Доклад доктора педагогических наук, профессора
Аванесова Вадима Сергеевича на общественных слушаниях в Государственной Думе 16 февраля 2005 года.
Тема слушаний: Образовательная политика:
есть ли альтернатива?
Что собой представляет на самом деле «Модернизация образования» и каковы её возможные социальные последствия для России.
Организаторы общественных слушаний:
Смолин Олег Николаевич - 1-й заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
Комков Сергей Константинович – президент Всероссийского фонда образования.
Можно определенно сказать, что образовательная политика Правительства РФ имеет основным латентным фактором коммерциализацию, что противоречит, по меньшей мере, трём статьям Основного Закона.
1. В статье 7 Конституции утверждается, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Однако реальная политика Правительства ведётся в противоположном направлении - на создание избыточного неравенства граждан по уровню жизни и по возможности получения качественного образования. Например, предлагаются различные реформы. Первой была попытка ввести 12-летнее школьное образование. Без повышения качества жизни основной массы населения оно автоматически превратилась бы в сословное образование для детей из обеспеченных семей.
Реформа ГИФО-ЕГЭ
Второй реформой, называемой, сокращенно, ГИФО-ЕГЭ пытаются внедрить платность образования. Напомним, что аббревиатура ГИФО на нормальный язык должна была переводиться как именные государственные финансовые обязательства. Введением ГИФО правительство снимает с себя ответственность за финансирование образования основной массы молодежи и вводит, в нарушение п.3 ст. 43 Конституции РФ, плату за обучение в государственных вузах. Для обхода этой нормы Правительством придумана схема дифференцированного конкурса по ЕГЭ. В этой схеме легитимное понятие «конкурс при поступлении в вуз» подменяется нелегитимным словосочетанием «конкурс баллов по ЕГЭ», введенном специально для осуществления схемы ГИФО. Плату по ГИФО реформаторы взимают в зависимости от баллов некачественного ЕГЭ.
ЕГЭ четыре года называли экспериментом. Между тем, в ч. 2, ст. 21 Конституции РФ написано: «…Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». Эксперимент же - это «научно поставленный опыт». (Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. Наука, 1975. С. 680). В законе о правительстве РФ нет ничего, что позволяло бы ему заниматься такого рода «экспериментами-опытами» на детях.
Вот почему можно говорить о фактической нелегитимности ЕГЭ. Научной программы эксперимента не было, гипотез нет, критериев эффективности (или неэффективности) нет, отчеты засекречены и представляются только Правительству РФ. ГИФО в сцепке с ЕГЭ имеют главной целью тотальную коммерциализацию образования, расширение платности, ослабление государственного сектора образования.
Первые итоги
Стратегия коммерциализации образования не способствует развитию личности и не содействуют укреплению Российского государства. Она разрушительна для России. В результате таких «реформ» Россия лишилась народного образования и народного здравоохранения. Образование расслоилось на элитное, элитарное и массовое[1]. Массовое образование стало деградировать. Часть вузов перешла на фактическую торговлю дипломами[2]. Коммерциализация запустила механизм массового засорения кадрового потенциала России.
Разрыв между богатыми и бедными в России превысил все мыслимые границы, что объективно свидетельствует об ухудшении качества жизни большой части народа - имея в виду значение децильного коэффициента по доходам, появление неграмотных граждан, статистику ООН относительно уровня жизни населения России, 57 место по уровню человеческого развития, а также и другую, мрачную статистику - смертности, заболеваемости опасными болезнями и т.п.
Все перечисленные факты позволяют утверждать, что сверхизбыточное неравенство граждан свершилось и утвердилось оно в нарушение ст.7. Конституции Российской Федерации о социальном государстве[3].
Что делать?
1. Возникла необходимость защиты конституционного строя, в части, касающейся нарушений Правительством статей 7, 21, 43. Лучшей формой такой защиты стало бы обращение в Конституционный Суд.
2. Социальная политика в вопросах образования, здравоохранения и социальной защиты нуждается в улучшении. Нынешнее Правительство с этим не справляется. О чём свидетельствуют первая волна начавшихся в стране массовых антиправительственных выступлений наименее защищенных социально граждан России.
3. Надо вернуться к российской модели народного образования, отменить все коммерческие псевдореформы, поднять благосостояние народа, приступить к ликвидации бедности, псевдообразованности и вновь возникшей безграмотности части населения.
Иначе всё это может превратиться в угрозу для страны.
[1] Аванесов В.С. Два лика образовательной политики. «Независимая газета», 5 октября, 2000г. Подробнее: Аванесов В.С. «Куда ведут реформы образования? Народное образование, № 5, 2001 г. стр. 26-32.
[2] Независимая газета, 5 ноября 2004г. с.8.
[3] За прошедшие с момента этого доклада годы концентрация богатства в РФ стала выше, чем в США и Китае. Десятая часть россиян завладела 82% состояния страны. Независимая Газета, 19 октября, 2018 года