Государство продолжит оказывать поддержку экспортоориентированным предприятиям российского машиностроения и предостерегает от отмены импортных пошлин на ввоз оборудования, не имеющего отечественных аналогов. Как передает корреспондент "Росбалта", об этом заявил первый вице-премьер РФ Сергей Иванов.
"Есть помощь (машиностроителям) по лизингу, снижению или обнулению таможенных пошлин на ввоз оборудования, не имеющего аналогов в России. Но здесь надо быть очень осторожными: это обоюдоострое оружие. Мы можем так все обнулить, что и в своем внутреннем производстве все тоже обнулим. Все будут все завозить - и все", - сказал Иванов на встрече с участниками учредительного съезда Союза машиностроителей России, который пройдет 28 апреля в Москве.
Первый вице-премьер также отметил, что большие надежды по поддержке предприятий, ориентированных на экспорт своей продукции, возлагаются на институты развития: в первую очередь Банк развития и Венчурный фонд, капитализация которых будет "резко увеличена".
"Это и кредиты, и страхование рисков, которые есть как и во внутреннем заказе, если судить по оборонке, так и с учетом такого колебания курса валют в экспортных контрактах", - добавил Иванов. Он подчеркнул, что государство на протяжении последних лет борется за интересы отечественных товаропроизводителей, особенно в сфере высокотехнологической продукции. По его мнению, обязанностью руководства страны является поддержка своих компаний, работающих на внешних рынках.
Иванов также добавил, что правительство РФ в прошлом году обнулило импортные пошлины по 700 позициям технологичного оборудования, не производимого в России. Он также добавил, что проблема обновления производственного парка предприятий - очень острая и сами компании должны участвовать в ее решении.
Говоря о кадровых проблемах машиностроения, первый вице-премьер отметил нехватку высококвалифицированных специалистов. "Нам не нужен выпускник ПТУ, который работает только кувалдой и прочими примитивными предметами", - сказал Иванов, отметив, что на большинстве российских машиностроительных предприятий установлено дорогостоящее оборудование на миллионы долларов и на операторов таких станков ложится большая ответственность.
Он отметил, что встречал людей с высшим образованием, работающих на таком оборудовании и получающих достойную зарплату. "Иначе нельзя, ему (работнику) доверяется станок, который стоит огромные деньги", - считает первый вице-премьер.
Иванов отметил, что машиностроительная отрасль занимает второе место в стране по объему производимой продукции, в отрасли работает около 50 тысяч предприятий, на которых заняты миллионы россиян. Первый вице-премьер также подчеркнул, что отрасль играет важную роль в решении задачи по диверсификации экономики.
Кроме того, он отметил позитивные тенденции в развитии машиностроения в России, наметившиеся в последние годы, и выразил надежду, что они получат свое развитие, чему будет способствовать господдержка.
"Это связано с теми мерами поддержки отрасли, которые предпринимает государство в последнее время. Отрасль у нас находилась в тяжелом положении, надо это прямо признать, но в последнее время, я надеюсь, определенные усилия стали предприниматься именно по поддержке этой отрасли", - добавил Иванов.
"Не просто в виде вливания денег неизвестно во что и непонятно с какими целями, а в конкретные проекты", - добавил он.
Он также отметил роль создания интегрированных государственных компаний в развитии машиностроения, подобные тем, что были созданы в авиапроме и судостроении. При этом Иванов подчеркнул, что создание таких холдингов - не самоцель, а внедрение эффективной модели управления.
В то же время он считает, что большой вклад в развитие отрасли вносят и частные компании, которые там стали появляться раньше госхолдингов.
Иванов подчеркнул, что государство готово сотрудничать с частными компаниями отрасли на основе частно-государственного партнерства. "Это не просто лозунг. Мы действительно это делаем. В этом смысле лучше, чем Ден Сяо Пин (в 90-е годы председатель КНР), никто не сказал: "Не важно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей". Частные или государственные холдинги - не важно", - считает Иванов.
По его мнению, создание Союза машиностроителей позволит повысить эффективность взаимодействия частных представителей отрасли с государством. Иванов отметил, что это будет саморегулирующаяся организация, которая сможет заняться "лоббизмом в хорошем смысле слова" интересов российского машиностроения. По словам Иванова, создание такой организации - важный шаг по формированию гражданского общества в стране.
Информационное агентство "Росбалт"