Эксклюзив
Брестовицкая Надежда Михайловна
22 апреля 2016
4041

Свобода слова и проблема авторитета власти в современном мире

Власть должна вызывать одно чувство – уважение. О понимании этой аксиомы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным свидетельствует традиционная в течение четырнадцати лет «прямая линия», свидетельствующая о необходимости глобальных изменений концепции власти, для которой диалог – непременный жанр выстраивания отношений в обществе.

В современной России прямая линия с президентом является средством реализации права на свободу слова и власти, и общества, равно озабоченные проблемами взаимопонимания и эффективного управления – гаранта будущего и величия Отечества.

На вопрос, завершающий  тринадцатый эфир 16 апреля 2015 г.: «В связи с чем проводится прямая линия с президентом? Что вы хотите узнать?» - В. В. Путин ответил: "Вы знаете, во-первых, это самый мощный социологический опрос - сколько миллионов вопросов поступили по разным каналам, и это дает возможность посмотреть реально, чем же люди озабочены? … Второе, дает возможность донести до людей позицию руководства страны и мою собственную по некоторым ключевым проблемам. Дать оценку того, что происходит".[1]

 

В чем проблема?

 В высокой планке доверия к главе государства, к которому граждане Российской Федерации обращаются с единственной целью – решить проблемы, не решаемые  чиновниками.

«Прямая линия» – серьезное испытание авторитета, который находится в непосредственной зависимости от эффективности всех ветвей власти, ответственных и за повседневную политику, и за результаты обращений непосредственно к  Президенту РФ.

Обратимся к истокам проблем свободы слова, социальной справедливости и авторитета власти.

Истоки проблемы социальной справедливости

Проблема авторитета власти в современном мире обусловливается проблемой социальной  справедливости, которая не относится к разряду вечных.

Обращение к материалам истории позволяет сделать вывод, что изначально только диалог мог определять отношения в обществе, названном в зарубежной науке обществом равных. Концепция власти древнейших цивилизаций, не оставивших ни одного имени и образа правителя, не предполагала дистанцирования и выделения персоналий представителей института, выполнявшего властные функции, наделенных титулом, свидетельствующим о беспримерном авторитете.

В контексте современных опытов переписывания истории следует заметить, что именно проблема накопления и передачи знания об апробированном опыте поколений обусловила начала института власти и компетенций неизвестных правителей, эффективность управления которых подтверждается памятниками материальной и духовной культуры. Знания опыта поколений определили содержание и фонда морально - этических норм, и богатейшего эмпирического материала наблюдений за явлениями природы и общества, обеспечивших высочайший уровень ушедших цивилизаций.

Благостная картина эпохи, вызывающей заслуженное восхищение потомков, омрачается пониманием того, что именно в этот период под прикрытием развития общественного разделения труда был запущен процесс социального расслоения, определившего заложение основ социального неравенства – той «атомной бомбы», которая сегодня способна уничтожить не только Россию, но всю планету.

 

Истоки проблемы  ограничения слова

Проблема ограничения на слово, в отличие от проблем социальной справедливости и авторитета власти, относится к разряду древнейших[2]. Морально-этические нормы налагали  ограничения на слово, способное нанести ущерб чести и достоинству личности, независимо от социального статуса. Ряд из этих ограничений унаследованы последующими эпохами, среди которых и касающиеся лексики,  получившей название «ненормативной». Так, например, выступающему в народном собрании античного полиса запрещалось использовать непристойные слова и выражения, которые по сей день остаются под запретом произнесения на публике.[3]

 

Проблема авторитета власти и свобода слова

Ограничения на слово, направленное против власти, относятся к значительно более позднему периоду. Знаменитая сцена с Ферсетом в Илиаде Гомера[4], созданной много позже описываемых событий, но раньше VI века до н. э.,  позволяет сделать вывод, что появление проблемы авторитета власти, определившей наложение ограничений на слово критики власти, обусловлено принципиальными изменениями этого института.

В Илиаде «безумноречивый вития» Ферсет демонстрирует отсутствие уважения к царю. К этому периоду власть из института, ответственного за сохранение мира на основе древнего обычая, превратилась в институт, заинтересованный в сохранении постоянной угрозы миру ради сохранения собственного социального статуса.  Таким образом, следует вывод, что появление проблемы авторитета стала следствием произошедших перемен.

Элита, не способная вызывать уважения, стремиться вызвать единственное чувство, позволяющее удержать власть – страх.

 

Проблема  переписи истории и «перезагрузки ценностей»

 Страх физического насилия и изгнания из общества, заставившие замолчать  неугомонного Ферсета, - преходящее чувство, которое не способно длиться вечность, на которую претендовала новая элита.

Проблемы легитима́ция и сохранения власти требовали комплексного подхода, предполагавшего полное забвение опыта поколений и создание новой традиции, подтверждающей справедливость властных притязаний. В этих целях была проведена тотальная «перезагрузка ценностей», вдохнувшей жизнь в прежде бездушных идолов, впервые наделенных человеком страстями и амбициями земных и смертных. Великолепия гомеровского слога, внешности и облачения олимпийцев – «вся эта ветошь маскарада» создавалась с единственной целью: прикрыть моральное и нравственное убожество власти амбиций, не отягощенных бременем ответственности.

 

Проблема однополярного мира II тыс. до н. э.

Опыт Древней Греции представляет особый интерес в контексте актуальной ныне проблемой однополярного мира на основе начала целенаправленного выведения морально-этических норм за пределы законного и разумного.

В результате состоявшегося в этот период превращения знания о социальном опыте поколений, необходимого для обеспечения социального прогресса, в строительный материал спекулятивных конструкций, необходимых для обоснования справедливости права сильного, человечество имеет не просто весьма приблизительные, но искаженные представления о своем прошлом.

 

Проблема ограничения возможностей   разума

Обращение к материалам истории с применением метода открытия исторической и социокультурной перспективы, а также отказа от традиционного распределения ролей в категориальной паре "историческое – логическое," позволяет сделать вывод, что изначально цивилизация homo sapiens развивалась в условиях единой ценностной матрицы, содержание которой определялось  фондом морально морально-этических норм, на основе которых строились отношения в обществе.

Постепенный отход от единой ценностной матрицы стал результатом целенаправленного ограничения возможностей человеческого разума в процессе общественного разделения труда и ставки на узкую специализацию, обусловившую разделение общества на параллельные социальные миры, утратившие способность понимания общего интереса.

 

Проблема сбоя в генетическом коде человечества

Науке еще предстоит определение причин начала развития цивилизации homo sapiens в плоскости непримиримого противоборства противоположных систем ценностей – моральной и аморальной. Однако обращение к истокам античной культуры позволяет сделать вывод, что причиной некого сбоя или ошибки в генетическом коде человечества стало растянувшееся на тысячелетия целенаправленное ограничение интеллектуальных способностей, в результате которого разум, данный природой в целях обеспечения выживания, в процессе эволюции превратился в средство самоуничтожения вида.

Обращение к истории позволяет сделать вывод, что результатом развития цивилизации в плоскости противоборства взаимоисключающих ценностей стала смена концепций справедливости и власти, обусловившей начало создания писаного права лишенного нравственного иммунитета.

 

Политические технологии: ставка на манипуляцию

Эффективным средством достижения поставленной цели властью, которая реально не претендовала на уважение общества, представляющего интерес только в качестве источника дешевой рабочей силы, стала манипуляция общественным сознанием.

Рождение ораторского искусства в Древней Греции является не следствием развития демократической традиции, как то принято считать апологетами античной культуры, а появления новой формы насилия, не менее актуального в современном мире, нежели в эпоху античного полиса – насилия над волей и разумом человека.

Откровенное презрение  к искусникам слова, понимание масштабов зла и грядущей катастрофы, прикрытых мастерством ораторов, засвидетельствовано политическим и философским наследием элиты, находившейся в оппозиции аристократии, а также поэзией Гесиода, назвавшего современников поколением «людей говорящих».

Поэтическое наследие России сохранило не менее хлесткую оценку разговорчивых виновников распада Российской империи М. Волошиным в стихотворении “Мир”, написанным 23 ноября 1917 г.,  которое первоначально называлось “Брестский мир”, и зазвучавшее не менее актуально в конце столетия после распада СССР вопреки воле народа:

С Россией кончено… На последях
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях[5].

Боль за судьбу многострадального Отечества, а не недостаток веры в будущее России, стала причиной этих пронзительных строк.

 

Проблема однополярного мира III тыс. н. э.

Стремление к достижению единства общества, равно необходимого и для обеспечения социального прогресса, и для обеспечения незыблемости власти силы, обусловило бесконечную борьбу противоположных политических традиций за установление однополярного мира.

«Перезагрузка ценностей» у истоков европейской культуры свидетельствует о совершенстве владения древними несиловыми средствами достижения политических целей, определивших исход цивилизации.

Цель установления однополярного мира определила и создание альтернативных концепций божественного Олимпа в версиях Гомера и Гесиода, завершивших процесс смены эпох II тыс. до н. э., и превращение христианства в официальную религию Римской империи в IV в. н. э., и опыты реализации концепций перманентной социалистической революции, и современной «демократизации» планеты III тыс. н. э.

Эта же цель преследовалась теми, кто вел непримиримую борьбу с СССР, распад которого стал глобальной катастрофой, используемой для утверждения незыблемости власти, превратившей мир в сплошную горячую точку.

Проблема однополярного мира не утратила остроту актуальности и сегодня, когда западные партнеры находятся в режиме ожидания продолжения развала России.

 

Базовый институт системы манипуляции

Однако, если насилие словом рассчитано на краткосрочную перспективу, будь то посредством искусства оратора древних Афин или современных СМИ и технологий, то базовая в системе манипуляции - система образования позволяет тысячелетиями обеспечить программирование ограничений интеллектуальных способностей, необходимое для создания объективных условий сохранения социального неравенства.

Поэтому главным этапом решения проблемы однополярного мира после развала СССР стало подписание Болонской декларации, а затем присоединение России к Болонскому процессу в сентябре 2003г. на встрече министров образования европейских стран в Берлине, определившее начало реформ отечественного образования и науки.[6]

Концепция образования формальных демократий:

 проблема культуры безмолвствующего большинства

Российская политическая элита начала реформы, направленные на превращение базового института социализации, ответственного за будущее государства, создавшей советскую среднюю школу - самую главную угроза национальной безопасности США,[7] в локомотив политики «безумной силы» западных политтехнологов, направленный на «перезагрузку» традиционных российских ценностей,[8] на которых веками воспитывались граждане и истинные патриоты Отечества, и культивирование ценностей, лишенных нравственного иммунитета.[9]

Глобализм катастрофы распада СССР подтверждается масштабом начала ограничений доступа к качественному образованию, изменений в трудовых законодательствах, системах социальной поддержки, роста пенсионного возраста в странах Западной Европы и США, свидетельствующих о жесткой тенденции превращения современной европейской цивилизации в культуру безмолвствующего большинства.

Перепись истории, «вымарывание» героического прошлого и достижений Российской империи и СССР, сравнения с Гитлером не только И.В. Сталина, но и В.В. Путина – все свидетельствует об активизации арсенала политических технологий, апробированных у истоков европейской культуры древними греками.

 

Проблема   свободы слова формальных демократий

Свобода слова в условиях формальной демократии – непременная составляющая демократического мифа и системы манипуляции общественным сознанием, а не средство реального участия во власти.

