Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
26 мая 2023
555

Стратегическая стабильность и военная безопасность России

Говоря о будущих угрозах, следует принимать во внимание, что они не возникают «вдруг»[1]

А. Фролов, эксперт

 

Проблема применения (не применения) ЯО в ходе СВО стала одной из центральных проблем 2022-2023 годов не только в многочисленных СМИ, но и на политическом уровне. При этом её непосредственно связывают с проблемой стратегической стабильности, которая, как правило, трактуется по-разному. Прежде всего, в зависимости от планов военно-силового использования военной мощи. Стратегическая стабильность[2] (СС)[3], как состояние уверенного социально-экономического развития общества и государственных институтов в условиях военной безопасности, т.е. невозможности применения или угрозы применения военной силы.

Это развернутое и широкое определение, однако.  имеет мало общего с привычной трактовкой «стратегической стабильности» как отсутствия возможности для безнаказанного применения ядерного оружия, а, тем более, невозможностью применения стратегических наступательных вооружений (СНВ), так или иначе связанных с переговорами по СНВ США и РФ.

На практике, в дипломатии «высшего уровня», однако, именно трактовка СС в контексте контроля над СНВ стала реальной повесткой дня для советско-американских и американо-российских переговоров. Это хорошо видно из совместного заявления Дж. Байдена и В.В. Путина 16 июня 2021 года в Женеве[4]: «Мы, Президент Российской Федерации В.В. Путин и Президент Соединенных Штатов Америки Дж. Р. Байден, отмечаем: Россия и США демонстрировали, что даже в периоды напряженности они способны добиться прогресса в реализации совместных целей по обеспечению предсказуемости в стратегической сфере, снижению рисков вооруженных конфликтов и угрозы ядерной войны.

Недавнее продление Договора о СНВ является свидетельством нашей приверженности контролю над ядерными вооружениями. Сегодня мы подтверждаем приверженность принципу, согласно которому в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана.

Для достижения этих целей Россия и США в ближайшее время запустят комплексный двусторонний диалог по стратегической стабильности, который будет предметным и энергичным. Посредством такого диалога мы стремимся заложить основу будущего контроля над вооружениями и мер по снижению рисков».

Подобное расхождение отчетливо проявилось в многочисленных трактовках СС, например, данных заместителем министра иностранных дел С. Рябковым и Государственным департаментом США в процессе обсуждения возможности переговоров на эту тему.

Разница в подходах к определению принципиальная. Она отчетливо проявилась в ходе СВО на Украине, когда США последовательно подчеркивали важность сохранения СС в ядерной, стратегической области, одновременно игнорируя такую стратегическую стабильность в ходе военного конфликта на Украине. Тем самым, они обеспечивали сохранение «границы эскалации военных действий» на нужном для себя уровне как у по видам вооружений (не ядерных, преимущественно, не СНВ), так и по территории их применения (Европы).

 С нашей точки зрения, даже с собственно узкой военной точки зрения «стратегическая стабильность» в нашем понимании означает невозможность безнаказанного и успешного применения военной силы. Причем не только как ОМУ или только ЯО, но и военной силы вообще.

Надо признать, что наговорили и намутили в этой области немало. Прежде всего, даже не американцы, а наши отечественные (советско-российские) либералы.

Надо сказать, что на тему СС в советской литературе было написано немало. Какое-то время в 80-е годы она была нарочито модной и спекулятивной[5]. Так, считалось, что появление понятия «стратегическая стабильность» связано с развитием диалога между СССР и США по проблемам ограничения ядерных вооружений. В начале 1970-х годов были достигнуты известные советско-американские договоренности по ограничению стратегической противоракетной обороны (ПРО) (1972 и 1974 гг.). Они оформили общие подходы к обеспечению военно-стратегического равновесия между двумя сверхдержавами, хотя в тех двусторонних документах не говорилось о принципах стратегической стабильности. Термин «стратегическая стабильность» был зафиксирован позднее - в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности (1987 г.) и в Договоре СНВ-1 (1991 г.). А 1 июня 1990 года руководителями СССР и США было подписано специальное Совместное заявление относительно будущих переговоров по ядерным и космическим вооружениям и по дальнейшему укреплению стратегической стабильности».

В дальнейшем этот термин прочно вошел в понятийный аппарат политологов и используется в российско-американских документах, официальных документах Российской Федерации. Как пишет профессор Н. Ефимов, «Осмысление самого феномена стратегической стабильности в научной среде началось в 1970-х годах в нашей стране и за рубежом. Развитие теории стратегической стабильности является одним из приоритетов в исследовательской деятельности академика А.А. Кокошина. В его понимании стратегическая стабильность - «комплексная, многомерная и многодисциплинарная проблема, требующая постоянного внимания высшего государственного руководства, военного командования, отечественного экспертного сообщества, занимающегося проблемами национальной безопасности, ученых различных областей научного знания»[6].

Вокруг этой проблемы была создана целая теория[7], которой с удовольствием занимались творческие коллективы, стоявшие у истоков политики «нового мышления», получались гранты, премии и звания, которые в итоге, т.е. через 30 лет, обернулись сомнительным с практической точки зрения совместным заявлением двух лидеров США и РФ, за которым последовало усиление военно-силовой политики США по отношению к России, т.е. полной, абсолютной дискредитацией идеи стратегической стабильности.

Более  перспективна трактовка стратегической стабильности как более широкого понятия. В этом понимании «стратегическая стабильность тождественна понятию «стратегическое сдерживание». Проблема, однако, заключается в том, что такая трактовка неприемлема США и их союзникам, чья военно-политическая коалиция предполагает именно взлом стратегической стабильности и изменение стратегического сдерживания на политику уступок и отказа от защиты национальных интересов и ценностей. Или «признание» тех норм и правил Россией и другими странами, которые сформулированы Западом. В этом смысле западное понимание «стратегической стабильности» означает абсолютное неприятие Россией её политикой в области национальной безопасности[8].

Примером этому стало новое союзническое соглашение между США, Великобританией и Австралией, подписанное 15 сентября 2021 года, которое Дж. Байден прокомментировал следующим образом: ««Речь идет об инвестировании в наш величайший источник силы, в наши союзы, и их обновлении, чтобы лучше противостоять угрозам сегодняшнего и завтрашнего дня», – сказал г-н Байден в Восточном зале в окружении двух телевизоров, показывающих британских и австралийских лидеров в их дистанционные брифинги для прессы. «Речь идет о соединении существующих союзников и партнеров Америки по-новому»[9].

Поэтому вопрос о стратегической стабильности в мире и национальной безопасности в настоящее время неоправданно рассматривается только как проблема стабильности в ядерной области, что, конечно же, не соответствует реалиям потому, что является только частью более общей проблемы стратегической стабильности и стратегического сдерживания[10].

 

______________________________________

[1] Цит. по: Подберёзкин А.И. Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки. М.: ИД «Международные отношения», 2019, с. 141.

[2] Существует несколько определений, которые различаются в итоге политически, в зависимости от внешнеполитических целей государств:
     - Стратегическая стабильность (широкое понимание) – такое состояние межгосударственных отношений, при котором сложившееся соотношение военно-политических сил в мире не позволяет ни одному государству (коалиции государств) добиться превосходства над другим государством (коалицией государств) силовыми методами.
     - Стратегическая стабильность (узкое понимание) – состояние отношений в области стратегических ядерных вооружений, которое «устраняет стимулы одной стороны для ядерного удара первой».
     - Стратегическая стабильность (более частное и узкое понимание) – определенное состояние взаимодействия России и США в стратегической ядерной сфере с учетом фактора стратегической ПРО и стратегического неядерного оружия, а также нестратегического (тактического) ядерного оружия (НСЯО). Понятие «стратегическая стабильность» применимо и к взаимодействию сторон в силах и средствах общего назначения (обычных вооружений).

[3] Стратегическая стабильность (СС) – зд.: самое общее определение этого понятия для все видов.

[4] Совместное заявление Дж. Байдена и В. Путина по стратегической стабильности. ТАСС, 16.06.2021 / https://tass.ru/politika/11669709

[5] См. подробнее: Ефимов Н. Стратегическая стабильность в мировой политике: формулы академика А.А. Кокошина.

[6] См. подробнее: Ефимов Н. Стратегическая стабильность в мировой политике: формулы академика А.А. Кокошина.

[7] По оценке Ефимова Н., «Исследования проблем стратегической стабильности, призваны носить междисциплинарный и системный характер. Эта тема связана и с проблемами военной стратегии и оперативного искусства. С одной стороны, в этой теме значительна доля естественно-научного и инженерно-технического компонентов, с другой - она предмет политологии и политической психологии, которые в нашей стране до сих пор развиты в недостаточной степени.  Это межконтинентальные баллистические ракеты «Тополь-М», «Ярс», стратегические подводные лодки нового поколения типа «Борей» и др. модулей4. Эти модели впоследствии были использованы Военно-научным управлением Генштаба Вооруженных сил СССР во главе с генерал-полковником В.В. Коробушиным. См. подробнее: Ефимов Н. Стратегическая стабильность в мировой политике: формулы академика А.А. Кокошина.

[8] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Современное мироустройство, силовая политика и идеологическая борьба. М.: ИД «Международные отношения», 2021. 790 с.

[9] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Современное мироустройство, силовая политика и идеологическая борьба. М.: ИД «Международные отношения», 2021. 790 с.

[10] См.: Подберёзкин А.И. Война и политика в современном мире. М.: ИД «Международные отношения», 2020, сс. 179–198.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован