- Легко ли ломать стереотипы, связанные с восприятием русского балета. Обычно альтернативный балет представляют другие страны (Европа, Америка). Россию же всегда ассоциировали с классическим балетом.
- Классический танец сохранился благодаря нашим царям, которые очень любили и поддерживали балет. Так уж случилось, что Советская власть тоже полюбила классический балет. И понятно, почему. Балет - это бессловесное искусство. И, наверное, поэтому, классический балет сохранился.
Ни в каком другом государстве в балет не вкладывали столько денег, сколько вкладывали у нас при советской власти. В каждом областном центре был свой театр. И в каждом театре танцевали "Жизель", "Лебединое озеро", "Спящую красавицу". И благодаря такому отношению советской власти, сохранили классическую балетную школу.
Но Россия также является родиной современного искусства. Русские хореографы оплодотворили и Германию, и Америку. Баланчин учился у нас в Петербургской консерватории вместе с Леонидом Якобсоном в одном классе. Причем Леонид Якобсон делал в нашей стране то же самое, что и Баланчин в Америке. Просто он не был так раскручен.
Не совсем правильно говорить о том, что Россия отстала от современного искусства. В России сейчас идет такой мощный выброс молодых хореографов, которые во всем прекрасно разбираются. Вот едешь по Америке - там везде наши: один заведующий кафедрой, другой танцует в театре солистом. Наверное, русский дух - танцевальный.
- Критикуют ли ваше творчество? И как вы относитесь к критике?
- Меня, конечно, критикуют. Но я считаю, что критика - это хорошо. Мне батюшка говорит - все бери в силу. Правда, мне не нравится, когда ругают непрофессионально. Я терпеть не могу дилетантов. Критика на уровне "нравится - не нравится" может существовать за чашкой чая, но не в прессе. Все должно быть профессионально. У меня, конечно, есть друзья, с которыми я советуюсь, я приглашаю их на репетиции и мне важно их мнение.
- Карьера балетного артиста очень коротка. О чем должны думать молодые артисты балета?
- Если артист хочет, чтобы он стал настоящим артистом - он должен заниматься собой. Своим телом. Он должен наладить свой инструмент таким образом, чтобы создать себя. Это касается не только тела, артист должен думать. Нужно танцевать душой и сердцем, но без светлой мысли театр не создать.
09 июля 09
spb.aif.ru