Публичные выступления, широко используемые со времен древних Афин – это шоу, обязательное для главы государства. Такие знаменитые древнегреческие правители, как Солон и Перикл были признанными мастерами слова, бессильного предотвратить гибель цивилизации.

Современные демократии, настаивая на наследственной связи политических традиций, продолжают реализацию концепции власти, основы которой были заложены в тот период. Поэтому отказ от христианских ценностей евроатлантических стран, отмеченный В.В. Путиным,[10] - это свидетельство не отказа от своих корней, а возвращения к исконным ценностям.[11]

 

Пределы возможностей манипуляции и проблема гуманитарного знания

История Древней Греции и Египта, а также современные реалии Западной Европы и США, свидетельствуют, что возможности манипуляции общественным сознанием не безграничны.

«Перезагрузка ценностей» - основная цель реформы отечественного образования обусловила перепись учебников истории, сокращение и трансформацию гуманитарного знания, определяющего ценностную матрицу, на которой воспитывается личность.

Глубинное понимание сути формальной демократии было присуще не только античным мыслителям и поэту Гесиоду, создавшему альтернативную концепцию тожественного Олимпа и оставившему человечеству новое понятие – понятие закона.

«Трибун революции» В. Маяковский в пьесе «Мистерия-Буфф» предельно доходчиво сформулировал понимание и демократии, и современной приватизации, свидетелем которой ему не суждено было стать:

                        Что кипятитесь?

                        Обещали и делим поровну:

                        одному - бублик,

                    920 Другому - дырку от бублика.

                        Это и есть демократическая республика[12].

 

Не менее актуально в контексте преступления века, каковым является санкционированный элитой распад СССР под лозунгами эпохи перестройки и гласности, и призывом: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить»[13], -  звучат строки из упомянутого стихотворения “Мир” М. Волошина:

 

Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав?[14]

 

Выводы

Современная эпоха, отмеченная осязаемостью угрозы глобальной социальной катастрофы, ставшей результатом реализации концепции права сильного и политики «безумной силы» в период со II тыс. до н. э. по III тыс. н. э., оказалась перед необходимостью отказа от пагубной политической традиции, давшей миру проблему международного терроризма.

Однако политическая элита Западной Европы и США демонстрирует абсолютную неспособность ни адекватной оценки, ни, тем более, изменения ситуации. Очевидно, признание Президентом США Бараком Обамой «ошибкой» растерзанную Ливию[15]- предел мужества и возможностей власти, диктующей волю планете.

Российских граждан, озабоченных судьбой Отечества, неустанно выступающих против политики «оптимизации» страны, интересуют ни шоу, ни беседы «за жизнь», а эффективное управление на благо России.

Проблема не в том, что Президент работает, а система и чиновники не работают. Проблема в том, что работает и система, и чиновники, что наглядно подтверждается миллионами обращений.

Сложность ситуации в современной России определяется тем, что гарантом сохранения государства и возрождения могущества является обеспечение единства общества, а система формальной демократии, следуя принципу «разделяй и властвуй», способна работать только на разъединение и разрушение, оставаясь в течение четырнадцати лет неиссякаемым источником обращений на «прямую линию» с Президентом.

Памятуя просьбу пресс-секретаря Президента РФ Д.С. Пескова относительно обличенных чиновников,[16]следует признать, что демонизация чиновников интересует граждан, также как, например, демонизация сантехника, вызванного починить кран, а тот, устроив вселенской потоп, пошел в следующий дом «работать» дальше. Ссылка на масштабы страны в качестве оправдания проблем профессионализма отдельных государственных чиновников, за которых вынужден делать работу и извиняться перед страной Президент,[17] звучит еще менее убедительно, нежели размер тапочек для оправдания плохого танцора, или оправдание проблем профессионализма переводчика трудностями изучения турецкого или другого заморского языка.

Российских граждан, далеких от глобальных проблем и страданий политических амбиций[18], интересует достойная жизнь своей семьи и будущее своих детей: есть такая работа – заботиться о людях, о судьбе Родины.

[1] Прямая линия с Владимиром Путиным • Президент России kremlin.ru›events/president/news/49261 В.Путин: Вы знаете, во‑первых, это самый мощный социологический опрос. Миллионы вопросов поступили по разным каналам, и это даёт возможность посмотреть реально, чем же люди озабочены.

[2] Брестовицкая Н.М. Свобода слова: истоки и эволюция проблемы. Саранск, 2005.

[3] ...линия президента России: Путин признался, что ругается... obozrevatel.com›abroad/08237-putin-rasskazal…greh…

[4] Брестовицкая Н.М. Свобода слова: истоки и эволюция проблемы. Саранск, 2005. Надежда Брестовицкая: Об истоках проблемы свободы слова и расколе российского общества: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/mention?page=2

[5] Максимилиан Волошин - «Мир» (С Россией кончено…... poetry-collection.ru›voloshin_mir.html

[6] Алексей Подберезкин: Борьба цивилизаций будет нарастать viperson.ru›Публикации›aleksey-podberezkin… Подберезкин Алексей Иванович. 20 февраля 2015. 1654. ... - А что вы скажете относительно военных угроз России, которые не принадлежат к несиловым средствам борьбы? Несиловые способы урегулирования военно-политических... CyberLeninka.ru›Научные статьи›n/nesilovye-sposoby… Подберёзкин Алексей Иванович. ... Военный элемент представляет собой совокупность средств и форм принуждения ... Для того, чтобы приблизиться к ней, необходимо дать более содержательную характеристику силовым и несиловым...

[7] Выступление члена-корреспондента М.В. Ковальчука... saveras.ru›archives/5568

[8] Надежда Брестовицкая: `Герои нашего времени`: о проблеме рациональности в российской национальной традиции: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/mention

[9] Надежда Брестовицкая: Угрозы Абхазии и России: О проблеме без`умной силы` и отечественной политике в области образования и культуры: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/mention Надежда Брестовицкая: О современных реалиях российской школы:http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/mention

[10] В. Путин: Евроатлантические страны пошли по пути... pravoslavie.ru›64236.html Убежден, это прямой путь к деградации и примитивизации, глубокому демографическому и нравственному кризису», – отметил Президент России. 19 сентября 2013

[11] Надежда Брестовицкая:  О происхождении семьи, власти и закона: проблема истоков европейских ценностей: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/publications

[12] Владимир Маяковский : произведения : "Мистерия Буфф"... v-mayakovsky.com›mystery_buff.html МИСТЕРИЯ-БУФФ. Героическое, эпическое и сатирическое. изображение нашей эпохи. ... (ковыряя в зубах). Что кипятитесь? Обещали и делим поровну: одному - бублик, другому - дырку от бублика.

[13] Борис Ельцин: ...столько суверенитета, сколько сможете... obeschania.ru›…suvereniteta-skolko-smozhete… 6 августа 1990 года глава Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин произнес историческую фразу: Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить. Эти ...

[14] Максимилиан Волошин - «Мир» (С Россией кончено…... poetry-collection.ru›voloshin_mir.html

[15] Обама назвал свою главную ошибку за... news.google.ru›news/story… Президент США Барак Обама считает интервенцию в Ливии и дальнейшие действия в этой стране своей самой большой, наихудшей ошибкой своего президентства. ... Извинений не ждите. 12 апреля 2016

[16] Песков призвал не демонизировать чиновников | РИА... ria.ru›society/20160415/1411542996.html Страна большая, недоработки случаются, люди работают, главное, чтобы была готовность оперативно решать проблемы, заявил пресс-секретарь Путина, комментируя итоги "прямой линии" с российским президентом

[17] Владимир Путин извинился перед жителями Сахалина... fn-volga.ru›news/view/id/48032

[18] Александр Гусев:Главным месседжем «прямой линии» с Владимиром Путиным стало признание Обамы порядочным парнем:   http://viperson.ru/

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован