05 октября 2005
1941

Стручкова Раиса: `Я жила Большим театром`

Программа, посвященная 80-летию выдающейся балерины, народной артистки СССР Раисы Стручковой, называется "Я жила Большим театром". Большой театр был, по ее собственному признанию, первой и самой большой любовью. На сцене прославленного театра она станцевала более пятидесяти партий классического и современного репертуара, здесь, закончив сценическую карьеру, она занималась со своими учениками - Екатериной Максимовой, Ниной Ананиашвили... Стручкова беззаветно любила Большой театр, и в театре, что бывает не часто, ее любили все: партнеры по сцене, ученики, сотрудники - аккомпаниаторы, костюмерши, капельдинеры, называя ласково "наша Раечка"...

Рассказ об артисте балета традиционно начинается с педагога, потому что искусство классического танца - особое, волшебство, которое передается от поколения к поколению, от наставника к ученику, из рук в руки или, как шутят в театре, "из ног в ноги". Педагогом Раисы Стручковой была выдающаяся балерина, прима-балерина Мариинского театра начала века Елизавета Гердт. Е.П. Гердт научила Стручкову не только безукоризненной технике классического танца, но и актерскому мастерству, что в сочетании с ее прекрасными природными данными, музыкальностью и сценическим обаянием позволило артистке сделать блестящую карьеру. Стручкова часто вспоминала в интервью и беседах слова своего педагога, что артист балета должен, прежде всего, думать не о том, как сделать то или иное па, а о том, какую мысль, душевное переживание выражает это движение, "всегда помнить, о чем танцуешь".
Раиса Стручкова пришла в театр в 1944, когда в зените славы были три великие балерины Большого - Марина Семенова, Галина Уланова и Ольга Лепешинская. Первой сольной партией молодой балерины стала Весна в балете С.Прокофьева в постановке Р.Захарова "Золушка". Через несколько лет Стручкова станцевала главную партию в этом балете, и Золушка по праву считается одной из лучших ролей в ее репертуаре. Стручкова исполнила на сцене Большого театра, можно без преувеличения сказать, все партии классического репертуара. Среди лучших - Жизель, Раймонда, принцесса Аврора, Одетта-Одиллия, Китри, Мария в "Бахчисарайском фонтане", Параша в "Медном всаднике".
Английский балетный критик Джон Хаскелл написал о ней: "Стручкова в роли Джульетты не вызывала воспоминаний об Улановой. И это самая большая похвала, которая только может быть. Она балерина, обладающая редким даром пластического "красноречия", умеющая придать одному и тому же арабеску пять оттенков чувства".
"Моя артистическая судьба сложилась удачно, - считала Стручкова, - мне посчастливилось много танцевать на сцене Большого театра - лучшего театра мира, который стал для меня по-настоящему родным домом; работать с выдающимися балетмейстерами - Р.Захаровым, Л.Лавровским, К.Голейзовским. В.Вайноненом, каждый из них был яркой и неповторимой творческой личностью".
Простых зрителей и высоких профессионалов покоряли искрящаяся легкость и виртуозность ее танца в сочетании с глубиной, эмоциональной сложностью образов, создаваемых балериной. Раиса Стручкова танцевала на сцене Большого театра тридцать четыре года.
Раиса Степановна не представляла себя без любимого театра и, завершив сценическую карьеру, занялась педагогической деятельностью, в чем так же добилась выдающихся успехов. "Я продолжаю свой танец в ученицах, - говорила Раиса Стручкова. - Выразительные возможности классического танца безграничны, и я счастлива, что могу передать его богатства молодым артистам". Педагогом-репетитором Большого театра Раиса Стручкова продолжала работать до последних дней своей жизни. Свет ее таланта продолжает светить в ее ученицах. Среди них - Екатерина Максимова, Алла Михальченко, Марианна Рыжкина, Нина Ананиашвили и многие другие.
Владимир Васильев вспоминает, как однажды Стручкова репетировала с ним и Екатериной Максимовой в течение десяти часов. "Мы с Катей падали с ног от усталости, а Раиса Степановна была энергична и подбадривала нас - еще чуть-чуть, и все получится!".
Раиса Степановна Стручкова была разносторонне одаренным человеком - блистательной балериной и выдающимся педагогом классического танца. Она вместе с мужем, артистом Большого театра и педагогом Александром Лапаури основала кафедру хореографии в ГИТИСе (РАТИ), где обучают профессиям балетмейстера и педагога-репетитора и где она была профессором. Еще одна сфера профессиональной деятельности Р.С.Стручковой - журнал "Балет", который она создала и которым руководила в качестве главного редактора. И все-таки главным делом ее жизнью, ее самой большой любовью всегда был Большой театр.

Документальный фильм, посвященной памяти выдающейся балерины и педагога Раисы Стручковой "Я жила Большим театром" основан на интервью последних лет из архива Большого театра, также использованы съемки репетиций с ее ученицами. Зрители смогут увидеть целую галерею образов, созданных Раисой Стручковой на сцене Большого театра - это фрагменты спектаклей "Золушка", "Жизель", "Медный всадник", "Лауренсия", "Дон- Кихот", "Пламя Парижа", "Ромео и Джульетта", "Спящая красавица", "Бахчисарайский фонтан", "Шопениана", "Гаянэ".

В Большом театре вспоминают, как однажды Раиса Стручкова, встретив молодую балерину, сказала ей: "В нашей профессии приходится каждый день доказывать себе, что ты можешь летать! Но полет - это огромный труд и огромное счастье".

На канале "Культура" была показана
программа о творчестве выдающейся балерины Раисы Стручковой
"Я жила Большим театром" (2 октября 2005, 15.00) и фильм-балет "Хрустальный башмачок", партию Золушки исполняет Раиса Стручкова (2 октября 2005, 15.50)

Ольга Горкина, пресс-служба ГТРК "Культура".

05.10.2005

www.tvkultura.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован