Программа, посвященная 80-летию выдающейся балерины, народной артистки СССР Раисы Стручковой, называется "Я жила Большим театром". Большой театр был, по ее собственному признанию, первой и самой большой любовью. На сцене прославленного театра она станцевала более пятидесяти партий классического и современного репертуара, здесь, закончив сценическую карьеру, она занималась со своими учениками - Екатериной Максимовой, Ниной Ананиашвили... Стручкова беззаветно любила Большой театр, и в театре, что бывает не часто, ее любили все: партнеры по сцене, ученики, сотрудники - аккомпаниаторы, костюмерши, капельдинеры, называя ласково "наша Раечка"...
Рассказ об артисте балета традиционно начинается с педагога, потому что искусство классического танца - особое, волшебство, которое передается от поколения к поколению, от наставника к ученику, из рук в руки или, как шутят в театре, "из ног в ноги". Педагогом Раисы Стручковой была выдающаяся балерина, прима-балерина Мариинского театра начала века Елизавета Гердт. Е.П. Гердт научила Стручкову не только безукоризненной технике классического танца, но и актерскому мастерству, что в сочетании с ее прекрасными природными данными, музыкальностью и сценическим обаянием позволило артистке сделать блестящую карьеру. Стручкова часто вспоминала в интервью и беседах слова своего педагога, что артист балета должен, прежде всего, думать не о том, как сделать то или иное па, а о том, какую мысль, душевное переживание выражает это движение, "всегда помнить, о чем танцуешь".
Раиса Стручкова пришла в театр в 1944, когда в зените славы были три великие балерины Большого - Марина Семенова, Галина Уланова и Ольга Лепешинская. Первой сольной партией молодой балерины стала Весна в балете С.Прокофьева в постановке Р.Захарова "Золушка". Через несколько лет Стручкова станцевала главную партию в этом балете, и Золушка по праву считается одной из лучших ролей в ее репертуаре. Стручкова исполнила на сцене Большого театра, можно без преувеличения сказать, все партии классического репертуара. Среди лучших - Жизель, Раймонда, принцесса Аврора, Одетта-Одиллия, Китри, Мария в "Бахчисарайском фонтане", Параша в "Медном всаднике".
Английский балетный критик Джон Хаскелл написал о ней: "Стручкова в роли Джульетты не вызывала воспоминаний об Улановой. И это самая большая похвала, которая только может быть. Она балерина, обладающая редким даром пластического "красноречия", умеющая придать одному и тому же арабеску пять оттенков чувства".
"Моя артистическая судьба сложилась удачно, - считала Стручкова, - мне посчастливилось много танцевать на сцене Большого театра - лучшего театра мира, который стал для меня по-настоящему родным домом; работать с выдающимися балетмейстерами - Р.Захаровым, Л.Лавровским, К.Голейзовским. В.Вайноненом, каждый из них был яркой и неповторимой творческой личностью".
Простых зрителей и высоких профессионалов покоряли искрящаяся легкость и виртуозность ее танца в сочетании с глубиной, эмоциональной сложностью образов, создаваемых балериной. Раиса Стручкова танцевала на сцене Большого театра тридцать четыре года.
Раиса Степановна не представляла себя без любимого театра и, завершив сценическую карьеру, занялась педагогической деятельностью, в чем так же добилась выдающихся успехов. "Я продолжаю свой танец в ученицах, - говорила Раиса Стручкова. - Выразительные возможности классического танца безграничны, и я счастлива, что могу передать его богатства молодым артистам". Педагогом-репетитором Большого театра Раиса Стручкова продолжала работать до последних дней своей жизни. Свет ее таланта продолжает светить в ее ученицах. Среди них - Екатерина Максимова, Алла Михальченко, Марианна Рыжкина, Нина Ананиашвили и многие другие.
Владимир Васильев вспоминает, как однажды Стручкова репетировала с ним и Екатериной Максимовой в течение десяти часов. "Мы с Катей падали с ног от усталости, а Раиса Степановна была энергична и подбадривала нас - еще чуть-чуть, и все получится!".
Раиса Степановна Стручкова была разносторонне одаренным человеком - блистательной балериной и выдающимся педагогом классического танца. Она вместе с мужем, артистом Большого театра и педагогом Александром Лапаури основала кафедру хореографии в ГИТИСе (РАТИ), где обучают профессиям балетмейстера и педагога-репетитора и где она была профессором. Еще одна сфера профессиональной деятельности Р.С.Стручковой - журнал "Балет", который она создала и которым руководила в качестве главного редактора. И все-таки главным делом ее жизнью, ее самой большой любовью всегда был Большой театр.
Документальный фильм, посвященной памяти выдающейся балерины и педагога Раисы Стручковой "Я жила Большим театром" основан на интервью последних лет из архива Большого театра, также использованы съемки репетиций с ее ученицами. Зрители смогут увидеть целую галерею образов, созданных Раисой Стручковой на сцене Большого театра - это фрагменты спектаклей "Золушка", "Жизель", "Медный всадник", "Лауренсия", "Дон- Кихот", "Пламя Парижа", "Ромео и Джульетта", "Спящая красавица", "Бахчисарайский фонтан", "Шопениана", "Гаянэ".
В Большом театре вспоминают, как однажды Раиса Стручкова, встретив молодую балерину, сказала ей: "В нашей профессии приходится каждый день доказывать себе, что ты можешь летать! Но полет - это огромный труд и огромное счастье".
На канале "Культура" была показана
программа о творчестве выдающейся балерины Раисы Стручковой
"Я жила Большим театром" (2 октября 2005, 15.00) и фильм-балет "Хрустальный башмачок", партию Золушки исполняет Раиса Стручкова (2 октября 2005, 15.50)
Ольга Горкина, пресс-служба ГТРК "Культура".
05.10.2005
www.tvkultura.ru