Ирану продают средства обороны
Поставки российского оружия Тегерану не нарушат баланса сил в регионе. Об этом в интервью немецкому журналу "Шпигель" заявил вице-премьер - министр обороны России Сергей Иванов. Отвечая на вопросы издания, главе российского военного ведомства пришлось коснуться разных тем, включая терроризм, возможность провала миссии НАТО в Афганистане, а также перспектив российско-иранского сотрудничества. В частности, журналистов волновала тема продажи Ирану комплексов ПВО "Тор-М1". По мнению же экспертов, оружейная сделка с Ираном - это своеобразное "напоминание" США о временах договоренности "Гор-Черномырдин": по условиям соглашения американцы обещали помогать продвижению высокотехнологичной российской продукции на собственном и европейском рынках, но потом "благополучно" об этом забыли.
"Что касается наших поставок оружия Ирану, то можно сказать, что каждая страна вправе продавать другой стране оружие, пока не нарушается режим санкций. Мы продаем лишь ограниченный ассортимент оборонительных вооружений. Система ПВО "Тор-М1", например, не окажет никакого влияния на баланс сил в регионе, поскольку ее радиус действия составляет лишь до 40 км", - подчеркнул глава оборонного ведомства России.
По данным Страны.Ru, в прошлом году Россия подписала с Ираном контракт на сумму в $1 млрд на поставку Тегерану 30 новейших зенитно-ракетных комплексов "Тор-М1". И хотя этот комплекс считается сугубо оборонительным вооружением, сделка может серьезно осложнить отношения России и США. Так, одним из последствий этого конфликта стало введение Госдепом США санкций в отношении двух российских компаний - госпосредника в сфере торговли оружием "Рособоронэкспорт" и авиационного холдинга "Сухой". С "Сухого" санкции сняли буквально на днях, а вот "Рособоронэкспорт" - все еще персона "нон-грата". Впрочем, в Москве были готовы к подобному повороту событий и сознательно шли на сотрудничество с Тегераном.
В 2000 году именно Вашингтон сумел убедить Москву в недопустимости развития военно-технических отношений с Тегераном. На высшем уровне было подписано так называемое соглашение "Гор-Черномырдин" (в то время это были вице-президент США и председатель правительства России соответственно), по которому наша страна прекращала снабжать Иран оружием. Взамен США оказывали протекцию российской высокотехнологичной продукции на американском и европейском рынках. Кремль обещание сдержал, а вот Белый дом - нет. Таким образом, как считают эксперты, оружейная сделка с Ираном - это своеобразное "напоминание" США о тех договоренностях и их последствиях.
Кроме того, Иран может стать третьим по величине покупателем российского оружия. Для России это важно, так как основные покупатели - Китай и Индия, - практически выбрали все самое современное отечественное вооружение и все чаще поглядывают на Запад. Во многом поэтому Москва стала получать от торговли оружием в 2005 году на $ 600 млн меньше, чем годом раньше ($ 5,7 млрд в 2004 году). По словам заместителя директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александра Денисова, разрыв может быть компенсирован продажей комплектующих к ранее поставленной технике. Однако основу экспорта, а также прибыли дают только конечные продукты: танки, самолеты, зенитно-ракетные комплексы.
Тегеран не скрывает, что "Торы" нужны ему в том числе и для защиты ядерных объектов (той же атомной станции в Бушере). Комплекс "Тор-М1" относится к пятому поколению зенитно-ракетного вооружения и одинаково эффективно может противостоять как авиации, так и крылатым ракетам. Для Москвы это уже второй за последнее время случай, когда она идет наперекор Вашингтону. Недавно Кремль отстоял свое право продавать зенитно-ракетные комплексы "Стрелец" в Сирию.
Эксперты утверждают, что решение возобновить военное сотрудничество с Ираном принято очень вовремя - эту нишу оружейного экспорта уже начали занимать другие ведущие экспортеры вооружения. Например, Франция активно продвигает в Иран свои комплексы ПВО "Мистраль" и самолеты "Мираж". Германия предлагала Тегерану закупить бронетанковую технику и подводные лодки. "Попадались" на попытке экспорта в Иран двойных технологий (речь идет о ракетных криогенных двигателях - Страна.Ru) и сами американцы. Правда, этим занимались якобы "частные американские компании", и поэтому никаких скандалов и громких заявлений из Вашингтона не последовало. Кроме того, в экспорте вооружений в Иран были замечены Китай, Южная и Северная Кореи и даже Пакистан.
"При общем совпадении взглядов с западными партнерами на недопустимость распространения оружия массового уничтожения, - говорит начальник Генштаба Юрий Балуевский, - Вашингтон требует прозрачности ядерных программ Ирана и Северной Кореи, но почему-то закрывает глаза на то, что Израиль давно обладает внушительным арсеналом ядерного оружия. Похожая ситуация и с договором о нераспространении ракетных технологий".
27.11.06.
Никита Петров
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.