18 декабря 2006
14395

Сергей Абакумов: Гражданское общество и государство в России: реалии и перспективы развития и взаимодействия

Времени говорить о кризисе, с которым столкнулась Россия в конце XX - начале XXI века, и о путях выхода из него остается все меньше. Мир глобализуется, но разные его части вовлечены в этот процесс неравномерно. Россия рискует остаться среди отстающих. Чтобы этого не случилось, мы должны "забежать вперед", взглянуть на свое настоящее из будущего, каким мы хотели бы его видеть - и оттуда, из нашего "завтра" вырвать страну из рядов второстепенных держав. Иными словами, мы должны ясно представлять себе систему координат, в которых пойдет дальнейшее развитие России. Полагаю, что основными осями этой системы являются демократическое сильное государство, насыщенный конкурентный рынок - и самое главное - развитое гражданское общество, в котором свободный, состоятельный и активный человек является приоритетным объектом инве#172;стиций.
Глобальный мир антропоцентричен - он немыслим без развитой человеческой индивидуально#172;сти. Сама глобализация стала возможной, в первую очередь, благодаря "стягиванию" мира воедино с помощью накинутой на него сети транснациональных коммуникаций и каналов молниеносной передачи больших объемов информации. Эта быстрорастущая, высокотехнологичная система вы#172;двигает запрос на постоянный творческий поиск качественно новых решений во всех областях об#172;щественной жизни - в управлении, производстве, организации финансовых потоков, обучении. Между тем единственным источником творческого созидания является человеческая личность, кон#172;кретный гражданин, и это заставляет выдвинуть заботу о human resources (человеческих ресурсах) на первый план. Новый для российского общества акцент на конкурентоспособность государства, эко#172;номики и - главное - человеческой личности рожден осознанием ведущей роли свободной иници#172;ативы самостоятельного гражданина в эру информационного общества.
Сделать главным субъектом общественной практики творчески активного человека - значит не просто обратить внимание на волнующие его проблемы, но высвободить его потенциал и дать воз#172;можность реализации его деловых, интеллектуальных, культурных, благотворительных и иных граж#172;данских инициатив. Чтобы это произошло, необходимы два главных условия. Во-первых, общест#172;венный климат в России должен быть благоприятен для всех форм свободной инициативы граж#172;дан, лежащих в правовом поле. Общественное мнение должно благоприятствовать здоровой актив#172;ности членов общества. Такая социальная среда стала бы питательной почвой для роста "третьего сектора" в России. Во-вторых, избыточные законодательные и административные барьеры, стоя#172;щие на пути свободной инициативы, должны быть наконец сняты - разумеется, без утраты госу#172;дарством его контрольных функций.
В конечном счете, будем исходить из простых соображений практической пользы. Граждане ни#172;когда не станут по доброй воле объединять свои усилия для продвижения проекта, который не су#172;лит им ни материальной отдачи, ни морального удовлетворения. Это значит, что независимые гра#172;жданские организации и общественные объединения по определению заняты конкретными дела#172;ми, отвечающими реальным запросам их участников. Здесь царят опыт практической работы, праг#172;матизм и сотрудничество. Здесь идеи проходят проверку делом, и те из них, что оказались эффек#172;тивными, становятся основой общественной консолидации. Так формируются жизнеспособные, нацеленные на динамичное развитие структуры гражданской самодеятельности. Обслуживая ре#172;альные интересы и потребности россиян, они "укореняют" общество в почве насущной действи#172;тельности. Лишь твердо стоя обеими ногами на этой почве, власть может рассчитывать на уважение граждан и уверенно прокладывать курс России в будущее. Иными словами, государство нуждается в становлении гражданского общества для успеха проводимой модернизации.
Таким образом, гражданское общество - среда, органически необходимая для развития и под#172;держки индивидуальных и коллективных инициатив. А ставка на интеллектуальный и духовный по#172;тенциал и творческую инициативу граждан во всех сферах социально-экономической жизни - мотор модернизации российского общества. Поскольку же без модернизации Россия останется на задворках глобального мира, зарождение и упрочение в ней гражданского общества оказывается одним из ре#172;шающих факторов поиска нашей страной достойного места в процессе глобализации.
На современном этапе развития, особенно в последние годы, несмотря на осознание части го#172;сударственной элиты, и прежде всего, лидера страны, истинной роли гражданского общества в эпо#172;ху всеобщей глобализации, его отношения с государством носят противоречивый характер. В Рос#172;сии, особенно в среде либеральной интеллигенции и части экспертного сообщества, превалирует определенный скептицизм в отношении истинных намерений власти наладить равноправный диа#172;лог и взаимодействие с институтами гражданского общества.
Достаточно сказать, что в ходе избирательной кампании 2003-2004 гг. в адрес власти то и дело раздавались упреки в "декоративности" независимых гражданских институтов, "пропагандист#172;ском" характере сближения государства и неправительственных организаций. Между тем Прези#172;дент РФ поставил четко очерченные задачи и призвал общество решать их вместе. Власть первой поняла, что ей нужен партнер в виде широкой коалиции граждан и их объединений.
Так, уже ясно, что, говоря о борьбе с бедностью - этой сложнейшей социальной задаче - госу#172;дарство хотело бы рассчитывать на сотрудничество с различными сегментами гражданского обще#172;ства, прежде всего - с представителями малого и среднего бизнеса. Государство готово не только пропагандировать идеи общественной активности своих граждан. Оно намерено дать место этой активности, передавая в руки гражданского общества все больше функций. Решения о сокращении административного аппарата государства, о пересмотре запретительных, лицензионных и прочих функций исполнительной власти, о четком распределении доходов между уровнями бюджета, включая местное самоуправление, о развитии малого и среднего бизнеса, о снижении налоговой нагрузки на частную инициативу можно рассматривать как энергичную расчистку площадки, на которой гражданское общество призвано развернуть свою созидательную активность.
Государство в лице президента страны справедливо видит прямую выгоду в "минимизации" уп#172;равленческого аппарата, в передаче обществу части функций, с которыми его институты способны справиться самостоятельно. Прежде всего, как заявил В. Путин, каждый человек должен иметь воз#172;можность "влиять на принятие решений, которые его касаются". И более того, "только свободный человек способен обеспечить рост экономики, процветание государства". А свободный человек, пол#172;ноправный гражданин, не только "влияет" на принятие решений с помощью демократических ме#172;ханизмов и процедур, но и способен принимать решения сам. Этот активный, предприимчивый, не задавленный собственным бессилием гражданин, взявший в руки свою судьбу и добивающийся ее улуч#172;шения, не станет возлагать на власть не только лишних ожиданий, но и избыточных обвинений. Власть перестанет отвечать в его глазах за все на свете. В этом случае она сможет сосредоточиться на своих коренных задачах - проведении макроэкономической политики, заботе о национальной безопасности, отстаивании интересов страны на международной арене. Экономический рост рас#172;ширит финансовую базу исполнения государственных обязательств перед обществом. Получив в свое распоряжение весь необходимый инструментарий и сформировав компактный дееспособный аппарат, государство повысит свою эффективность и улучшит свою репутацию. Так что стратегиче#172;ски идея гражданского общества - это область пересечения интересов "управляющих" и "управля#172;емых". Сильное и развитое гражданское общество выгодно всем.
Как уже отмечалось, обсуждения и дискуссии о гражданском обществе в России ведутся не первый год, но зачастую они страдают расплывчатостью, поскольку молодое общественное самосознание стра#172;ны еще не обзавелось достаточным организационным и информационным потенциалом. Несмотря на то, что можно с полной уверенностью говорить о начале становления российского гражданского обще#172;ства, не для всех еще развеяны сомнения по поводу его истинной дееспособности, природы и роли.
Так что это - феномен, предвыборный проект власти, одна из "заболтанных", жизнеспособных идей 90-х или все-таки насущная потребность российского общества? Именно потребность и имен#172;но насущная, - таков наш ответ. Но если потребность, то в чем? По мнению автора данной ввод#172;ной статьи, Россия испытывает острую, неотложную потребность в самостоятельном гражданском самоуправлении - таком, которое не конфликтовало бы с властью но поводу и без повода, но постоян#172;но корректировало бы ее начинания на всех уровнях административной машины государства.
"Гражданин", или, говоря словами Аристотеля, "общественное живое существо", - вот тип соз#172;нательного человека, которого не хватает нашей стране сегодня. Когда политологи и социологи рассуждают о первостепенной необходимости появления сильного "среднего класса", который с большими трудностями начинает только формироваться в России, они несколько подменяют по#172;нятия. Это замещение гражданской категории экономической не учитывает того, что не только уровень доходов определяет принадлежность человека к срединному общественному слою, кото#172;рый образует становой хребет общества. Дитя, унаследовавшее состояние, может существовать как рантье, но от этого еще не станет дееспособным представителем фундаментального общественно#172;го сословия. Напротив, сегодня интеллигент-труженик, обделенный достатком, вполне может быть, тем не менее, отнесен к такому слою. Гражданская ответственность и дееспособность - вот настоящий критерий принадлежности к несущей конструкции социума.
Таким образом, говоря о гражданском обществе, мы далеки от того, чтобы вести речь о приме#172;нении имущественного подхода или даже о формальном "праве избирать и быть избранным". Суть дела в способности влиять на развитие общества - от уровня микрорайона до страны в целом - ра#172;ди отстаивания интересов своей семьи, своего подъезда и дома, профессиональных интересов сво#172;ей корпорации, своего класса и, в конечном счете, своего народа. Сегодня эти интересы осознают#172;ся все более четко. Как раз поэтому все более очевидным становится отсутствие в России механиз#172;мов обратной связи власти с обществом.
Проанализировав предвыборные программы основных избирательных объединений, движений и партий, могу отметить, что почти во всех из них говорится о необходимости построения в России гражданского общества и почти ни в одной не сказано, что и кому для этого необходимо сделать, не дано само определение "гражданского общества", механизмов его взаимоотношений с государст#172;вом. И это не удивительно, потому что наши отечественные ученые и аналитики, обществоведы и политологи сами до конца не определились с многозначностью данного понятия.
Мне не хотелось бы давать чрезвычайно широкую трактовку понятия "Гражданское общество", учитывая тот момент, что определение его возможно лишь через систему общественных институтов, многие из которых в нашей стране еще не до конца прижились. На взгляд автора, под гражданским обществом было бы правильным понимать совокупность негосударственных общественных институ#172;тов и отношений, которые позволяют личностям и их группам реализовывать частные и групповые ин#172;тересы, которые им гарантированы и защищены Конституцией. С другой стороны, гражданское об#172;щество - это общество экономически и духовно свободных граждан и их объединений, которые кро#172;ме прав имеют и обязанности перед государством, четко определенные в основном законе страны.
Надо сказать, что власть со своей стороны и в меру своего разумения старается создать механиз#172;мы обратной связи с обществом. Это и общественные приемные приближенных к ней партий, и периодические социологические опросы, ежегодные Послания Президента и регулярные телекон#172;ференции главы государства, бесчисленные круглые столы с участием представителей государства, да и, в конце концов, волеизъявление избирателей на выборах. Но государственные институты не могут "сверху" создать и тем более навязать действенные каналы обратной связи с общественным мнением.
Во-первых, толщи чиновничества, обслуживающего персонала властной деятельности, инертны по определению и к тому же имеют собственные профессионально-корпоративные интересы. Ес#172;ли бы общество самоуправлялось, сократились бы и полномочия бюрократической корпорации, а тем самым ее доходы. Естественно, эта перспектива вызывает у нее глухое сопротивление. Во-вто#172;рых, роль государства в современном понимании просто иная - в первую очередь это защита вну#172;тренней и внешней национальной, в том числе и общественной безопасности, а никак не насажде#172;ние гражданских ценностей и создание сильного и независимого "третьего сектора". В-третьих, го#172;сударство тактически заинтересовано в общении с максимально платежеспособным контрагентом, который мог бы взять на свои плечи часть огромной финансово-организационной нагрузки, ныне лежащей на госаппарате и бюджете. Именно поэтому многим как государственным, так и общест#172;венным деятелям представляется, что в настоящее время реальным и единственным партнером го#172;сударственной власти в России является крупный бизнес.
Однако эту ситуацию трудно расценить иначе, чем как очень опасную для общества в целом, включая и его государственную надстройку. Крупный бизнес - немногочисленный, но зато непло#172;хо структурированный сегмент российского общества. Его интересы заданы направлением его дело#172;вой активности. Но ясно, что прибыли деловых кругов России, становление которых проходило в ат#172;мосфере пониженного контроля как со стороны государства, так и всего общества могут снизиться при укреплении таможенного, налогового и лицензированного режима. В этом смысле интересы крупного, особенно экспортно-ориентированного бизнеса, расходятся с целями эффективного го#172;сударства. А поэтому их диалог всегда подразумевает, помимо партнерства, явное или скрытое про#172;тивоборство, которое и выплеснулось на всеобщее обозрение в ряде громких дел 2003 года. Кроме того, ушедший год выявил стремление бизнеса занять более значимые позиции внутри самой власти, в частности, на парламентском уровне, а это не могло не насторожить руководство страны.
Сведение диалога власти и общества к прениям бюрократии с крупным бизнесом или даже вообще к банальному лоббизму деловых кругов своих интересов во властных структурах чревато не только обо#172;стрением конфликтов, но, главное, полным выпадением из поля зрения государственных институтов запросов и потребностей основной массы российских граждан. Это рано или поздно приведет к есте#172;ственному накоплению нерешенных проблем у наших сограждан, росту протестных настроений и деструктивному характеру "диалога", который в тех или иных формах уже существует.
Сказанное означает, что и власть, и общество заинтересованы в "превентивных шагах", которые предохранили бы их от бесконтрольного роста противоречий, заложили каналы действенной обрат#172;ной связи и завязали реальный диалог государства и развивающегося гражданского общества. Во#172;прос в том, каковы должны быть эти действия, кто мог бы взять на себя эту кропотливую и долго#172;временную работу. Кто в праве и в силах говорить и действовать от лица общества и в его интересах.
Говорить от лица гражданского общества как целого, пусть пока еще недостаточно структуриро#172;ванного, но уже явно родившегося и громко заявившего о себе, может только организованное со#172;общество граждан, обладающее целым набором, важных параметров. Прежде всего оно должно рас#172;полагать бесспорным авторитетом в России - в противном случае сказанные слова улетят на ветер и не будут услышаны ни властью, ни широкими общественными кругами. Кроме того, чрезвычай#172;но важны такие параметры, как относительная политическая и финансовая независимость (в первую очередь - от самой власти), отсутствие однозначной ангажированности, связывающей обществен#172;ные организации или иные институты гражданского общества с избранным "спонсором" и его узкими интересами, четко заявленная и проводимая ориентация на национальные интересы, широкая пред#172;ставительность и, наконец, доказанная дееспособность. У российских гражданских организаций бы#172;ло не так много времени для того, чтобы заявить о себе, но тем не менее, ряд важных тенденций уже налицо и может быть выявлен с полной достоверностью.
Одним их серьезных институтов гражданской самоорганизации обыкновенно считаются партии. Разумеется, названия политических партий на слуху, а их лидеры на виду. Однако проблема в том, что доверие к партийной системе, скорее, падает, чем возрастает. Интерес к деятельности и, тем более, программно-концептуальным жестам партий тоже уменьшается, что вызвано объектив#172;ными причинами. Среди них, прежде всего, естественный в президентской республике политиче#172;ский вес главы государства, подкрепленный беспрецедентной популярностью Владимира Путина и подтвержденный на последних президентских выборах. Кроме того, в эпоху преодоления развала федеральных структур и стягивания регионов к Москве роль центральной исполнительной власти закономерно возрастает, она волей или неволей собирает в своих руках основные полномочия, де#172;лая послушные ей силы своими помощниками и борясь с нелояльными проявлениями.
В такой ситуации перед каждой партией стоит вопрос: будет ли она работать с государством (а сегодня это значит - с президентом) рука об руку или, напротив, станет в оппозицию его курсу. А поскольку курс президента Путина пользуется очевидной поддержкой большинства населения, вы#172;бор партий практически предопределен - пойти на "разрыв" с государственной властью в таких усло#172;виях значит не только утратить важнейшие ресурсы, которые находятся в ее распоряжении, но и про#172;тивопоставить себя собственному народу. Получается, что партии выступают сегодня либо привод#172;ным ремнем государства, либо не пользуются популярностью и тем самым мало кого представляют.
Возможно, в будущем программные положения основных (двух или трех) партий о необходим ОСТР создания в стране сильного гражданского общества и будут постепенно реализовыватъся в жизни О том, почему от лица всего гражданского общества не в состоянии говорить крупный бизнес мы уже сказали. Он занят отстаиванием собственных деловых интересов, для чего ведет активную лоббистскую деятельность и создает переговорные площадки для "торга" с властью. Сам по себе этот процесс вполне естественный, тем более, что российский деловой мир все еще находится в стадии становления и поиска своей идентичности. Однако его неизбежное на сегодня фокусирование почти исключительно на экономических задачах крупных корпораций (к чему бизнесменов подталкивает и сама власть) ограничивает способность деловых кругов представлять в диалоге с властью общество в целом. Вместе с тем следует иметь ввиду, что бизнес и предпринимательство в Российской Федерации находятся в поиске диалога с властью и ответственных отношений с обществом. А это создает весомые предпосылки для обретения деловым миром своего места в системе "общество -власть". В этой связи автор хотел бы еще раз подчеркнуть свою принципиальную позицию о недопустимости противопоставления российского бизнеса, прежде всего, в лице его предпринимательские союзов, ассоциаций и т.д., объединяющих представителей крупного, среднего и малого бизнеса, как государству и всем ветвям власти в целом, так и самому гражданскому обществу. В течение ряда лет некоторые политологи и социологи, как, впрочем, и отдельные представители властных структур проводят различные конференции, круглые столы, а то и форумы под названием и основной повесткой "Власть - бизнес - общество" или "Бизнес - власть - общество" и т.д. Считаю саму постановку данной темы не только не верной, но и крайне вредной, так как бизнес-сообщество само по себе является неотъемлемой и очень сильной составляющей частью гражданского общества.
Одним из главных институтов гражданского общества, как во всем цивилизованном мире, так у нас в России являются электронные и печатные СМИ. Действительно, голос масс-медиа, способных эффективно формировать общественное мнение и соответствующую атмосферу в обществе целом в эпоху глобализации и всеобщей информатизации может оказаться ключевым и чрезвычайно влиятельным, что мы наблюдаем в большинстве развитых стран. Но пока в России складывается иная ситуация. Было бы несправедливым закрывать глаза на трудности первого этапа становления новой российской государственности и на проблемы, с которыми государство столкнулось на выходе из кризиса, то есть уже после 2000 года. С учетом всем известных обстоятельств постперестроечной истории шаги власти, направленные на упорядочение состояния информационного по ля, можно понять и принять.
Однако итог, который мы получили к истечению первого президентского срока Владимира Путина, явно не позволяет говорить о СМИ как о независимой от власти общественной силе. Вместе тем повторюсь, что масс-медиа - один из важнейших институтов гражданского общества. Нам ещё нужно учиться, как обеспечить изданиям, теле- и радиоканалам главное свойство, которое делает их частью гражданского общества - независимость. Только такие СМИ пользуются заслуженным доверием граждан, выражая при этом весь спектр интересов, оживляющих общество. Развитая сет независимых СМ И способна вызвать уважение у власти и оградить общество от деспотизма и самодурства, коррупции и бесконтрольности, столь свойственных российской бюрократии.
Важно отметить, что в средствах массовой информации наблюдается и другая тенденция - по степенный отход от тематики с выраженным общественно-политическим звучанием, ориентации исключительно на развлекательное вещание и рынок коммерческой рекламы. Законность подобного подхода не подлежит сомнению, если таков выбор собственников и редакции издания или телеканала. Но ценность масс-медиа как выразителей интересов разных слоев населения, как "глас народного" при этом ощутимо падает. Эта поляризация СМИ - полное подчинение государственным инстанциям или исключительно развлекательная ориентация - просто не оставляет места для независимого голоса гражданского общества. А это значит, что масс-медиа (в частности, российское журналистское общество) пока не может претендовать на то, чтобы взять на себя миссию представительства и запросов российского гражданского общества.



Абакумов Сергей Александрович

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован