Правительственная стратегия коммерциализации образования противоречит Конституции

 

Доклад доктора педагогических наук, профессора

Аванесова Вадима Сергеевича на общественных слушаниях в Государственной Думе 16 февраля 2005 года.

Тема слушаний: Образовательная политика:

есть ли альтернатива?

Что собой представляет на самом деле «Модернизация образования» и каковы её возможные социальные последствия для России.

Организаторы общественных слушаний:

Смолин Олег Николаевич - 1-й заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

Комков Сергей Константинович – президент Всероссийского фонда образования.

 

Можно определенно сказать, что образовательная политика Правительства РФ имеет основным латентным фактором коммерциализацию, что противоречит, по меньшей мере, трём статьям Основного Закона.

1. В статье 7 Конституции утверждается, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Однако реальная политика Правительства ведётся в противоположном направлении - на создание избыточного неравенства граждан по уровню жизни и по возможности получения качественного образования. Например, предлагаются различные реформы. Первой была попытка ввести 12-летнее школьное образование. Без повышения качества жизни основной массы населения оно автоматически превратилась бы в сословное образование для детей из обеспеченных семей.

 

Реформа ГИФО-ЕГЭ

Второй реформой, называемой, сокращенно, ГИФО-ЕГЭ пытаются внедрить платность образования. Напомним, что аббревиатура ГИФО на нормальный язык должна была переводиться как именные государственные финансовые обязательства. Введением ГИФО правительство снимает с себя ответственность за финансирование образования основной массы молодежи и вводит, в нарушение п.3 ст. 43 Конституции РФ, плату за обучение в государственных вузах. Для обхода этой нормы Правительством придумана схема дифференцированного конкурса по ЕГЭ. В этой схеме легитимное понятие «конкурс при поступлении в вуз» подменяется нелегитимным словосочетанием «конкурс баллов по ЕГЭ», введенном специально для осуществления схемы ГИФО. Плату по ГИФО реформаторы взимают в зависимости от баллов некачественного ЕГЭ.

ЕГЭ четыре года называли экспериментом.  Между тем, в ч. 2, ст. 21 Конституции РФ написано: «…Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». Эксперимент же - это «научно поставленный опыт». (Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. Наука, 1975. С. 680).  В законе о правительстве РФ нет ничего, что позволяло бы ему заниматься такого рода «экспериментами-опытами» на детях.

Вот почему можно говорить о фактической нелегитимности ЕГЭ. Научной программы эксперимента не было, гипотез нет, критериев эффективности (или неэффективности) нет, отчеты засекречены и представляются только Правительству РФ. ГИФО в сцепке с ЕГЭ имеют главной целью тотальную коммерциализацию образования, расширение платности, ослабление государственного сектора образования.

 

Первые итоги

Стратегия коммерциализации образования не способствует развитию личности и не содействуют укреплению Российского государства. Она разрушительна для России. В результате таких «реформ» Россия лишилась народного образования и народного здравоохранения. Образование расслоилось на элитное, элитарное и массовое[1]. Массовое образование стало деградировать. Часть вузов перешла на фактическую торговлю дипломами[2]. Коммерциализация запустила механизм массового засорения кадрового потенциала России.

Разрыв между богатыми и бедными в России превысил все мыслимые границы, что объективно свидетельствует об ухудшении качества жизни большой части народа - имея в виду значение децильного коэффициента по доходам, появление неграмотных граждан, статистику ООН относительно уровня жизни населения России, 57 место по уровню человеческого развития, а также и другую, мрачную статистику - смертности, заболеваемости опасными болезнями и т.п.

Все перечисленные факты позволяют утверждать, что сверхизбыточное неравенство граждан свершилось и утвердилось оно в нарушение ст.7. Конституции Российской Федерации о социальном государстве[3].

 

Что делать?

1. Возникла необходимость защиты конституционного строя, в части, касающейся нарушений Правительством статей 7, 21, 43. Лучшей формой такой защиты стало бы обращение в Конституционный Суд.

2. Социальная политика в вопросах образования, здравоохранения и социальной защиты нуждается в улучшении. Нынешнее Правительство с этим не справляется. О чём свидетельствуют первая волна начавшихся в стране массовых антиправительственных выступлений наименее защищенных социально граждан России.

3. Надо вернуться к российской модели народного образования, отменить все коммерческие псевдореформы, поднять благосостояние народа, приступить к ликвидации бедности, псевдообразованности и вновь возникшей безграмотности части населения.

Иначе всё это может превратиться в угрозу для страны.

 

[1] Аванесов В.С. Два лика образовательной политики. «Независимая газета», 5 октября, 2000г. Подробнее: Аванесов В.С. «Куда ведут реформы образования? Народное образование, № 5, 2001 г. стр. 26-32.

[2] Независимая газета, 5 ноября 2004г. с.8.

[3] За прошедшие с момента этого доклада годы концентрация богатства в РФ стала выше, чем в США и Китае. Десятая часть россиян завладела 82% состояния страны. Независимая Газета, 19 октября, 2018 года

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован