15 ноября 2006
2189

Выступление на расширенном заседании коллегии Главной военной прокуратуры Иванова С.Б.

4.08.2006 года
Выступление на расширенном заседании коллегии Главной военной прокуратуры
Уважаемые товарищи!

Три дня назад, 1 августа, в Минобороны было проведено совещание, ключевым вопросом которого стал анализ состояния правопорядка и дисциплины в офицерской среде.

В ходе этого совещания поднимались проблемы, многие из которых созвучны обсуждаемым сегодня вопросам.

И это закономерно. В конечном итоге у Министерства обороны и у Главной военной прокуратуры единая задача - укрепление законности и правопорядка в Вооруженных Силах, обеспечение здорового климата в воинских коллективах.

И здесь я полностью разделяю мнение Сергея Николаевича Фридинского.

Качественно решить эту актуальную задачу поодиночке не в состоянии ни та, ни другая сторона.

А значит, мы, как говорится, просто обречены на сотрудничество.

Нужна совместная кропотливая работа и полное взаимопонимание.

Любые другие подходы - контрпродуктивны и неминуемо приводят в тупик. Это очевидно.

Сегодня можно констатировать, что в Вооруженных Силах работа по обеспечению законности и правопорядка проводится совместными усилиями органов военного управления и органов военной прокуратуры.

Она основывается на ежегодном планировании и ведется сразу по нескольким направлениям.

Это и взаимное участие представителей в работе коллегий и совещаний обоих ведомств.

И ежедневный обмен оперативной информацией.

И деятельность созданной при Главной военной прокуратуре межведомственной рабочей группы по борьбе с насильственными преступлениями.

С 2003 года прочно вошли в практику совместные выезды в соединения и воинские части наиболее "неблагополучные" с точки зрения воинской дисциплины.

Организована работа в военных вузах, где с курсантами выпускных курсов проводятся занятия по вхождению в первую офицерскую должность.

Ежеквартально в войсках работают выездные приемные Министра обороны и Главной военной прокуратуры.

Перечень форм и методов этой работы можно продолжить.

Главное, что нам теперь уже не нужно "изобретать велосипед". Система взаимодействия налажена и функционирует.

Необходимо лишь ее совершенствовать, обеспечивая эффективность и злободневность принимаемых мер.

В то же время мы прекрасно понимаем, что каким бы тесным и продуктивным ни было это взаимодействие, органы прокуратуры не будут и не должны подменять органы военного управления.

Именно командирам в силу их должностных обязанностей отведена ключевая роль в поддержании уставного порядка в армии и на флоте.

Именно они проводят с личным составом практически 24 часа в сутки, выполняя львиную долю работы по обеспечению законности в подразделениях.

Мы не намерены приукрашивать действительность. Ситуация остается по-прежнему непростой.

Но, тем не менее, никто не может упрекнуть нас в бездеятельности.

Основной упор делается на воспитательную и профилактическую работу. Одновременно принимаются меры по совершенствованию практики проверок, ужесточается контроль состояния правопорядка.

Цель этих мер - максимальное выявление правонарушений.

"Испортить" таким образом статистику мы не боимся. И уже добились вполне конкретных результатов.

В прошлом году в ходе прокурорских проверок было выявлено менее 1% (0,75%) от общего числа преступлений в армии и на флоте.

Остальные же 99% нарушений закона были вскрыты самими командирами и начальниками, а также органами военного управления.

И это нормальная практика. Так и должно быть, когда командир выявил нарушение закона, доложил по команде, проинформировал органы прокуратуры и организовал расследование.

В идеале выявление правонарушений должно быть вообще 100-процентным. Именно к этому показателю мы и стремимся.

Я не буду сейчас заострять внимание на проблемах нашей работы. В том числе, на качестве призывного контингента, на стесненности командиров в дисциплинарных правах и возможностях воздействия на нарушителей.

Об этих проблемах вы знаете.

Над их решением мы работаем и уже намечен ряд конкретных мер на государственном уровне.

Кроме того, совершенствуется и сама внутриведомственная нормативная правовая база работы по обеспечению правопорядка.

Предприняты конкретные шаги в сфере борьбы с таким злом, как латентность преступности.

С одной стороны, мы добиваемся искоренения практики наказания командиров за совершенные их подчиненными проступки, которые не являются следствием командирской деятельности или бездеятельности.

На этот счет мною 18 февраля этого года были подписаны конкретные указания органам военного управления.

Эти указания исключают прямую зависимость оценки личного вклада командира в укрепление дисциплины от отдельных проступков его подчиненных.

С другой стороны, мы ужесточили меру ответственности должностных лиц за сокрытие правонарушений.

С 1 марта этого года действует новая Инструкция по организации учета сведений о преступлениях и происшествиях в Вооруженных Силах (Введена Приказом МО РФ от 14 февраля 2006 года No 55).

По каждому случаю сокрытия такой информации виновные привлекаются к ответственности вплоть до увольнения с военной службы.

Кроме того, военным комендантам и заместителям командиров по воспитательной работе вменено в обязанности немедленно, а при необходимости напрямую, докладывать обо всех преступлениях, происшествиях, фактах нарушения воинской дисциплины.

Я прекрасно понимаю, что любые указания не будут "работать", если их не подкрепить жестким контролем исполнения на местах.

Поэтому мы с особым вниманием отнеслись к предложению Главной военной прокуратуры (высказано на совещании 1 августа) о проведении комплексной проверки состояния дел в нескольких военных округах, а также о создании нештатных совместных групп по выявлению фактов сокрытия правонарушений в войсках.

Мною уже даны указания проработать этот вопрос.

Не менее пристальное внимание Минобороны уделяет решению задач по обеспечению конституционных прав и свобод военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей.

В этой области Минобороны открыто для любых контактов с государственными и общественными организациями. Главное, чтобы эти контакты были конструктивными и приносили реальную пользу.

Так, на основе подписанного еще в июне прошлого года Меморандума мы тесно сотрудничаем с Уполномоченным по правам человека и его представителями в субъектах Федерации.

Все более активный характер приобретает и взаимодействие с Общественной палатой Российской Федерации, другими общественными объединениями и союзами.

На обеспечение гражданских прав военнослужащих также нацелены и соответствующие нормативные документы, принятые военным ведомством в последнее время.

Например, по такому актуальному вопросу, как искоренение пресловутых "хозяйственных работ".

С 8 октября прошлого года действует приказ, запрещающий привлекать военнослужащих к выполнению любых работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы.

Солдаты и сержанты (а речь - прежде всего о них) должны заниматься боевой подготовкой, а не батрачить на чужого дядю.

Если кто-то не хочет этого понимать, ему не место на командирской должности и, вообще, в Вооружённых Силах.

По наиболее одиозным случаям материалы, без колебания, передаются в органы военной прокуратуры для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в отношении виновных.

Принимаются дополнительные меры и по реализации прав военнослужащих на безопасные условия службы.

С этой целью разработан проект новой редакции директивы "О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах РФ" (Директива МО РФ 1997 года No Д-10).

Ведется работа по повышению правовой культуры военнослужащих, разъяснению их законных прав и обязанностей.

В марте этого года утверждены Методические рекомендации по вопросам взаимодействия личного состава Вооруженных Сил с представителями органов предварительного расследования. Каждому командиру вменено в обязанность организовать их изучение подчиненными.

Обеспечивается также право военнослужащих на бесплатную адвокатскую помощь в ходе уголовного судопроизводства.

В соответствии с приказом от 4 февраля 2004 года работа адвоката в этих случаях оплачивается Министерством обороны.

Кроме того, в октябре прошлого года мною подписан приказ, согласно которому военнослужащим по призыву компенсируются затраты на юридические консультации по вопросам, связанным с прохождением службы и другими ситуациями, предусмотренными федеральным законодательством (Приказ МО РФ от 13 октября 2005 года No 430).

Мы прекрасно понимаем, что в сфере соблюдения гражданских прав в Вооруженных Силах еще немало предстоит сделать.

И здесь я хочу вновь вернуться к вопросам нашего взаимодействия.

Насколько я знаю, защита конституционных прав всех категорий военнослужащих и членов их семей теперь выделена Главной военной прокуратурой в отдельное приоритетное направление работы.

Такой акцент, без всякого сомнения, является необходимым и своевременным.

Военнослужащий - это прежде всего гражданин. Его права и свободы должны гарантированно соблюдаться, учитывая, конечно же, ограничения, налагаемые военной службой.

Об этом необходимо помнить в любой ситуации. В том числе при проведении расследований, дознаний, а также всего спектра следственных действий.

Мы обязаны решить эту важнейшую задачу. И решать ее будем вместе.

Поэтому и в центре и, особенно, на местах мы должны видеть друг в друге прежде всего единомышленников, надежную опору в деле утверждения законности и правопорядка.

И в этой сфере Минобороны всегда готово к конструктивному диалогу, к самым тесным и активным рабочим контактам с органами военной прокуратуры.

Благодарю за внимание.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован