A forming human and education.
В статье характеризуется отношение человека – современника к стагнирующему в кризисе образованию. Найдена и апробирована универсальная технология подготовки к экзаменационному тестированию с достижением качества образования.
Ключевые слова: человек и образование, качество образования, интерактивная технология, учебное тестирование, подготовка к экзамену.
The article characterizes the attitude of a contemporary man to the stagnating education crisis. We found and tested a universal technology of preparation for exams with achievement of education quality.
Key words: man and education, quality of education, interactive technology, educational testing, exam preparation.
Оставляет внушительное впечатление название журнала «Человек и образование», в которое включается весь природный и общественный мир, поскольку человек является частью природы и вписывается в общество посредством образования. Философское понятие «Человек и образование» безмерно.
Однако же надо писать тему своей сформулированной статьи, смысл которой заключается в технологии достижения качества стагнирующего в кризисе современного образования с участием человека.
Всем известен принцип – «разделяй и властвуй», в образовании действующий безотказно: учителя начальных классов уже поделили учащихся на хорошо усваивающих знания и не очень, они таковыми остаются все годы обучения в школе, в вузе. Мало что меняется на практике обучения.
Развитие педагогической науки стремительно: пишутся статьи, книги, диссертации, министерские образовательные циркуляры и т.д. Но качество образования в школах, университетах не повышается по стране. Некоторый разрыв в учебных достижениях обеспечивают школы и университеты президента Н.А. Назарбаева, а остальные прозябают. Так может быть и в других странах. Опора только на способных детей в классе, в группе по стране приводит к дефициту профессиональных умов и рук. А кто будет вершить грандиозные стройки, экономическое развитие и оборонную мощь страны? Качество образования необходимо – всем, каждому!
Каждому учителю, преподавателю вуза необходимо дать в руки простейшую технологию повышения качества образования. Есть такая технология. Почему она остается незамеченной и не применяемой в современном образовании?
Только потому, что проблемы образования мало кого интересуют, кроме авторов научных концепций. Педагогическая наука и практика образования: каково их соотношение? Мы вернулись к вопросу о науке и практике: практика не успевает, не может угнаться за наукой.
Поэтому задача в том, чтобы облегчить практику образования, что возможно только технологиями, только не традиционными методами обучения, опросами контроля и оценивания, методическими принципами обучения. А крайне необходимы инновационные, интерактивные технологии образования, которые употреблялись не там, не в том месте и не в то время.
Мы свыше 10 лет применяем тестовые экзамены, от которых качество образования упало окончательно, почему на это обстоятельство никто не обращает внимание?
Качество образования продолжает падать,сокрушая всю систему прошлого и настоящего образования. Так, видимо, и должно произойти. Наступило время цивилизованного мира и потребность интенсивно менять стагнирующее образование, о чем написал книгу: «Стратегия прогресса к Новой системе образования». г.Костанай: Казтипография, август 2014г., состоящую из научных публикации автора, в 10-и главах и 53-х параграфах 460с. 22,55 п.л., в Казахстанских и Российских ВАКовских изданиях. Ознакомиться с книгой и Новыми статьями (после выхода книги) можно в электронной библиотеке РГБ (elibraru.ru) пароль Б.Ким, а также на моей странице: http//viperson.ru/wind.phpid=678676
Готовится к выпуску 2015 следующая книга: написано методическое пособие: Формирование нравственных отношений в коллективе старшеклассников – г.Алма – Ата: изд. «КТАП» Гос.комитет Каз.ССР Каз ПИ им.Абая. 1981. 4,25 печ.л.68с.
Рецензент – заслуженный деятель науки РСФСР, доктор пед.наук, профессор Болдырев Н.И. Другие книги – см. в литературе.
Однако существует непреодолеваемая проблема, главная проблема.
Сколько бы педагогической литературы не было написано, защищено канд.и докт. диссертаций, присвоено ученых и должностных знаний; какие бы научно – пед учреждения, ведомства министерства образования и академии не структурировались сдвинуть вперед развитие всенародного образования и ее систему нет никакой возможности в этом мире, обществе, стране.
Чтобы сдвинуть образование с места необходимы мощные инструментарии, которые позволили бы задуматься о том, как же их предки начала XXI века смогли переместить огромную гору на равнину и обустроить там прекрасную жизнь человека и образования.
Однако есть такие рычаги и силы, не замечаемые человеком наших дней, существующих среди нас и называющихся технологиями. Технология – общепризнанное слово, сросшееся из двух корней: техно и логия. Логия (ка) больше работает в технике, но не столь удачно как в образовании Основными науками в образовании являются педагогика и психология. Психология человека технологизации не поддается, педагогика – вся почти технологизирована: теория, методика, практика. Педагогика уподобляется лошади, запряженной поперек телеги, которая не сдвигается с места.
У педагогики есть такая технология, которая способна достигать (повышать) качество образования в показателях экзаменационных результатов студентов.
Технология автостроения ежегодно в разных странах, технология летательных плавательных, наземных орудий и других изобретен6ий человека, - всюду технология.
Технология образования. Необходимо выделить по-настоящему инновационные, небывших в употреблении технологии. Возьмем к примеру тестирование, применяемое с десяток с лишним лет. Но ведь оно не показывает, не выдает качества образования, оно не в этих целях применяется, а в противоположных. Как этого не понять?
Мы предлагаем существующую технологию тестирования перевернуть с головы на ноги, чтобы она выдавала только качественные результаты. Это возможно, проверено на многолетней практике педагогической деятельности в высшем профессиональном образовании.
Почему современные тесты и тестирование выявляют, утверждают и констатируют не успехи детей и молодых людей в учебной деятельности, а только незнание учебного материала? Кто это придумал: испытание технических средств и оборудования выявляющих недостатки системы, подлежащих устранению, «дословно и дотошно» перенести в образование. Слова дословно и дотошно мы взяли в кавычки, потому что технические недоработки имеют свойство устранения, дорабатывать, совершенствовать. Но образование не готово к такому положительному повороту.
Почему никто из огромного числа ученых из сферы образования (докторов и кандидатов наук, профессоров, академиков и так далее, работающих во всех научно – исследовательских учреждениях педагогической науки, а также на разных уровнях Министерств образования и Академиях наук): не заметил различия, отмеченных нами тестов, почему никто не восстал или отмахнулся от качественного образования в стране?
Именно тестированием загублено школьное, вузовское и колледжское обучение и образование.
В педагогической науке, в частности дидактике, имеют место и другие серьезные образовательные погрешности, из которых мы выходим с показательными результатами.
Очевидно, что тесты и тестирование не преследуют целей образования: что получится, то и будет. Вот что такое образование. Оно гроша ломанного не стоит, хотя много пишем и говорим. Вот что такое « Человек и образование».
Научное сообщество осознало, что наука без технологии, творящей практику, бессмысленна. Технология сама стала частью науки. Связующим звеном между наукой и практикой является технология. Все научно-практические конференции должны выходить на технологию, то есть отвечать на вопрос – как реализовать науку на практике, но чаще описывают единичную практику. Современная наука становится технологичной, трудно сказать: стала, особенно в образовании.
Педагогической науки с древнейших времен до современных дней превеликое множество, но к какому состоянию образования, обучения многомиллионных масс детей, юношества и взрослого человека, проживающих по всем городам, селам и странам (Россия, Казахстан), мы пришли? К плачевному состоянию, даже в областных центрах Казахстана молодые люди не желают учиться.
Многие пишут о качестве образования, показателями которого являются экзамены. Современные экзамены – это инструменты констатации низкого качества образования по учебным заведениям, регионам и стране в целом. Госстандарт и тестирование нерасторжимые области в образовании.
Проблема в том, что общее образование и особенно профессиональное образование переступило сегодня порог кризисного явления, не имеющего даже устойчивого удовлетворительного качества: многие студенты, можно сказать, покупают дипломы, ежегодно оплачивая необходимую сумму. В России работают крупнейшие Вузы (МГУ, СПб ГУП и др), в Казахстане среди старейших открыты школы и вузы им. Н.А. Назарбаева. Но все они не обеспечивают качества образования по стране.
Постановка проблемы обеспечения, достижения качества образования может быть преждевременна?
Нет! Она перманентно запаздывает на века. Мы победили проблему Всеобуча в школе, которую начинаем терять к старшим классам.
Наша проблема: образование и тестирование. Но в образовании множество подобных парных дихотомий, касающихся общества и государства или государства и общества. Вот главная, на наш взгляд, дихотомия, куда включается множество других, имеющих прямое отношен6ие к образованию? Можно перечислить: Министерство образования и науки, образование и педагогическая наука, обучение и педагогика, Академия педагогических наук с множеством подразделений, образование, обучение и многомиллионная армия педагогов, их подготовка, теория и практика образовательной системы, слабая материальная база и недостаток денежных средств. Новая и современная классноурочная системы образования и т.д.
Дихотомии – это, вобщем – то, противоречия между двумя сторонами одного и того же процесса, выявление и продуктивное разрешение которых ведет к развитию и совершенствованию явления, события, делавой практики.
В индивидуальном сознании и мышлении переварить все дихотомии представляется невозможным. Поэтому мы избрали, как указано выше, одну параллель «Образование и технология тестирования».
Вывод из проведенного теоретико – практического исследования (начало с 2000 – х годов) таков: каково образование – таково и тестирование. Ракировка местами этих понятий решает проблему качества образования. При этом учебное (обучающее) тестирование повышает качество образования, но не наоборот. Обучающее тестирование – это эффективно – интенсивная технология обучения.
Министерство образования и науки Казахстана берет поворот на запоминание знаний. А что тестировать, если абитуриенты мало что помнят из учебного материала? Сообразительность? Уровень умственного развития? В этих целях пишутся IQ тесты. В то же время, чтобы соображать, надо знать предмет разговора в устном или письменном виде.
К чему же мы пришли? Вузов много: национальные вузы, международные, государственные, вузы силовых и фискальных ведомств, акционерные вузы, частные вузы и другие, а достойных абитуриентов с проходными балами на ЕГЭ, ЕНТ недостаточно для всех вузов, приходится зачислять желающих лишь бы осуществить набор. Обучать их по вузовской программе? Вот и качество образования, его кризис.
Направить тесты и тестирование на благополучие и качественные результаты образования нет ничего проще:
1)Наполнить банк знаниевых тестовых заданий (ТЗ) преподавателю, читающему тот или иной курс (300 ТЗ к экзамену);
2) Распределить этот банк ТЗ на 25 тестовых вариантов (ТВ) по 25 ТЗ в каждом варианте, на группу до 25 чел, по численности в процессе составления банка тестовых заданий.
В технологии тестирования – это значит:
1. 25 ТВ по 25 ТЗ = 625 ТЗ, а их всего 300, значит они (ТЗ) повторяются в два с четвертью раза, но повторение следует в каждом варианте под разными номерами от 1 до 5, где вопросов один, а ответов 5 – все правильные в нашем опыте, который длился более 15 лет по два экзаменационного семинара ежегодно.
2. В процессе составления банка ТЗ, преподаватель акцентирует внимание на последовательность составления содержания вопроса с пятью ответами, вычленяя из них правильный на его взгяд.
3. Программист составляет из этого материала паспорт правильных ответов на каждый вариант, которые попадутся студенту и облегчат их проверку преподавателю, результаты он озвучивает на следующем сеансе СРСП по учебному расписанию, где студенты продолжают тестироваться до полного усвоения предмета.
Собственно говоря происходит специализированная подготовка к экзаменам, но не должны они проводиться экспромтом без подготовки, отсюда и кризис (гибель) современного образования.
Лучшие университеты были, есть и будут существовать, как и отличники (исключение) в рядовых университетах.
Запретов подготовки к экзаменационной сессии – нет, напротив требуются высокие результаты образовательных показателей в министерствах.
Литература:
1. Основы Новой системы образования. Ким. Б. И. «Профессиональное образование в современном мире» 2 (9)·2013· Всероссийский научный журнал. С. 11 – 17. (НГАУ) ISSN 224 – 1841
2. Человек и общество в современной цивилизации//Ким. Б. И. «Профессиональное образование в современном мире» ·4 (11)·2013· Всероссийский научный журнал С. 3 -11. (НГАУ) ISSN 2224 – 1841
3. Технология достижения качества современного образования //TECNOLOGY OF ACHIEVEMENT OF QALITY OF MODERN EDUCATION. Kim B. I. SCIENCE INNOVATORS International Contrence on European Science and Technology Munich, Germany 2013. C. 99 – 105. ISBN 978 – 3941352 – 91 -9
4. О новой системе образования//ABOUT NEW SYSTEM OF EDUCATION. Kim B. I. Костанайский Инженерно – экономический университет, кафедра социально – гуманитарных дисциплин. К. П. Н; доцент-ассоциированный профессор. Science, Technology and Higher Education. MATERIALS OF THE INTERNATIONAL RESEARCH AND PRACTICE CONFERENCE Vol. II October 16th, 2013 Westwood, Canada. ISBN 978 – 1 – 77192 – 031 – 1
5. Универсальная система прогресса современного образования// Ким. Б. И. Статья на итальянском языке (Италия 2014) С. 481 – 486. 2014г.
6. Новая система контроля и оценки качества образования//Ким. Б. И. «Теоретические и практические аспекты развития современной науки». Материалы VIII международной научно – практической конференции 29 июня 2013 г. С. 206 – 212 Москва 2013 г. ISBN 978 – 5 – 91891 – 297 – 3
7. Горизонты Новой системы современного образования// Ким. Б. И. Международный научно – исследовательский журнал 4 (35) 2015 Часть 3. С 14 – 15 г. Екатеринбург
8. Что происходит в образовании. Ким. Б. И. Электронный ресурс. Эту и другие статьи и книги можно найти на сайтах РГБ elibraru.ru мой Spin – код 3988 – 1908, а так же на viperson.ru