11 октября 2006 года
Уважаемые товарищи!
Полагаю, что тема сегодняшнего заседания Коллегии весьма и весьма актуальна.
Ведь для нашей необъятной страны кроме очевидной оперативности такого вида транспорта как гражданская авиация, немаловажно и то, что до сих пор существуют так называемые "медвежьи углы", до которых, как в песне поется, "только самолетом можно долететь".
Иными словами, авиация по-прежнему остается своеобразным транспортным фундаментом, который обеспечивает целостность России как единого государства. Причем это в равной степени касается как вопросов экономического развития страны, так и обеспечения ее национальной безопасности.
Состояние и проблемы гражданской авиации, перспективы ее развития должны постоянно находится в центре внимания всех федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за работу в данной сфере.
Эти вопросы уже неоднократно обсуждались на самом высоком уровне. В том числе на прошедшем 2 октября совещании в Правительстве, посвященном безопасности полетов.
И, безусловно, ключевой проблемой гражданской авиации является старение парка воздушных судов.
Отечественный авиапарк
нуждается в обновлении. В сложившихся условиях для скорейшего решения этой задачи понадобится не только сосредоточение усилий самих авиакомпаний, но и крупномасштабное государственное субсидирование.
Таким образом, вопросы развития гражданской авиации объективно перерастают ведомственные рамки и выходят на общегосударственный уровень.
Поэтому считаю, что комплексу мер, принимаемых в этой сфере, следует придать приоритетный характер на государственном уровне.
Аргументов в пользу этого немало. Остановлюсь лишь на основных.
Во-первых, авиастроение, каким бы ни было его нынешнее состояние, это сплав фундаментальной науки и высоких технологий.
Это сотни тысяч рабочих мест. Это тысячи квалифицированных специалистов, составляющих элиту промышленного производства.
А значит, эта отрасль является одним из локомотивов нашей экономики.
Во-вторых, авиастроение - это всегда двойные технологии.
Не секрет, что одни и те же конструкторские бюро занимаются разработкой как военных, так и гражданских летательных аппаратов. Аналогичная ситуация складывается и в сфере производства авиатехники.
Это общепринятая мировая практика.
Поэтому, если мы потеряем свои позиции в отечественном гражданском самолетостроении, то это, в конце концов, может привести к деградации и военной авиации.
В-третьих, уровень развития авиапромышленности - это еще и важная составная часть престижа любого государства на мировой арене.
Только немногие из стран способны производить современные летательные аппараты по полному технологическому циклу - от разработки до серийного производства.
Мы это можем. Необходимо, чтобы так было и дальше.
Теперь перейду к первоочередным задачам, которые требуют незамедлительного решения.
Применительно к имеющемуся сегодня авиапарку требуется сформировать примерный график вывода воздушных судов из эксплуатации как по годам, так и по типам летательных аппаратов.
Затем необходимо провести детальную проверку существующих разработок в области гражданского самолетостроения - опытных и серийных - на предмет их соответствия российским и международным стандартам.
Сделать это надо по всем типам летательных аппаратов - дальне-, средне - и ближнемагистральным.
Эта стадия работы очень важна.
От нее зависит принятие последующих решений. В том числе о серийном производстве, дальнейших научно-исследова-тельских и опытно-конструктор-ских работах, проведении государственных испытаний и сертификации летательных аппаратов.
Ну а на заключительном этапе мы должны провести оценку возможностей авиапрома по серийному производству необходимого нам количества самолетов.
Таким образом, за короткое время в рамках единого замысла необходимо определить перечень приоритетных мероприятий, сроки и стоимость их выполнения.
Работа предстоит сложная и напряженная. Она потребует согласованных усилий и Правительства, и авиапроизводителей, и авиаперевозчиков. И ключевая роль здесь принадлежит Минтрансу.
Кроме того, хочу кратко остановиться еще на некоторых немаловажных аспектах, связанных с безопасностью полетов.
Анализ ситуации показывает, что, несмотря на изношенность авиатехники, одной из основных причин аварийности по-прежнему остается так называемый "человеческий фактор". А значит, недостаточный уровень профессионализма.
Об этом, кстати, свидетельствуют и катастрофы гражданских самолетов, происшедшие в этом году.
Должен отметить, что в настоящее время содержание и объемы подготовки авиационного персонала в образовательных учреждениях гражданской авиации не соответствуют потребностям авиапредприятий.
Необходимо принять кардинальные меры для повышения качества такой подготовки.
При этом следует широко внедрять в учебный процесс современные тренажеры.
С целью подготовки пилотов к действиям в нештатных ситуациях регулярно проводить практические сборы, в том числе с участием летчиков-испытателей.
Считаю, что в этой работе нельзя экономить ни на топливе, ни на ресурсе авиатехники. Это вопрос жизни и здоровья людей: экипажей и пассажиров.
Необходимо также предусмотреть дополнительные меры материального стимулирования летного состава за повышение профессионального мастерства.
Кроме того, требуется масштабная модернизация аэродромной инфраструктуры, дальнейшее совершенствование аэронавигационного обслуживания и метеорологического обеспечения.
Не менее важно повысить эффективность авторского надзора за поддержанием летной годности воздушных судов, а также совершенствовать нормативное обеспечение их летно-технической эксплуатации.
В общем, как видите, задач перед нами стоит немало.
Но, завершая свое выступление, хочу отметить, что все они решаемы. В настоящее время у нас имеются вполне реальные предпосылки для развития гражданской авиации на основе долгосрочной и эффективной стратегии.
Наша цель - создание современной, насыщенной передовой и качественной отечественной техникой авиации, которая
будет иметь высокую степень доверия как у авиапассажиров, так и у грузоперевозчиков.
Надеюсь, что изложенные мною подходы к реализации этих планов найдут понимание у участников коллегии.
Благодарю за внимание.