15 ноября 2006
1758

Вступительное слово Иванова С.Б. на расширенном заседании коллегии Министерства транспорта Российской Федерации


11 октября 2006 года

Уважаемые товарищи!

Полагаю, что тема сегодняшнего заседания Коллегии весьма и весьма актуальна.

Ведь для нашей необъятной страны кроме очевидной оперативности такого вида транспорта как гражданская авиация, немаловажно и то, что до сих пор существуют так называемые "медвежьи углы", до которых, как в песне поется, "только самолетом можно долететь".



Иными словами, авиация по-прежнему остается своеобразным транспортным фундаментом, который обеспечивает целостность России как единого государства. Причем это в равной степени касается как вопросов экономического развития страны, так и обеспечения ее национальной безопасности.

Состояние и проблемы гражданской авиации, перспективы ее развития должны постоянно находится в центре внимания всех федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за работу в данной сфере.



Эти вопросы уже неоднократно обсуждались на самом высоком уровне. В том числе на прошедшем 2 октября совещании в Правительстве, посвященном безопасности полетов.

И, безусловно, ключевой проблемой гражданской авиации является старение парка воздушных судов.

Отечественный авиапарк
нуждается в обновлении. В сложившихся условиях для скорейшего решения этой задачи понадобится не только сосредоточение усилий самих авиакомпаний, но и крупномасштабное государственное субсидирование.

Таким образом, вопросы развития гражданской авиации объективно перерастают ведомственные рамки и выходят на общегосударственный уровень.

Поэтому считаю, что комплексу мер, принимаемых в этой сфере, следует придать приоритетный характер на государственном уровне.

Аргументов в пользу этого немало. Остановлюсь лишь на основных.

Во-первых, авиастроение, каким бы ни было его нынешнее состояние, это сплав фундаментальной науки и высоких технологий.

Это сотни тысяч рабочих мест. Это тысячи квалифицированных специалистов, составляющих элиту промышленного производства.

А значит, эта отрасль является одним из локомотивов нашей экономики.

Во-вторых, авиастроение - это всегда двойные технологии.

Не секрет, что одни и те же конструкторские бюро занимаются разработкой как военных, так и гражданских летательных аппаратов. Аналогичная ситуация складывается и в сфере производства авиатехники.

Это общепринятая мировая практика.

Поэтому, если мы потеряем свои позиции в отечественном гражданском самолетостроении, то это, в конце концов, может привести к деградации и военной авиации.

В-третьих, уровень развития авиапромышленности - это еще и важная составная часть престижа любого государства на мировой арене.

Только немногие из стран способны производить современные летательные аппараты по полному технологическому циклу - от разработки до серийного производства.

Мы это можем. Необходимо, чтобы так было и дальше.

Теперь перейду к первоочередным задачам, которые требуют незамедлительного решения.

Применительно к имеющемуся сегодня авиапарку требуется сформировать примерный график вывода воздушных судов из эксплуатации как по годам, так и по типам летательных аппаратов.

Затем необходимо провести детальную проверку существующих разработок в области гражданского самолетостроения - опытных и серийных - на предмет их соответствия российским и международным стандартам.

Сделать это надо по всем типам летательных аппаратов - дальне-, средне - и ближнемагистральным.

Эта стадия работы очень важна.

От нее зависит принятие последующих решений. В том числе о серийном производстве, дальнейших научно-исследова-тельских и опытно-конструктор-ских работах, проведении государственных испытаний и сертификации летательных аппаратов.

Ну а на заключительном этапе мы должны провести оценку возможностей авиапрома по серийному производству необходимого нам количества самолетов.

Таким образом, за короткое время в рамках единого замысла необходимо определить перечень приоритетных мероприятий, сроки и стоимость их выполнения.

Работа предстоит сложная и напряженная. Она потребует согласованных усилий и Правительства, и авиапроизводителей, и авиаперевозчиков. И ключевая роль здесь принадлежит Минтрансу.

Кроме того, хочу кратко остановиться еще на некоторых немаловажных аспектах, связанных с безопасностью полетов.

Анализ ситуации показывает, что, несмотря на изношенность авиатехники, одной из основных причин аварийности по-прежнему остается так называемый "человеческий фактор". А значит, недостаточный уровень профессионализма.

Об этом, кстати, свидетельствуют и катастрофы гражданских самолетов, происшедшие в этом году.

Должен отметить, что в настоящее время содержание и объемы подготовки авиационного персонала в образовательных учреждениях гражданской авиации не соответствуют потребностям авиапредприятий.

Необходимо принять кардинальные меры для повышения качества такой подготовки.

При этом следует широко внедрять в учебный процесс современные тренажеры.

С целью подготовки пилотов к действиям в нештатных ситуациях регулярно проводить практические сборы, в том числе с участием летчиков-испытателей.

Считаю, что в этой работе нельзя экономить ни на топливе, ни на ресурсе авиатехники. Это вопрос жизни и здоровья людей: экипажей и пассажиров.

Необходимо также предусмотреть дополнительные меры материального стимулирования летного состава за повышение профессионального мастерства.

Кроме того, требуется масштабная модернизация аэродромной инфраструктуры, дальнейшее совершенствование аэронавигационного обслуживания и метеорологического обеспечения.

Не менее важно повысить эффективность авторского надзора за поддержанием летной годности воздушных судов, а также совершенствовать нормативное обеспечение их летно-технической эксплуатации.

В общем, как видите, задач перед нами стоит немало.

Но, завершая свое выступление, хочу отметить, что все они решаемы. В настоящее время у нас имеются вполне реальные предпосылки для развития гражданской авиации на основе долгосрочной и эффективной стратегии.

Наша цель - создание современной, насыщенной передовой и качественной отечественной техникой авиации, которая
будет иметь высокую степень доверия как у авиапассажиров, так и у грузоперевозчиков.

Надеюсь, что изложенные мною подходы к реализации этих планов найдут понимание у участников коллегии.

Благодарю за внимание.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован