Шведский опыт пригодится России
В 2007 году Россия планирует провести в акватории Балтийского моря учения по спасению экипажей подводных лодок. Об этом вице-премьер - министр обороны РФ Сергей Иванов заявил на борту спасательного судна "Белос" шведских ВМС, с которого он наблюдал за учениями моряков по оказанию помощи терпящей бедствие субмарине. Швеция - вторая страна, которую посещает глава Минобороны на этой неделе в рамках рабочей поездки по Скандинавии. Накануне Сергей Иванов встречался со своим норвежским коллегой.
"Мы планируем на будущий год организовать такие же учения в акватории Балтийского моря, в районе Калининградской области, и пригласить туда шведских коллег, - сообщил после учений Иванов и выразил благодарность министру обороны Швеции Микаэлю Уденбергу за приглашение на учения. - На корабле очень много технологичной продукции. Я считаю, что российское судостроение должно заниматься созданием таких кораблей, которые фактически являются кораблями двойного назначения. Ведь такие корабли смогут работать в интересах как ВМФ, так и в интересах экономики страны".
После аварии батискафа АС-28 на Камчатке в августе 2005 года, когда при выполнении работы на глубине аппарат запутался в закрепленной на дне антенне и не смог самостоятельно всплыть, Минобороны серьезно задумалось о модернизации спасательных средств флота. Самостоятельно спасти АС-28 российские моряки не могли - не было соответствующего оборудования, да и имевшийся опыт проведения подобных работ порядком подзабыли. В итоге, для спасения моряков вынуждены были пригласить иностранцев: англичан и американцев.
Эта история стала не только уроком, но и руководством к действию. Впервые в истории наши адмиралы заговорили о необходимости закупки западного специального спасательного оборудования. Во времена СССР были созданы специальные спасательные субмарины для эвакуации экипажей затонувших подлодок и глубоководные аппараты, позволяющие опускаться на несколько сотен метров. Но из-за безденежья последних лет вся эта техника была списана, а для постройки новой нужно было время. В результате в настоящее время спасательной техники в ВМФ России практически нет. По планам Минобороны России планировало закупить несколько аппаратов "Скорпион", аналогичных тем, что работали на спасении АС-28. Но, как заявил в Швеции Сергей Иванов, в итоге купили подводный необитаемый аппарат "Пантера плюс", который уже в ближайшее время поступит на вооружение ВМФ России. Сейчас он завершает испытания на Балтийском море.
Аппарат "Пантера плюс" создан на базе британской "Пантеры", доработанной российскими инженерами с использованием новейших отечественных и зарубежных технологий. Целью модернизации аппарата было его приспособление к различным условиям работы, упрощение технического обслуживания и повышение характеристик. "Пантера плюс" - по сути, подводный робот, - может погружаться на глубину 1000 метров, обнаруживать малоразмерные объекты на расстоянии до 300 метров, передавать видеоизображение, поднимать на поверхность и доставлять на грунт грузы массой до ста килограммов, вести спасательные работы на лежащей на грунте подводной лодке. Как говорит Иванов, "Пантера плюс" не только будет работать в интересах ВМФ, но и примет участие в создании Североевропейского газопровода. В перспективе ВМФ планирует закупить и модифицировать несколько подобных аппаратов.
"Если перед экипажами "Пантеры плюс" не будет стоять задача по спасению моряков, они будут постоянно тренироваться на Балтике, в том числе участвуя в проекте создания Североевропейского газопровода", - сообщил вице-премьер. - Эти оснащенные манипуляторами аппараты будут обследовать дно и привлекаться к решению других технических задач".
Не так давно моряки-черноморцы провели совместные с ВМС Турции учения по спасению терпящего бедствие экипажа подводной лодки. Российский глубоководный аппарат 23 раза "садился" на терпящую бедствие субмарину. С нее было выведено в общей сложности более 300 человек. "Мы имеем и технику, и опыт спасения. Надо только развивать и укреплять эти знания. Нужно создать на флоте среди моряков ощущение единой семьи, - сообщил тогда главком ВМФ Владимир Масорин. - Сколько бы мы ни старались здесь, наверху, но если внизу нет уверенности в наших силах, то все бесполезно". Совместные учения с ВМС Швеции по спасению терпящей бедствие субмарины на Балтийском флоте должны будут стать еще одним символом подобной взаимопомощи двух военно-морских держав.
01.11.06.
Никита Петров
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.