Эксклюзив
Ким Борис Иннокентьевич
15 января 2016
5468

Инновации оценки качества образования

Аннотация. В статье речь идет о достоинствах инновационной технологии знаниевых тестов и обучающего тестирования, достигающей качества образования в показателях стопроцентного качества экзаменационных результатов с преобладанием отличных оценок, характерных новой системе образования.

Abstract. This article tells about the advantages of innovative knowledge test and training test technology, reaching the quality of education in terms of one hundred percent quality in examination results with a predominance of excellent marks, typical for new education system.

Ключевые слова. Достоинства инновационной технологии, знаниевые тесты, обучающее тестирование, контроль и оценка, качество образования, новая система.

Key words. Advantages of innovative knowledge-test technology. Training test, monitoring and evaluation of education quality, new system.

Вот требования современного образования.

Приоритетом Государственной программы развития образования и науки РК на 2011-2020гг. [1] является переход на новое качество образования, вводится централизованная вертикаль государственного контроля качества образования, планируется введение новой классификации вузов и т.д.

«Национальный центр оценки качества образования» Минобразования и науки РК [2] ставит задачи: участия в разработке, внедрении и совершенствовании системы оценки качества образования; в разработке критериев показателей, системы индикаторов по оценке качества образования и методики их применения; осуществления научных исследований в области оценки качества образования; разработки и издания научных, методических сборников, пособий, справочников по вопросам оценки качества образования и многие другие организационные мероприятия. Мы издали две монографии в 2006 и 2007гг., по указанной проблеме.

Российская Академия образования также обеспокоена проблемой оценки качества образования. Приведем научную интерпретацию вице-президента РАО В.А. Болотова «Оценка качества – одна из самых актуальных тем в дискуссиях, ведущихся в профессиональном образовательном сообществе. Отмечая практическую значимость научных разработок в области оценки качества образования приходится признать, что еще слабо проработана концептуальная база исследований по ряду направлений оценки качества образования, отсутствует необходимая комплексность в подходах к измерительным процедурам, нет достаточно обоснованных критериев и показателей эффективности образования, фактически отсутствуют исследования, связанные с совершенствованием текущей проверки и оценки учебных достижений школьников, с перспективами перехода к новым системам оценивания» [3: 6-7].

В этих выдержках звучит идея контроля и оценки качества образования, но как его достигать и контролировать, какими параметрами измерять и оценивать? Эти вопросы отражают всю проблему современного образования. Обучение является центром, ядром образования.

 Во-первых, оценка качества образования, на чем настаивают законодательные документы РК и академики РАО, может состояться только в результате контроля. Во-вторых, если качества образования нет в Казахстане, России и других странах, то и оценивать нечего. В-третьих, значит оценку надо подгонять под образование, показывая его качество, тогда оценка будет необъективной, неистинной – четыре пишем, а три в уме. Повышать и достигать качества самого образования – единственный путь оценки качества образования. В-четвертых, итоговый контроль и оценка осуществляются на экзаменах, поэтому смысл педагогического процесса не только в том, чтобы обучать и обучать, лишь бы обучать без цели достигать качества образования, но как достигать, как подготовить к качественному экзамену? В-пятых, качество образования может быть определено в процентном отношении отличных и хороших экзаменационных оценок к числу учащихся в классе, студентов в группе или по школе, вузу, республике в целом. В этом суть менеджмента качества в образовании, но не только в оценке документации, составляемых преподавателями. Качество образования – дело «рук» самих обучающихся, в конечном счете.

Мы сконструировали и апробировали на практике педагогической деятельности технологию достижения стопроцентного качества образования, чему посвящено наше исследование. В этом случае контроль и оценка будут адекватно соответствовать качеству образования.

Мы осознаем, что оценка качества образования может происходить по разным параметрам, но мы избрали главный, центральный аспект образовательного процесса, для обоснования которого сошлемся на цитату академика РАО В.П. Беспалько «Традиционная педагогическая система – это наиболее рыхлая структура из всех имеющихся в природе и производительной деятельности людей: у нее, во-первых, нет общей конечной цели – работа на «что получится» заканчивается тем, что ничего не получается. Во-вторых, учитель, включенный в рыхлую систему, не в состоянии ни непосредственно, ни опосредованно влиять на конечный результат ее функционирования. По той же причине учащийся, предельно перегруженный учебными предметами, ничем, кроме нулевой успеваемости, ответить не может» [4:36].

Здесь, во-первых, характеризуется кризисное состояние образовательной системы, во-вторых, определяется показатель качества образования, каковым, совершенно справедливо, называется успеваемость. Понятие «успеваемость», достигаемая в процессе обучения, избрана нами в качестве ведущего показателя качества образования. Успеваемость, как всем известно, – традиционный показатель с советских времен. После каждой экзаменационной сессии подсчитывается общая успеваемость (без двоек) и качество успеваемости (без троек). Устный, субъективный экзаменационный контроль был обречен на невысокое качество успеваемости. Тестовый компьютерный экзамен также не выдает высокого качества успеваемости. Почему? При тотально введенном и распространенном тестовом контроле – экзамене, с таким же успехом возможна подготовка к тестовому экзамену с достижением 100%-го качества успеваемости – показателя качества образования. Без подготовки экзамен превращается в констатацию незнания, его ловушку, испытание, стресс, что и является авторитарной сутью образовательной системы, антиподом гуманитарных взаимоотношений субъектов образовательно-воспитательного процесса. Не лучше ли педагогу подготовить школьников и студентов к предстоящему экзамену, не превращая его в кнут истязания многих неокрепших душ, отбивая желание учиться и непременного участия в этих нервных стрессах и пытках. в таком виде исторически существующий экзамен антипедагогичен, констатируя некачественное знание, имеющее свойство забываться, недоученные, неусвоенные прочно знания. Конечно, ученик, студент сами виноваты, надо наказывать экзаменом, но не обучить.

Таким образом авторитарная система продолжает существовать. Отличники и приближенные к ним хорошисты обучаются со своими природными способностями, но они не дотягиваю образование до стопроцентного качества. Необходимо по новому взглянуть на процедуру проведения экзамена (как крокодила, просуществовавшего тысячи лет и сохранившегося поныне). Экзамен, выражающий гуманистические отношения с детьми (студенты тоже дети), является центром новой системы образования. Он должен быть таким, как испытание космонавта, который до экзамена усвоил и познал все на отлично, иначе быть не может. Можно отправиться в полет, так и выпускник вуза с красивым дипломом смело может идти в производительную деятельность, если не ошибся с выбором профессии.

Ответ на вопрос почему такова система образования и дидактика в ней? - является одним из важных причин кризисного состояния образования. Контроль и оценивание качества знаний остаются, веками, традиционными, несмотря на применение компьютера. Во-первых, все обучаемые оцениваются по разным вопросам, устраняющим равные условия. Во-вторых, опрос и оценивание осуществляются дискретно, интервально, время от времени по случайным для ученика, студента замысловатым порой вопросам, сформулированных для них не очень корректно. В-третьих, оценивание происходит всегда чрезвычайно дифференцированно. Одни привыкают к тройкам, даже двойкам, другие к четверкам и редко кто к отличным оценкам. С такими «успехами», проучившись в школе и поступив в университет, они продолжают учиться также. Почему троечник не становится отличником или хорошистом? Почему нет движения, развития, прогресса в учебе? Данный инновационный взгляд приводит к открытию инновационной технологии повышения качества образования и его оценки, до экзамена как средства преодоления кризиса [5]. Экзамен не отменяется, лишь усиливается качественная подготовка к нему.

Современный цивилизованный мир развивается на нанотехнологиях. Только образованию противопоказаны технологизация и технологии. В.И. Орлов пишет: «Духовный мир, духовное состояние и эмоции не поддаются технологизации, алгоритмизации, такие понятия чужды там, где царят искренность, правда общения и сотрудничества учителя и ученика» [6:37]. Все верно, но как этого добиться, где, когда и с кем они царили и царят? С еле и кое-как успевающими, которые тянут образование к деградации? В таких результатах не отражаются духовный мир, духовное состояние, эмоции, не проявляются искренность, правда общения и сотрудничества. Мы убедились в практической деятельности и утверждаем, что только инновационные технологии повышают качество успеваемости до хорошо и отлично каждого студента и только в этом случае возвышается духовный мир молодого человека, чувство собственного достоинства, победы над собой с благодарностью к преподавателю, осознаваемому как сотрудничество.

Об этом и так мы пишем потому, что сконструировали инновационную систему знаниевых тестов и обучающего тестирования как средства достижения качества образования и апробировали на многолетнем опыте доцента кафедры педагогики КГПИ и социально-гуманитарных дисциплин (КИПУ) с достижением высокого качества, прогрессирующих результатов обучения в традиционной буксующей системе образования.

Все, что прозвучало выше задачей и целью мы достигли много лет раньше, преподавая педагогические дисциплины: общую педагогику, дидактику, теорию воспитания, т.е. всю педагогику, историю педагогики, введение в педагогическую деятельность, спецкурс «Знаниевые тесты и обучающее тестирование», а также социологию в последние годы. Отмеченные выше параметры качества образования и механизмы, его оценивания мы реализовали в исследовании по теме докторской диссертации: «Инновационная система знаниевых тестов и обучающего тестирования как средство достижения качества образования» на основе результатов, достигнутых практическим опытом.

Объект исследования – состояние современного образования. Предмет исследования – повышение и достижение качества образования в показателях качества успеваемости. Гипотеза предполагает, что повышение качества образования возможно при условии применения наряду с традиционными инновационных технологий обучения. Замысел состоял в том, чтобы создать, сконструировать знаниевые тесты, насыщенные основополагающими, системообразующими, инвариантными и раскрывающими их содержание и технологию тестирования по показателям и критериям на 25% выше установленных тестологией на ЕГЭ, ЕНТ в Казахстане и вузовских экзаменах. Но проблема в том, что лекции, семинары и разнообразные педагогические технологии – это не тесты с надуманными, придуманными вопросами и набором неправильных, правдоподобных ответов, которые не отражают содержания лекций…, учебного материала. Конструирование таких тестов доведено до искусства. Как в них разобраться, какой там смысл? Содержание образования в них исковеркано. Как ранжировать их от легких к трудным преподавателю, учителю, по субъективному усмотрению?

Однако в нашей системе интерактивной технологии учебного тестирования (ИТУТ)[7] можно выучить и такие, назовем их контролирующие  (не обучающие) тесты, а также психологические, интеллектуальные IQ тесты.

Контролировать и оценивать необходимо знание студентами самого содержания учебного материала, научных предметных знаний без их чрезмерного искажения. В этом суть и смысл нового направления (обучающего) в тестологии.

«Нам пора осознать и признать, что существующая система образования объективно не соответствует, как уже выше отмечалось, потребностям сегодняшнего дня. И в связи с этим необходимо активизировать широкомасштабный психолого-педагогический научный поиск, направленный на построение научно обоснованной стратегии развития образования, определение форм, условий не просто модернизации, а создания качественно новой системы образования детей, подростков, юношества - их обучения, воспитания личностного развития на новых теоретически осмысленных основаниях (курсив наш, Б.К.), отвечающих современным требованиям и уровням развивающегося общества, в том числе детства. Но при этом важно, естественно, сохранить все ценное и действенное, накопленное ранее. Как писал Осип Мандельштам: «Есть ценности – незыблемые скалы над скучными ошибками веков» [8:4].

Научный поиск построения научно обоснованной стратегии развития образования и создание качественно новой системы образования на новых теоретически осмысленных основаниях означает новый виток развития теории психолого-педагогической науки, но не практики образования. Если педагогическая наука опережает практику образования, то сколько десятилетий надо ждать результатов исследований, научно обоснованной стратегии развития образования, во-первых. А во-вторых, будет ли эта стратегия способной вести за собой образование вслед за развивающимся обществом? Только на этой основе возможно создание качественно новой системы образования, показателем которой станут опять же отличники учебы, но не еле и кое как успевающие, которые топят образование в кризисе, о чем свидетельствуют многие десятилетия практики обучения и образования при избытке педагогической теории.

Незыблемой ценностью остается практическое достижение качества обучения детей, подростков и юношества знаниям, умениям и навыкам, чего никогда не достигали. Именно высокие учебно-экзаменационные результаты станут показателями интеллектуального, морально-нравственного развития детей и юношества.

Д.И. Фельдштейн обращает внимание на «принципиально новые педагогические задачи, в частности: а) не только постепенного введения ребенка в мир знаний, а по новому организации самих знаний формирования условий усвоения оптимально и реально необходимых знаний, их устойчивости» [8: 7].

       Новую организацию самих знаний мы понимаем, как своеобразное структурирование их в вопросы и ответы тестовых заданий, облегчающих усвоение необходимых знаний до устойчивости и прочности, демонстрируемых на тестовых экзаменах с отличным качеством. Тестовая структуризация учебного материала является средством систематизации знаний студентов.

 Новая установка «на построение образовательного процесса, где обучение и воспитание выступают его равноправными компонентами» [8:10].

       Воспитание включается в триединые задачи урока: образовательные, воспитательные и развивающие. В то же время воспитательные и развивающие задачи урока находятся как бы в тени, учитель не может их провозглашать: «сейчас буду воспитывать и развивать вас», хотя эти процессы протекают в ходе обучения.

