13 февраля 2006
963

Владислав Иноземцев. Единая евроисламская цивилизация невозможна

Однако ответственность за конфликт лежит на США



В событиях, связанных с реакцией исламского мира на публикацию гротескных изоб&-ражений пророка Мухаммеда сначала в датской, а потом и в других европейских газетах поражает как то, что Запад с легкостью идет на уступки, не пытаясь защищать свои ценности и традиции, так и то, что в ходе обсуждения этих событий мож&-но наблюдать пренебрежение очевидными принципами и аргументами.

Остановимся вначале на двух вопросах: имел ли право датский издатель публиковать в своей газете эти рисунки? И стала ли их публикация причиной или только катализатором протестных волнений, объявших чуть ли не весь мусульманский мир?

На мой взгляд, ответ на первый вопрос однозначен: ничто не препятствовало редактору "Юлландс-постен" напечатать эти рисунки. Он действовал в соответствии со своим правом на свободу слова и не нарушал законов своей страны.

В Европе сложилось и на протяжении десятков лет доминирует либеральное отношение к религии - единственно возможное в современном плюралистическом обществе. Европейцы свободно обращаются со своими представлениями о собственных богах - вспомним хотя бы рок-оперу "Иисус Христос - суперзвезда" и фильм "Страсти Христовы", и бессмысленно требовать от них поклонения чужим. Уважения - да, но не более. И европейцы всегда понимали это: так, в годы британской колонизации Ближнего Востока миссионерская деятельность среди местного населения была строго запрещена. Европейцы уважали ислам как великую религию народов этой части мира и не насаждали там своих порядков в этой сфере.

Сегодня происходит обратное: в одной только Германии с 1970 по 2004 г. число мечетей и молельных домов выросло с 3 до более чем 3 тысяч. И не европейцам ну&-жно учиться почитанию ценностей Востока, а самим мусульманам необходимо уважать ценности принимающих их стран. В 80-е годы в США был популярен лозунг: "That"s America - love it, or leave it!". Он вполне справедлив и актуален, и его следовало бы взять на вооружение европейцам.

Мусульманские идеологи могли бы требовать от европейцев уважения исламских тра&-диций, если бы они сами демонстрировали уважение к европейским. Если бы, например, мусульманские духовные лидеры вмешались в "дело о платках", посоветовав девушкам отказаться от своих требований и уважать законы Франции, их претензии к датской прессе можно было бы признать разумными.

Второй вопрос даже более интересен. Скандал с рисунками лишь случайно совпал с напряженностью вокруг Ирана, победой ХАМАСа на палестинских выборах и новыми столкновениями между Израилем и палестинцами. Он стал скорее последней, но никак не первой каплей "негатива", источаемого западным миром, которая переполнила чашу терпения правоверных. По сути же, их негодование обусловлено попытками демократизировать и вестернизировать Ближний Восток.

Однако сами эти термины скрывают великую ложь нашего времени: за демократизацией и вестернизацией региона стоит стремление Соединенных Штатов утвердить здесь свое господство и ничего более. Не европейцы имеют свои военные базы на священной для мусульман земле Аравии. Не они безоглядно поддерживают любые действия Израиля. И наконец, не они инициировали вторжение в Ирак, стоившее десятков тысяч жизней - в том числе и невинных. В таких условиях осуждение Америкой публикации пусть даже сомнительных рисунков в европейских газетах предста&-вляется проявлением невиданного - даже по современным меркам - цинизма и приспособленчества.

Европейцы должны были бы нести свою долю ответственности за последствия "кон&-фликта цивилизаций" только в том случае, если бы они сами его спровоцировали. Но ответственность за этот конфликт лежит на США, которые по сей день пользуют&-ся геополитическими доктринами столетней давности, абсолютизирующими численность населения и размер территории как главные стратегические преимущества.

То, что сегодня происходит в Европе, - это никакая не война цивилизаций. Это свидетельство невозможности становления единой евроисламской цивилизации. Но неспособность ужиться вместе вовсе не предполагает неизбежности войн. И христианский и исламский мир имеют полное право соблюдать собственные традиции. На календаре христиан может значиться 2006 год, на календаре мусульман - 1427-й. И европейцам полезно бы помнить, что в XV-XVII веках их собственный континент освещали костры святой инквизиции и орошала кровь, проливавшаяся в религиозных войнах. Поэтому христиане не лучше мусульман, как мусульмане не лучше христиан.

Сегодняшним европейцам было бы не проще ужиться со своими христианскими пре&-дками, чем со своими исламскими современниками. Но уживаться с первыми никому не приходит в голову, не правда ли? Как, кстати, проклинать и унижать их. Может быть, и непреодолимые трудности интеграции со вторыми следует - не важно, с со&-жалением или радостью - признать и впредь действовать, исходя именно из этого признания?




Об авторе: Владислав Леонидович Иноземцев - доктор экономических наук, научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества.


НГ Дипкурьер No3
13 февраля 2006 г.
http://www.inozemtsev.net/news/printitem.php3?m=vert&id=571
Эксклюзив
Exclusive 290х290

ДНК экономики: диалог прибыли и смысла

21 октября 2025 года
62

Публикации

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован