Гражданские рельсы
В бытность министром обороны Сергей Иванов летал на стратегическом бомбардировщике Ту-160 и управлял танком Т-90. И вот теперь, оставив этот пост, первый вице-премьер в полном смысле этого слова перешел на гражданские рельсы. В понедельник Иванов провел выездное заседание коллегии Минпромэнерго, посвященой транспортному машиностроению. Местом заседания был выбран Мытищинский машиностроительный завод, где создаются вагоны для метро.
"Не вижу причин, по которым в России не должно быть таких же новейших рельсово-транспортных средств, как, например, в Европе, Японии или Китае, - заявил Сергей Иванов, открывая коллегию. - Наши люди должны иметь возможность не просто свободно перемещаться по стране, а делать это быстро, безопасно и с комфортом в соответствии с канонами, принятыми в развитых странах".
Россия уникальная страна, находящаяся в собственной транспортной изоляции. Еще на заре становления российских железных дорого правительство озаботилось тем, чтобы ширина железнодорожной колеи существенно отличалась от европейской. У нас это 1520 миллиметров. Благодаря этому, как шутят железнодорожники, ни один враг не сможет проехать к нам на своих поездах. До последнего времени это нас спасало не только от военных интервентов, но и от экономических. В отличие, например, от авиационного рынка, на который весьма агрессивно прорываются американский "Boeing" и европейский "Airbus", российские вагоностроители всегда находились в относительной безопасности. Конкуренты находились в мире "узкой колеи".
"Буквально 2 недели назад на итоговой коллегии Минтранса обсуждалась проблема транспортного неравенства, - напомнил первый вице-премьер. - Так вот, ее невозможно решить только экстенсивным путем только за счет простого увеличения количества маршрутов. Нам необходима в первую очередь существенная интенсификация всего процесса транспортных услуг".
Автомобильные грузоперевозки рентабельны на короткие и средние расстояния. Авиация - очень дорогое удовольствие, а судоходство ограничено наличием водных путей. С точки зрения грузо- и пассажироперевозок железнодорожный транспорт наиболее перспективен и эффективен. По словам Иванова, он не только самый народный, имея в виду цены на билеты, но и реально связывает страну "стальными узами".
Однако летаргический сон, в котором пребывало наше машиностроение до последнего времени, привел к тому, что износ производственных мощностей в отрасли составляет 60-70%. На предприятиях все острее ощущается дефицит квалифицированных кадров. На научные разработки, например, от совокупной выручки отрасли в 2005 году была выделена всего одна сотая процента, в прошлом году - четверть процента. И это притом, что в развитых странах этот показатель достигает 7%.
На коллегии Минпромэнерго собрались представители разных предприятий и финансовых структур. Иванов признает, что у каждого из них есть и должны быть собственные представления по поводу развития рынков и бизнеса. Он лишь в лице государства призывает участников этого проекта к созданию консолидированной стратегии развития транспортного машиностроения. Такой документ уже подготовлен на рассмотрение правительством, он рассчитан до 2015 года и призван обеспечить выход отрасли на новый качественный уровень, позволяющий в полном объеме удовлетворить потребностям транспортных организаций и, конечно же, простых граждан в рейсовом транспорте. Государство считает, что машиностроителям необходимо консолидироваться в крупные производственные структуры по принципу холдингов по типу того, как это делается сегодня в авиационной и судостроительной отрасли. При этом государство готово всемирно содействовать реализации потенциала транспортного машиностроения.
"Я говорю о здоровом протекционизме, - уточнил Иванов. - Не надо бояться этого слова. Надо идти от практики. А она показывает, что в странах, которые считают себя эталоном рынка, государство активно поддерживает основные отрасли экономики, Важно, чтобы эта поддержка была соизмерима с запросами отрасли и возможностями государства, а также гибко сочеталась с существующими рыночными механизмами. Ее формы могут быть самыми разнообразными, от бюджетного стимулирования потребления отечественной продукции до госгарантии долгосрочных кредитов на период реализации крупных проектов".
В начале апреля в Москве должен пройти съезд машиностроителей России. Его организацией занимается госкомпания "Рособоронэкспорт", которая в последнее время серьезно меняет свою ориентацию от экспорта военно-технической продукции к поддержке отечественных производителей. Компания скупает активы машиностроительных предприятий России, считая, что таким образом не только поддержит отрасль, но и будет способствовать ее развитию. Вполне возможно, как говорят участники коллегии Минпромэнерго, в ходе съезда будет окончательно оформлена стратегия развития машиностроительной отрасли. Принято решение о создании в ее рамках производственных холдингов. Все это позволит не только обеспечить свой собственный рынок современной продукцией, но и выйти на рынок наших ближайших соседей по СНГ. Как уточнил Иванов, они унаследовали от СССР ту же ширину железнодорожной колеи, и забывать нам об этом не стоит.
27.03.07.
Никита Петров
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2007.