Административная реформа начинает приобретать четкие очертания. Вчера на организованной Ассоциацией менеджеров конференции `Будущее России: развитие глобальной конкурентной способности` замминистра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев огласил несколько основных принципов (по его выражению, `презумпций`), на которых будет строиться реформа власти.
В основу деятельности госорганов предполагается положить простой принцип - если на выполнение какой-то функции тратится больше, чем она приносит, то такая функция государству не нужна (правда, Михаил Дмитриев оговорился, что это касается не всех государственных дел). Из этого посыла вытекают почти все `презумпции` административной реформы: нецелесообразность государственного регулирования (считается, что если государство может чего-то не делать или куда-то не вмешиваться, то оно этого делать не должно, а необходимость любого вмешательства должна быть доказана), целесообразность приватизации (все, что может быть продано, должно быть продано), нецелесообразность оказания органами госвласти конкурентных рыночных услуг, нецелесообразность государственных программных расходов, добросовестность госконтроля, информационная открытость.
Михаил Дмитриев сообщил также, что будут разработаны `стандарты доступности и качества услуг, оказываемых государством` и `административные регламенты`. Кроме того, предлагается изменить порядок финансирования ведомств с ныне действующего по числу работников на `финансирование расходов на выполнение конкретных функций`. В идеале все эти новации должны повысить эффективность власти, привести к сокращению численности чиновников. Хотя, по мнению Дмитриева, госслужащих в России немного, `значительно меньше, чем в развитых странах`. По его словам, статистика насчитывает всего около миллиона чиновников всех уровней, включая муниципальный.
Вслед за Дмитриевым на трибуну поднялся научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Патриарх отечественного либерализма, объяснив свою смелость (`я человек независимый, мне неполное служебное соответствие не объявят`), прошелся по правительственной экономической политике. Особенно Евгению Григорьевичу не нравятся налоговые инициативы Минфина. `Отмена налога с продаж - это плохое решение, - заявил он. - Регионы потеряли твердый источник дохода, который придется как-то компенсировать. Моторин (замминистра финансов. - П.О.) говорит, что мы все компенсируем за счет средств федерального бюджета, - рассказывает Евгений Ясин. - Я ему говорю: Миша, это же просто мечта бюрократа`. Не понравилось Евгению Ясину и намерение снизить НДС, поскольку этот налог очень плохо администрируется: `Если вы не можете правильно администрировать этот налог - лучше его не трогать`. По его словам, снижать надо прежде всего единый социальный налог, а не НДС.
Помимо критики налоговой реформы, Евгений Ясин сделал еще несколько интересных заявлений, идущих вразрез с точкой зрения правительства. Например, предложил снять все протекционистские барьеры, поскольку конкуренции у нас в стране мало. Кроме того, он высказался за увеличение госрасходов в определенных сферах (рост заработной платы бюджетников). Сверхпопулярная в правительстве идея диверсификации экономики и повышения доли переработки, также подверглась жесткой критике. `Не надо превращать идею диверсификации в очередную антиалкогольную кампанию, - отметил Ясин. - Опасность зависимости от экспорта сырья сильно преувеличена, и совсем необязательно повышать долю обрабатывающей промышленности`. Альтернативой мог бы стать инновационный бизнес, для поддержки которого необходима соответствующая государственная программа. Прислушаются ли чиновники из правительства к мнению Евгения Ясина, покажет время.
НГ, 12.06.2003
http://nvolgatrade.ru/