У Вячеслава Екимова титулов и регалий - полный комплект. На зависть любому. Лучший велосипедист России XX века, двукратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира, почетный житель города Выборга... И - наша главная шоссейная надежда Афин.
СПРАВКА `МК` Вячеслав ЕКИМОВ
Родился 4 февраля 1966 года в Выборге.
Рост 184 см, вес 73 кг.
Двукратный олимпийский чемпион.
В сборной России с 1982 года.
Профессионал с 1990 года.
Команды: `Панасоник` (1990-1992), `Новемейл` (1993), `Уордперфект` (1994), `Новелл` (1995), `Рабобанк` (1996-1997), `Амика Чипс` (1999), `Ю. Эс. Постал` (1998, с 2000).
Рейтинг UCI - 64.
Основные победы: Олимпийские игры (1988 - трек, 2000 - шоссе), `Реджо Тур` (1988), `Гран-при Швейцарии` (1992), `Венендаль-Венедаль` (1994), `Три дня Ля-Панн` (1996, 2000), чемпионат России (1997), Гран-при Эдди Меркса (2000), `Тур Голландии` (2003), шестикратный чемпион мира на треке и шоссе.
Три победы на этапах `Тур де Франс` (2004 - 1, 2003 - 1, 1991 - 1).
Награжден орденом `Знак Почета` (1998) и орденом Почета (2001).
Признан лучшим велосипедистом России ХХ века.
`БУДУ ДОВОЛЕН МЕСТОМ В ПЯТЕРКЕ`
Мой звонок застал Екимова в итальянских Альпах, где мужская сборная России по шоссейным гонкам готовится к Олимпиаде-2004. Застал в приподнятом расположении духа... `Настроение? Прекрасное! Условия? Отличные! Погода, отель, высота - две тысячи метров над уровнем моря... Чего еще желать?`
- Медали. Золотой, олимпийской...
- Ну, это само собой...
- А другие варианты рассматриваете? `Серебро`, `бронза`?
- Если серьезно, у меня сейчас действительно неплохие шансы на победу - на нее и нацеливаюсь. А вообще - буду доволен местом в пятерке.
- Конкуренты кто?
- В первую очередь - Ульрих. Впрочем, я думаю, у немца после `Тур де Франс` спад будет... Еще этот британец, как его... Дэвид, Дэвид... Миллар, во! Но его вроде как дисквалифицировали...
- А наша молодежь может выстрелить? Карпец, Меньшов?
- Мне за них отвечать не с руки... Посмотрим... Знаю только, что по Карпецу вроде бы до сих пор вопрос не решен - поедет разделку (гонка на время с раздельным стартом. - Р.В.), не поедет... Что касается Меньшова... Я его в этом году по большому счету не видел. На том же `Тур де Франс` он снялся после первой недели соревнований...
- Вам, кстати, французская многодневка тяжело далась?
- О себе говорить не вижу смысла - здесь нужно всю команду (`Ю. Эс. Постал`. - Р.В.) обсуждать. Скажем так: нам пришлось не труднее, чем в предыдущие годы, притом что `Тур`-2004 оказался довольно специфичной гонкой. Первые две недели, когда равнинные этапы шли, весь пелетон только и гадал, от кого ждать опасности. Кто лидер? С кем бороться? В общем зачете - густой туман... Такая неопределенность давила. Мы даже, чтобы сэкономить силы, на это время `отдали` гонку под контроль другой команде. И только когда в горы поехали, взяли свое...
- И лидер `Ю. Эс. Постал` Лэнс Армстронг в шестой раз подряд (рекорд!) выиграл `Тур`... Кстати, вам-то как партнеру по команде должно быть известно, почему американец отказался участвовать в Олимпиаде?
- Все просто: `Тур де Франс` для Лэнса - это и Олимпиада, и чемпионат мира вместе взятые. Это его гонка. Он делал ставку на `Тур` и выиграл. Неудачно выступив на Играх, Армстронг рискует уронить свой авторитет в глазах поклонников. Зачем ему это нужно? Чтобы потом не оправдываться, Лэнсу лучше в Греции вовсе не стартовать...
- Если бы Армстронг все-таки приехал в Афины, кто-нибудь мог бы составить ему конкуренцию?
- Не думаю... Будь Лэнс в своей июльской форме, ему сразу можно было отдавать золотую медаль. Когда американец в порядке - он No1. Без вопросов.
`ГЛАВНЫЙ СТАРТ ЧЕТЫРЕХЛЕТИЯ`
- Если Армстронг сделал ставку на `Тур де Франс`, то вы, похоже, на Афинах сконцентрировались?
- Так и есть. Для меня это главные соревнования даже не года - четырехлетия, и я стараюсь подойти к ним в наилучшей форме. Предельно собранным и сконцентрированным.
- И как сейчас свою форму оцениваете?
- Как близкую к оптимальной.
- Сколько часов в день тренируетесь?
- Четыре, пять... Объем занятий сейчас не важен, главное - восстановление. Через него нужно к старту подойти, а форма... Форма сама в дверь стучится!
- Как считаете, что станет решающим фактором в борьбе за олимпийское `золото`?
- Какой-то один нюанс выделить трудно... Пожалуй, все в совокупности: удача, индивидуальные качества гонщика, знание трассы...
- Вы-то, поди, афинскую трассу досконально изучили?
- Да какое там! Сам в Греции не был, а информация из Интернета всей полноты картины не дает. Знаю, что открытая трасса, ветреная (аэродинамика будет большую роль играть), холмистая... Местность очень похожа на ту, где проходила последняя разделка `Тура`-2004.
- Когда в Афины вылетаете?
- 12-го. 14-го - первый старт (групповая гонка), а 18-го - разделка.
- После Олимпиады какие планы?
- На `Тур Голландии` поеду, а 12 сентября - Гран-при Сан-Франциско... Причем это тот самый случай, когда результат не важен, главное - участие. Между двумя этими стартами будет неделя отдыха - собираюсь в Питер выбраться. Думаю, земляки будут рады меня видеть. Тем более если с олимпийской медалью прикачу!
`Я НЕ ФАНАТИК!`
- Вы в профессиональном спорте четверть века...
- Если быть точным - 26 лет.
- Рецепт долголетия от Екимова?
- Все в меру! Фанатиком я никогда не был (искусственное ограничение не для меня), но и расслабляться себе особо не позволял. Старался искать золотую середину. Убежден: к спорту нужно относиться как к любимому делу. Когда ты это поймешь, когда начнешь получать какие-то деньги - тут уж насколько характера, таланта и желания хватит...
- Велоспорт сильно изменился за два десятка лет?
- Существенно. Ту же технику возьмите. Я начинал на 9-килограммовом велосипеде - сейчас стандартный `стальной конь` 7 килограммов весит. Раньше 8 скоростей было - сейчас 10. Форма, туфли, очки - все другое! И тактика изменилось. Будь нынешний `Тур де Франс` таким же, как в начале 90-х, - всю жизнь гоняйся и проблем не знай! А сейчас? Гонку-2004 возьмите. Ни одного этапа не было, чтобы пелетон со старта не завелся. Ни одного! Ветераны, которые прежние гонки застали, жалуются: тяжело, мол...
`ОДИНОКИЙ ТОПОЛЬ НА СИДНЕЙСКОЙ ПЛЮЩИХЕ`
- Самое обидное поражение за 26 лет?
- Даже и не знаю... Я всегда старался искать причины поражения в себе. Нашел, сделал правильные выводы, забыл и к следующему старту готовлюсь...
- А главная победа?
- `Золото` Сиднея-2000. Что называется - не ожидал, не верил...
- Все еще говорили - сенсация...
- Так и есть! Для меня лично эта победа стала стопроцентной неожиданностью. Никогда не забуду: финишировал за полтора часа до окончания гонки и ждал-ждал-ждал... На меня местные телевизионщики камеру наставили, каждое движение контролируя. Я очки надел, чтоб хоть как-то переживания скрыть, и сидел, что тот тополь на сиднейской Плющихе... Бр-р-р!
- А от Сеула-88 какие воспоминания остались?
- Тут не столько Олимпиада вспоминается (там-то все было запланированно и ожидаемо), сколько отбор к Играм. Представляете, я на чемпионате страны уступил сопернику всего 0,1 секунды (!) и тем самым скорее всего лишил себя еще одного сеульского `золота`...
- Кроме медали что-нибудь осталось на память от первой Олимпиады?
- Несколько фотографий да форма с советским гербом на груди... Все это в Выборге, у мамы хранится.
- Когда на верхней ступени пьедестала стояли, о чем думали?
- В Сеуле? О том, что для меня теперь все двери открыты (так оно, в сущности, и получилось), а в Сиднее... Тяжело описать. Такое состояние было - будто и не себе принадлежу. Со всех сторон энергетика давила страшная! И как-то не до размышлений было...
- Олимпиада-2004 - последняя в карьере?
- А вы как думаете? Сейчас мне 38, через четыре года будет 42... До такого возраста мне в сборной России не дожить. А свадебным генералом быть не желаю...
- На вас, наверное, молодежь сборной России снизу вверх смотрят? Корифей, мэтр...
- Да нет, вроде все на равных...
- Но советы-то даете?
- Стараюсь ребят не мучить...
- Что после велоспорта?
- Честно? Не знаю. Решил пока над такими вопросами голову не ломать.
- Но хотя бы тренерская карьера? Бизнес?..
- Не зна-ю! Загад не бывает богат - так ведь говорят? У меня уже была ситуация: на восемь месяцев с велоспортом завязывал. В конце 2001-го на административную работу перешел в одной российской команде. Шквал звонков, дел невпроворот... Я не мог себе позволить на велосипеде два часа посидеть! В конце концов, подумал-подумал (менеджмент от меня и в 45 лет никуда не денется) и вернулся в гонки. Для себя решив: закончу кататься - тогда и буду думать, что дальше...
Московский Комсомолец
от 09.08.2004
Роман ВАГИН.
http://nvolgatrade.ru/