13 декабря 2006
1742

Самолетостроительная корпорация обрела главу совета директоров и ближайшие планы

Main 300720
Авиацию собирают в кулак

Во вторник совет директоров "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК) единогласно избрал своим председателем заместителя главы правительства - министра обороны РФ Сергея Иванова. На заседании совета директоров также была утверждена структура холдинга, определен порядок его финансирования и первоочередные задачи, касающиеся гражданской авиации. "Оценка корпорации закончена, и пока она составляет порядка 96 миллиардов рублей, но эта сумма может быть увеличена за счет включения в состав ОАК новых авиастроительных предприятий", - отметил Сергей Иванов.

В 2005 году в России было построено всего 8 гражданских самолетов. Такая ситуация является совершенно недопустимой, учитывая, что в стране в наличии имеются неплохие по исполнению лайнеры нового поколения и перспективные разработки. В частности, вполне соответствуют задачам, которые призвана выполнять авиация России, такие самолеты как Ил-96, Ту-204 и Ту-214, перспективный проект RRJ, а также МС-21, который призван заменить Ту-134. Вместе с тем, авиационные заводы, на которых в лучшие годы производилось по 200 гражданских самолетов, уже не могли.позволить себе и дальше пребывать в раздробленном состоянии.

Идея слияния всей гражданской и значительной части военной авиапромышленности в единый холдинг насчитывает уже несколько лет, и в значительной мере воплотить ее в жизнь мешала неразворотливость госструктур, уполномоченных контролировать процесс консолидации. Что касается непосредственно самого назначения Сергея Иванова на эту должность, то вопрос об этом был согласован еще в начале ноября текущего года. Тогда на совещании по вопросам развития авиапрома председатель правления ОАК Алексей Федоров попросил президента утвердить во главе холдинга именно Иванова. Владимир Путин на это отреагировал положительно, заметив, что эту просьбу надо переадресовать главе правительства. В свою очередь, Михаил Фрадков тоже ничего не имел против назначения своего зама на этот пост. Так что, начиная с 12 декабря Сергей Иванов ко всем свои прежним должностям - вице-премьера, министра обороны, руководителя военно-промышленной комиссии по экспортному контролю и Морской коллегии, добавил еще одну - главы авиахолдинга.

Оценивая перспективы работы новый глава ОАК высказался за сотрудничество с европейской аэрокосмической и оборонной корпорацией EADS. По его мнению, хорошая перспектива международного сотрудничества для ОАК существует именно в секторе гражданской авиации. "Рынок есть рынок, и в первую очередь нам важен европейский партнер - EADS", - сказал Сергей Иванов.

В свою очередь, председатель правления ОАК Алексей Федоров, говоря о сотрудничестве с зарубежными партнерами, указал на возможность их участия в проекте гражданского магистрального самолета МС-21. Этот проект будет завершен в ближайшее время, к примеру, внешний вид самолета может быть оформлен в ближайшие четыре месяца. При этом Федоров указал, что окончательный вариант проекта пока не утвержден, и к его разработке могут быть привлечены зарубежные партнеры, например, в части выработки предложений по технологиям. "Трап не убран, черта не подведена, работа продолжается", - сказал он.

По словам Федорова, МС-21 - самый важный проект. "На этот самолет ляжет основная нагрузка при осуществлении пассажирских и грузовых перевозок, - пояснил он. - МС-21 заменит Ту-154 и будет осуществлять до 80% пассажирских перевозок отечественными компаниями".

Федоров также заявил, МС-21 в перспективе может продаваться не только на внутреннем, но и на внешних рынках. Однако Иванов подчеркнул, что при внедрении этого самолета необходимо, в первую очередь, ориентироваться на собственный внутренний рынок. "Он огромен, и мы должны удовлетворить потребности наших граждан, чтобы они могли летать на современных безопасных самолетах", - сказал Иванов.

Что касается финансовой стороны дела, то, по мнению специалистов ИК "Брокеркредитсервис", главной интригой первого этапа формирования ОАК была оценка входящих в нее авиастроительных холдингов компанией "Делойт и Туш СНГ". Вопреки радужным ожиданиям, "Делойт и Туш СНГ" оценила "Иркут" всего в 940 млн, а корпорацию "Сухой" - в 2,2 млрд долларов, и такая оценка стала неприятным сюрпризом для инвесторов.

С учетом того, что государственному авиахолдингу "Сухой" принадлежит 11,9% акций "Иркута", последний может претендовать максимум на 20% акций ОАК. Хотя, по оптимистичным прогнозам, "Иркут" мог бы на втором этапе формирования ОАК получить 30-35% ее акций. Как отметил в разговоре с корреспондентом Страны.Ru аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын, "по нашему мнению, оценка "Иркута" выглядит заниженной -исторический рекорд его капитализации на РТС был равен всего 1,193 млрд долларов. У "Иркута" лучшие фундаментальные показатели среди российских авиастроительных компаний и самый большой портфель заказов - в 5,1 млрд долларов. Тем не менее активы холдинга "Сухой" были оценены в 2-3 раза выше".

Аналитики ИК "Брокеркредитсервис" предполагают, что весной 2007 года акционерам "Иркута" будет предложено обменять их акции на бумаги новой ОАК или выкупить их по фиксированной цене. При определении цены выкупа главным ориентиром, скорее всего, будет оценка "Иркута" компанией "Делойт и Туш СНГ". "Не стоит переоценивать риск выкупа государством акций "Иркута", но и забывать о нем тоже не стоит. Инвесторы, готовые обменять акции "Иркута" на бумаги ОАК, должны осознавать, что рост их вложений возможен лишь в долгосрочной перспективе - в течение 2-3 лет - в том случае, если столь заниженная оценка компании станет основой для расчета коэффициентов конвертации акций "Иркута" в акции ОАК", - отметил Севастьян Козицын.

Указ о создании ОАК был подписан президентом 21 февраля 2006 года. Уставный капитал компании составил 96,72 млрд рублей, доля государства в нем составляет более 90%. В уставный капитал компании внесено 100% акций авиационной холдинговой компании "Сухой", 86% акций межгосударственной авиастроительной компании Ильюшин и 90,8% акций компании Туполев. Также в ОАК будут внесены 15% внешнеэкономического объединения "Авиаэкспорт", 38% "Ильюшин Финанс Ко", 25,5% "Комсомольского-на-Амуре авиационного объединения имени Гагарина", 38% нижегородского авиастроительного завода "Сокол", 25,5% новосибирского авиационного производственного объединения имени Чкалова и 58% "Финансовой лизинговой компании". ОАК должна начать работу в первом квартале 2007 года. На втором этапе формирования ОАК, который планируется завершить к 1 апреля 2007 года, в нее войдут РСК "МИГ" и "Казанское авиационное производственное объединение". А на рубеже 2007-2008 годов компания должна быть способна выйти на фондовые рынки.

12.12.06.
Алексей Щеглов

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован