13 марта 2007
2067

Выступление Заместителя Председателя Правительства РФ - Министра обороны РФ Сергея Борисовича Иванова на пленарной сессии десятого Санкт-Петербургского Международного экономического форума по теме: `Роль высоких технологий на современном этапе экономи

Уважаемые дамы и господа!

Тема моего выступления выбрана не случайно.

Ибо думаю, для всех присутствующих очевидно, что в современном мире именно наукоемкие технологии являются определяющим фактором экономического развития, главным источником пополнения бюджетных средств ведущих мировых государств, фундаментальной основой обеспечения их национальной безопасности.

Кроме того, производство высокотехнологической продукции сейчас становится еще и одним из основных условий успешной интеграции той или иной страны в складывающуюся систему международных отношений.

Да, и просто, это крайне выгодный бизнес.

Учитывая эти факторы, даже не важнейшей задачей, а жизненной необходимостью для России становится успешное овладение и эффективное использование самых современных технологий и инновационных разработок.

Причем ведущая роль в этом процессе, без сомнения, принадлежит отечественному оборонно-промышленному комплексу. Он не только по праву считается одним из ключевых секторов национальной экономики, но и обладает по истине громадными возможностями для развития отечественного наукоемкого и высокотехнологичного производства.

Так уж сложилось, что на протяжении долгих лет самые передовые технологии в нашей стране сосредоточивались именно на предприятиях, выпускающих вооружения и военную технику.

Например, в наши дни на долю ОПК приходится более 70 процентов всей производимой в России научной продукции и более 50 процентов численности всех научных сотрудников.

Это во многом обусловлено тем, что новые оборонные технологии и разработки всегда наиболее востребованы и довольно быстро окупаются.

Наряду с этим нельзя не отметить и то, что предприятия оборонно-промышленного комплекса играют весомую роль и в техническом перевооружении многих важнейших сфер российской экономики.

А такие отрасли промышленности, как авиационное машиностроение, гражданский космос и судостроение, оптическое приборостроение, производство изделий электронной техники и промышленных взрывчатых веществ, практически полностью представлены предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

Важное место в деятельности оборонных предприятий занимает и взаимодействие с транспортным и топливно-энергетическим комплексами страны.

Вследствие постоянного увеличения объема перевозок в дальнейшем прогнозируется устойчивый рост сбыта для РЖД таких видов продукции ОПК, как системы управления движением, а также вагоны и цистерны для перевозки нефтепродуктов.

Что касается ТЭК, то, учитывая, что данный сегмент внутреннего рынка является наиболее платежеспособным, у нас есть все основания рассчитывать на дальнейшее расширение в нем позиций ОПК.

Тем более в рамках реализации "Энергетической стратегии России на период до 2020 года" в качестве одного из принципов обеспечения энергетической безопасности страны выдвигается максимально возможное использование в топливно-энергети-ческом комплексе именно отечественного оборудования.

Кстати уже сейчас 30 процентов его изготовляется на оборонных предприятиях.

Кроме того, ОПК обеспечивает производство 70 процентов всех средств связи в нашей стране, 60 процентов сложной медицинской техники, а также весомо представляет Россию на мировых рынках программного обеспечения.

Каждый второй космический аппарат в мире выводится на орбиту с помощью российских ракет-носителей.

Так, не далее как в марте и апреле на международную космическую станцию (МКС) отправлены пилотируемый и грузовой космические корабли.

Показательным является и использование в интересах гражданских потребителей возможностей глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС).

Несмотря на то, что она первоначально создавалась для обеспечения обороноспособности страны, главой государства было принято соответствующее решение, и сейчас эта система активно внедряется в различные отрасли национальной экономики.

Мы ожидаем, что использование спутниковых навигационных технологий позволит существенно повысить эффективность функционирования средств и объектов инфраструктуры всех видов транспорта.

Вместе с тем, наряду с приведенными примерами результативной деятельности оборонно-промышленного комплекса, естественно, нельзя обойти стороной и существующие в нем проблемы.

Тем более что, несмотря на улучшение экономической ситуации в стране, в настоящий момент еще рано говорить о том, что последствия кризиса 90-х годов полностью преодолены.

Предприятия ОПК продолжают сталкиваться с трудностями, которые не только влияют на повседневную деятельность, но и мешают процессу их долгосрочного развития.

В этой связи считаю необходимым отметить, что проводимые в настоящее время реструктуризация отрасли и внедрение новых инвестиционных механизмов при должных темпах их реализации призваны в полном объеме обеспечить реализацию потенциала российского ОПК.

По нашим оценкам, указанные мероприятия позволят нам не просто усилить его сильные стороны, но и дадут возможность должным образом противостоять существующим угрозам.

Теперь более подробно о конкретных шагах, сделанных в этом направлении.

Так, уже утверждена стратегия развития авиационной промышленности.

В стадии согласования находятся стратегии развития судостроительной, ракетно-космиче-ской и электронной промышленности.

В результате реформирования (реорганизации, ликвидации) из состава ОПК выведены 326 организаций.

В дальнейшем планируется завершить формирование системообразующих интегрированных структур по важнейшим направлениям разработки и производства вооружения и военной техники.

Так, совсем недавно Президентом России было принято решение о создании открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация, которое на принципах государственно-частного партнерства объединит наших крупнейших разработчиков и производителей авиатехники.

Помимо этого, Правительство ставит перед собой задачу помочь предприятиям ОПК занять конкурентоспособные позиции на внутреннем и мировом рынках, сделать высокотехнологичные отрасли более привлекательными для частного капитала - отечественного и иностранного.

Научно-техническая, промышленная, внешнеэкономическая и налоговая политика нашего государства ориентирована на создание адекватных условий для того, чтобы продукты отечественной высокотехнологической сферы выходили на мировой рынок не в виде "утечки мозгов", а путем экспорта готового конкурентоспособного промышленного продукта.

Следует отметить, что вопрос об активизации деятельности ОПК в значительной мере лежит и в финансовой сфере. Особенно это касается проблем обновления основных фондов предприятий, кадровых и социальных вопросов.

Принятые меры по предотвращению снижения научно-технологического потенциала нашей страны способствовали замедлению ряда негативных тенденций.

С 1999 года стала увеличиваться доля и общие размеры финансирования науки.

Так, в 2004 году из бюджета на эти цели было выделено 46,2млрд. рублей, в 2005-м - 58,3 млрд. рублей, а на 2006-ой намечено выделение уже 72,4млрд. рублей.

На цели реструктуризации и технического перевооружения в рамках различных программ и проектов из федерального бюджета только в этом году будет выделено около 7 млрд. рублей.

И как результат - общие объемы производства продукции в ОПК ежегодно возрастают на 8,7 процента.

Увеличивается численность исследователей, занятых в науке, повышается их заработная
плата, замедлен отток научных кадров за рубеж.

Еще один характерный показатель: в прошлом году общая сумма поставок в 61 страну продукции военного назначения превысила 6 миллиардов долларов, что на 20 процентов больше запланированных объемов поставок.

Для России это рекордная цифра.

Однако мы прекрасно понимаем, что только госфинансированием нам не обойтись.

В условиях рыночной экономики высокотехнологичный комплекс может успешно инициировать инновации только в том случае, если банковская система способна предоставлять долгосрочные кредиты под соответствующие инвестиционные проекты.

Также крайне необходим и мощный фондовый рынок, на котором высоко котируются акции наукоемких производств.

Поэтому важнейшей задачей для нас является организация взаимовыгодного сотрудничества между предприятиями оборонного комплекса и банковскими структурами, а также еще более активное привлечение частного сектора к финансированию НИОКР.

Причем хочу особо подчеркнуть, что понятие "государственная поддержка" должно трактоваться не только как исключительно выделение средств из
федерального бюджета.

Государственная поддержка - это еще и организационные функции, предоставление гарантий для инвесторов и потребителей, и, конечно же, оперативное совершенствование правовой
базы научно-технологического развития.

Она осуществляется через указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, межправительственные соглашения, а также путем включения проектов в федеральные программы и введения облегченного режима приоритетным инновационным проектам.

Справочно: В качестве примера эффективной государственной поддержки можно привести мероприятия, осуществленные в рамках реализации проекта "Морской старт".

Помимо этого, в целях уточнения ориентиров отечественного научно-технологического комплекса главой государства по предложению Правительства в мае 2006 года утверждены Перечень критических технологий, а также Приоритетные направления развития науки, технологий и техники.

Инструментом реализации этих направлений являются уже осуществляемые федеральные целевые программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России" и "Национальная технологическая база".

Справочно: Целью первой программы (на нее в 2005 году было выделено 7,6 млрд. рублей, на 2006 год запланировано выделение более 8 млрд. руб.) является получение новых знаний, научно-техническое обеспечение перехода отраслей экономики на качественно новые технологические уровни, выход на внутренний и мировой рынки высокотехнологической продукции.

ФЦП "Национальная технологическая база" (на нее в прошлом году из федерального бюджета выделено более 2 млрд. руб., а на 2006 год. запланировано 3,3 млрд. руб.) ориентирована на сохранение и дальнейшее развитие национальной технологической базы, способной обеспечить создание и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции. В ходе ее выполнения в 2006 году предусматривается завершение разработки 210 перспективных технологий и доведение их до промышленного образца.

Наряду с ними, на развитие научно-технического и инновационного потенциала нашей страны большое влияние оказывают и такие ФЦП, как:

- "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года";

- "Федеральная космическая программа на 2006-2015 годы";

- "Развитие российских космических космодромов на 2006-2015 годы";

- "Глобальная навигационная система".

Открыты новые работы и в области нанотехнологий, водородной энергетики, технологий создания электронной компонентной базы, энергосбережения, прецизионных технологий обработки.

Начиная с 2003 года осуществляется и бюджетное финансирование важнейших инновационных проектов государственного значения, так называемых мега-проектов.

При этом точечное воздействие со стороны государства и организация работы по ним отвечают самым современным мировым представлениям о способах формирования приоритетов государственной научно-технической политики.

Справочно: В 2005 году выполнялось 18 таких проектов, ориентированных на создание наукоемкой конкурентоспособной продукции и освоение новых высокотехнологичных рынков.

На их реализацию было выделено более 18 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 4,8 млрд. рублей.

В качестве результативного примера можно привести инновационный проект, выполненный Центральным НИИ конструкционных материалов (руководитель - академик РАН Горынин И.В.). В рамках проекта по созданию центра промышленно-технологических стендов наукоемких производств высокотехнологичной металлопродукции для обеспечения строительства и эксплуатации магистральных газо- и нефтепроводов разработаны и внедрены экономичные легированные, высокопрочные и хладостойкие стали с двухкратным повышением эксплуатационных характеристик, сформирован новый сектор рынка высокотехнологичной продукции с объемом реализованных продаж до 1 млрд. рублей в год.

Более того, через мега-проекты предпринимательский сектор получил своеобразный сигнал о том, что государство готово взаимодействовать с бизнесом на поле общих интересов и обозначило эти интересы не только с технологической, но и с экономической точки зрения.

Государство активно поддерживает индустрию прямых венчурных инвестиций, включая региональные и отраслевые частно-государственные венчурные фонды, электронные биржи высоких технологий, венчурные ярмарки.

Объем инвестиций фондов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции в компании высокотехнологичных секторов, по итогам 2005 года оценивается в 11 млрд. рублей.

Возрастает роль государства в поддержке международного научно-технического сотрудничества и интеграции России в мировое научно-технологическое пространство.

Основные усилия в этой области концентрируются на повышении системности международного сотрудничества, его нацеленности на обеспечение национальных научно-технологи-ческих приоритетов и глобальных вызовов современного общества.

В числе значимых мероприятий 2005 года - продление на 10-летний срок действия Соглашения между правительствами Российской Федерации и США о научно-техническом сотрудничестве, возобновление работы Межправительственного Российско-Американского Смешанного комитета по науке и технике.

Российские экспозиции активно поддерживаются на международных научно-инновацион-ных выставках и ярмарках.

В частности, только в прошлом году по результатам участия научных организаций в Московском международном салоне инноваций и инвестиций, "Экспо-2005" в Японии, Международной выставке-ярмарке информационных технологий, телекоммуникаций и оргтехники в Германии заключено более 300 соглашений о намерениях с потенциальными инвесторами.

Вместе с тем, формируя национальную технологическую политику, руководство России прекрасно понимает, что собственная национальная база не всегда может обеспечить переход на новый технологический уровень.

Во многих случаях экономически целесообразной, а иногда и единственно возможной стратегией является заимствование и адаптация зарубежных технологий.

Облегчение доступа к таким технологиям для российских предприятий также является важным направлением государственной технологической политики.

Уважаемые дамы и господа!

Обобщая сказанное, хочу подчеркнуть, что оборонно-промышленный комплекс, являясь высокотехнологичным сектором экономики страны, при всей сложности имеющихся проблем сохраняет достаточно высокий научно-технический и производственный потенциал.

Существующий потенциал оборонных предприятий позволяет обеспечивать разработку и серийное внедрение продукции на уровне, не уступающем мировому. Наш ОПК способен стать в авангарде инновационного развития российской экономики.

К слову сказать, мы планируем, что к 2015 году доля гражданской продукции по оборонно-промышленному комплексу превысит 70 процентов общего объема производства. То есть он все больше будет выступать в качестве "локомотива" российской экономики.

При этом очевидно, что инновационный процесс на предприятиях ОПК мог бы получить и дополнительный импульс, в том числе и за счет развития международного сотрудничества в научно-технической сфере и в области высоких технологий.

Уверен, что значительную пользу от подобного взаимодействия получат и наши зарубежные партнеры.

Спасибо за внимание.

www.old.mil.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован