18 декабря 2006
1922

Су-34 встал в строй

ВВС России получили в пятницу первый фронтовой бомбардировщик нового поколения - Су-34. Передача головной в серии машины прошла на Новосибирском авиастроительном предприятии имени Чкалова. Специалисты предрекают, что начало эксплуатации этих бомбардировщиков ознаменует новую эпоху в развитии отечественной военной авиации. Су-34 идет на смену предыдущему поколению аналогичных машин - Су-24. В российской армии на данный момент 324 таких бомбардировщика. Однако, по словам вице-премьера - министра обороны Сергея Иванова, весь их парк менять не придется. Боевые возможности нового самолета не только перекрывают ресурсы его предшественника, но и делают его конкурентом дальних бомбардировщиков Ту-22М3.

Разработка Су-34 началась в середине 80-х годов прошлого века на основе истребителя Су-27. Бомбардировщик отличается от прототипа меньшей скоростью - 1900 километров в час против 2420 у Су-27, - и несколько худшей маневренностью, но зато имеет намного большую взлетную массу (в перегрузке до 45 тонн), двухместную кабину, броню и больший радиус действия. Бомбардировщик может применять практически все типы управляемых и неуправляемых боеприпасов, состоящие на вооружении российской фронтовой авиации.

Фронтовой бомбардировщик Су-34 способен поражать как наземные, так и морские цели с использованием различного вооружения, включая высокоточное. Броневая защита кабины экипажа и жизненно важных узлов самолета позволяет Су-34 переносить более тяжелые повреждения по сравнению с другими самолетами этого класса. Высокий модернизационный потенциал самолета обеспечивает ему срок службы в 30-35 лет.

В ВВС Су-34 уже прозвали "неправильным" самолетом. В одной машине конструкторы смогли совместить маневренность истребителя и грузоподъемность бомбардировщика. Благодаря применению интегральной компоновки и новейших материалов в конструкции (в том числе композиционных, титана и т д ), а также отказу от таких "лишних" агрегатов как механизм поворота крыла на Су-24, машина стала способна нести увеличенную по сравнению со своим предшественником боевую нагрузку при одновременном увеличении дальности полета и сохранении хороших взлетно-посадочных качеств.

Полеты на большие расстояния и длительное время нахождения в воздухе всегда утомительны для экипажа. Конструкторы Су-34 учли это и сделали почти невозможное - двухместную кабину пилотов Су-34 (как и Су-27ИБ) удачно скомпоновали не только для боевой работы, но и для отдыха членов экипажа в полете, впервые для такого класса ударных самолетов реализовав концепцию комфортной кабины. Она получилась настолько просторной, что во время показа командованию ВВС и ВМФ генеральным конструктором Михаилом Симоновым возможностей Су-27ИБ главком ВВС генерал-полковник Петр Дейнекин шутливо заметил: "Она больше, чем на стратегическом бомбардировщике Ту-160".

Впрочем, в начале 90-х годов Су-34 чуть было не был списан за ненадобностью. Проблема была только одна - машина была слишком дорогой. Цена двух Су-34 составляет 1,8 млрд рублей. Для сравнения - шесть новейших межконтинентальных баллистических ракет "Тополь-М" стоят 5 млрд рублей. На фоне безрадостного денежного положения Минобороны в то время военные просто предпочли закрыть глаза на преимущества самолета и отказаться от его закупок. Ситуация начала менять в прошлом году. Вице-премьер - министр обороны Сергей Иванов в ходе рабочей поездки по Сибири посетил Новосибирск. Там его пригласили на авиастроительное предприятие имени Чкалова, где и познакомили с перспективной машиной. Решение, как можно сейчас судить, не заставило себя долго ждать. В рамках гособоронзаказа этого года Минобороны закупило первую установочную партию в две машины. Это позволит начать подготовку пилотов и нормативных документов в войсках, а самому предприятию подготовиться к серийному производству самолетов. В следующем 2007 году военные купят уже 6 таких машин, а начиная с 2008 года - партиями не менее 10 самолетов. По словам главы военного ведомства, это позволит не только укомплектовать Су-34 один авиационный полк, но и значительно снизить стоимость закупаемых бомбардировщиков.

15.12.06.

Никита Петров
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован