин, считается бывший премьер-министр Михаил Касьянов. Он некоторое время держался в тени, а потом решил заняться большой политикой. Был разработан сценарий, согласно которому Михаил Касьянов к настоящему времени уже являлся бы лидером одной из старейших политических партий страны - Демократической партии России. Но эта затея закончилась конфузом, и в рядах ДПР Касьянова в итоге не оказалось.
О подробностях всей этой истории рассказал руководитель фонда поддержки реформ президента России, бессменный глава областной организации Демократической партии России Владимир Широков.
- В ДПР я с 26 августа 1990 года и никуда из партии не уходил. Времена, конечно, бывали разные, как и бывает в жизни. В первой Государственной думе в 1993-1995 годах у ДПР была своя фракция. Но, возможно, высшая точка была еще в 91-м году, когда популярность партии, по опросам, достигала 22 процентов.
- Интересно получается: Демократическую партию всегда возглавляли известные люди...
- В партии, действительно, всегда было много известных личностей. Достаточно назвать Николая Травкина, который, создавая партию, объехал всю Россию, Сергея Глазьева, Гарри Каспарова, Аркадия Мурашева, Михаила Толстого, Михаила Прусака. В первой Госдуме руководителем нашей фракции был знаменитый кинорежиссер Станислав Говорухин.
То был период романтизма, когда в ДПР вступали все демократы: и в кавычках, и без. В дальнейшем в течение двух-трех лет шел процесс естественного политического размежевания, когда одни приходили, а другие уходили. Тогда даже говорили, что ДПР - это кузница кадров для всех политических партий.
- Романтизм выветрился, и, возможно, окончательно. Сегодня ДПР - лишь одна из многих политических партий.
- Был очень трудный период, часто менялись руководители партии. Кто, например, вспомнит такую фамилию - Наседкин?!
В выборах мы участвуем уже не напрямую, а в составе блоков. В сложной ситуации руководителям партии пришлось искать источники финансирования и новые организационные возможности. Некоторые из них старались использовать партию в своих целях, но заканчивалось все это разрывом - партия таких людей отторгала. То же самое произошло и с Михаилом Касьяновым.
- Так он все-таки вступил в ДПР?
- Все и проще, и одновременно запутаннее. История эта началась год назад, когда стало ясно, что для того чтобы в соответствии с новым законом зарегистрироваться, в партии должно быть пятьдесят тысяч членов. Например, план для Новосибирска - одна тысяча...
Понятно, что без определенных ресурсов такую работу не сделать. Тогда и пришел в ДПР Александр Половинкин, который работал помощником Михаила Касьянова, а затем в правительстве. Он сказал, что все необходимое будет сделано, а Михаил Михайлович Касьянов придет в партию уже после Нового года, после перерегистрации партии. Кстати, работа была проведена успешно, и сегодня в рядах ДПР 70 тысяч человек, из них 1400 - в нашем городе.
Иван Стариков- Похоже, у окружения Касьянова не было сомнений в том, что в большую политику он вернется именно руководителем ДПР.
- Так и было. В партии было решено, что одиннадцать человек в состав политсовета изберут на съезде, а еще десять будут представлять регионы. Но тут вдруг становится известно, что без каких-либо консультаций с партией решено создать новый политсовет из пяти человек: Михаила Касьянова, Ирины Хакамады, Ивана Старикова и еще двух близких к Касьянову людей. В этом списке нет никого из ДПР в родном, так сказать, виде!
А дальше задача была простая: форсировать подготовку съезда и потом поставить всех перед фактом. Если Касьянов как личность какого-то сильного отторжения не вызывает, то появление Хакамады для многих просто неприемлемо. Кроме того, стало ясно, что партию вместе с Касьяновым перерегистрировать не удастся.
Шли различные консультации - например, с "Единой Россией". Представитель этой партии признался, что на левом фланге "Единая Россия" видит коммунистов, которых в ближайшее десятилетие никуда не вытеснишь, а вот на правом фланге они предпочли бы видеть не СПС и "Яблоко", а именно Демократическую партию России. В итоге мы решили сделать лидером партии Андрея Богданова, кандидата политических наук, человека опытного, подготовленного. Приняли специальное заявление.
Но надо сказать, что не только в нашей партии, но и в других всегда найдутся люди, которые с восторгом приветствуют появление в роли лидера известной фигуры. Для них это важнее всего. Поэтому, когда Михаил Касьянов выступал на заседании ЦК перед съездом, то были и те, кто встречал его на ура. Тем более, что выступали только его сторонники... На съезде же возобладала наша позиция, и в итоге Михаил Касьянов в Демократическую партию России так и не вступил.
- Но вы спрашивали: зачем ему вообще нужна партия?
- Естественно, такой вопрос Михаилу Касьянову задавался. Он сказал, что относится к партии с большим уважением. Кстати, за Касьянова ведь агитировал основатель партии Николай Ильич Травкин.И Стариков, и Хакамада - все они уговаривали голосовать за Касьянова.
Но, послушав самого Михаила Михайловича, я пришел к выводу, что, как и любой руководитель, достаточно долго находящийся на высокой должности, он начал терять чувство реальности. Например, когда Касьянова спросили, кого он собирается привлечь к совместной работе, он назвал Союз Правых Сил и Бориса Немцова. Ему напомнили, что Немцов работает вместе с Ющенко, который выступает против России. Но Касьянов ответил, что с Ющенко он встречался и что это хороший человек...
В общем, мне показалось, что Михаил Михайлович все-таки оторван от реальности.
- Но ведь амбиции есть? Есть желание вернуться?!
- Так это же амбиции не только самого Касьянова. Люди из его окружения глубоко обижены, что их в свое время, так сказать, турнули из Белого дома. Они спят и видят, когда туда вернутся.
- Похоже, после неудач с ДПР у Михаила Касьянова нашелся новый вариант: объявлено о том, что создается Народно-демократический союз, в который, кроме самого бывшего премьера, войдут все те же лица: Николай Травкин, Ирина Хакамада, Иван Стариков...
- Это те же самые люди, которые хотели использовать Демократическую партию России. План был простой: они, как пылесос, собирают всех демократов в Демократическую партию России, а остальные партии должны просто прекратить свое существование. Выборы в Государственную думу - это тренировка, а главная цель - выборы президента.
Все просто и понятно: за этими людьми стоят деньги. Большие деньги...
Владимир КУЗМЕНКИН
30.03.2006, 01:32
http://vn.ru