       «Сегодня, когда не просто расширилось, а качественно изменилось знаниевое пространство, по-прежнему непреложной остается истина, что только целостная, стоящая на фундаменте культуры и науки система знаний, дает свободу мысли, превращает человека толпы в личность» [9:10]. Вот почему систему научных знаний в широком спектре учебных предметов в школе, ВУЗе необходимо изучать на «отлично», но не еле-еле и кое-как на минимуме содержания образования, что является традицией и тенденцией современного образования.  Необходимо менять систему образования с удовлетворительного (три или четыре пишем в зачетку, а два-в уме),на отличное, вселяющее надежду на успех в учении, уверенность в своих интеллектуальных способностях и возможностях прогрессировать в усвоении научных знаний, эмоциональных состояний совершенствовать умения и навыки учебной деятельности, как основу мотивации развития когнитивных и других психических процессов и морально-нравственного воспитания обучаемых: «восприятия»,  «памяти», «мышления»,  «сознания и самосознания детей» [там же], ответственности «дисциплинированности» за свое дело обучения, формируя «Я»- концепцию.

         Достижение отличных, в крайнем случае хороших, результатов до стопроцентного качества осуществляется легко в нашей системе знаниевых тестов и инновационной технологии обучающего тестирования, что обусловливает отличные экзаменационные результаты в тестовой форме. Почему не использовать тестологию - науку о тестовом контроле и оценке знаний, умений и навыков, обучающихся в целях повышения и достижения качества учения – качества образования, терпящего кризис? Хотя о качестве образования написано много, но оно остается на прежнем уровне. Ученик переходит из класса в класс, студент с курса на курс все на том же удовлетворительном уровне, прогресса не наблюдается, хорошисты остаются хорошистами, отличники составляют исключение.

          Каптеров П.Ф. писал «что школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае… когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу… Человек начинается с самообразования, с саморазвития, а не с воспитания; последнее присоединяется к первому и может действовать только на его почве… В частности школа есть нечто иное, как применение к детям начал самообразования» [10].

         К этому мы вынуждены добавить, что самообразование не является исходным началом. Средством развития в детях начал самообразования служит образование, обучение самообразованию, которые сопутствуют саморазвитию и самовоспитанию до тех пор, пока образование не уступит место непрерывному самообразованию вне учебных заведений. Для такого перехода в процессе образования применяются не только передача от учителя, преподавателя к обучающимся знаний (на что возражает П.Ф. Каптерев), но организация самообразования практическими методами: учебными заданиями, опытами и т.д. Самостоятельную работу желательно организовать на уроках, занятиях по расписанию. В вузах СРС после трех, четырех пар лекций и семинаров превратилась в малопродуктивный, неэффективный учебный труд. Среди многочисленных учебных заданий для самообразования наилучшими являются тестовые задания, обладающие незаурядными достоинствами, повышающими и достигающими качества образования. Таким образом обучение ведет за собой самообразование, самоучение.

         Обучение, учение начинается со школы и продолжается вузом. Беспробудная и беспросветная учебно-познавательная деятельность на протяжении 15ти лет – это как жизнь и труд без праздников. В летние каникулярные месяцы учебный труд отменяется, как всем известно. Однако сам процесс обучения и учения обучаемых необходимо организовать таким образом, чтобы длительный процесс учения от каникул до каникул имел моменты просветления, радости побед над самим собой, осознавая чувство собственного достоинства: Я – успешный ученик, студент, Я способен сдавать экзамены на «хорошо» или на «отлично».

             Тестовый экзамен – это праздник, а инновационная система интерактивной технологии учебного тестирования (ИС ИТУТ) – радостная подготовка к нему. Наконец – то студент получил отдушину, облегчение в трудоемком, будничном учебно-познавательном процессе с достижением качества обучения и образования в итоговом тестовом контроле и оценке экзаменационных результатов.

             ИС ИТУТ мы относим к экзаменационной технологии обучения, реализующейся в инновационной системе знаниевых тестов и обучающего тестирования, достигающей высокого качества обучения. В связи с чем данная система может быть названа технологией качества обучения. Это абсолютно новая технология по сравнению с многочисленными педагогическими технологиями, ставшими теперь традиционными и стоящими рядом (около) качественного образования.

             Перечислим некоторые из них: технология развивающего обучения, личностно – ориентированного, проблемного, модульного, концентрированного обучения, технология эвристического, продуктивного, разноуровневого- дифференцированного обучения и другие. В рамках инновационного подхода к образованию тестовая качественная технология включает в себя развивающую в процессе обучения технологию, личностно ориентированную, персонализированную, доверительную на равных условиях каждого.

              Тестовая технология обучения связана с проблемной, сравнительной и поиско-выборочной, продуктивной и эффективной, по количеству единиц знаний во временных рамках, технологиями. Технологии разноуровневого и дифференцированного обучения не вписываются в тестовую, качественную технологию, обучающее тестирование достигает качества образования в его процессе, особенно на предэкзаменационном этапе.

             К этим обобщенным педагогическим технологиям в приведенной классификации примыкают частные, конкретные технологии, типа деловых игр, атака мыслей, диспут, дискуссия, диалог, лекция – консультация, клуб знатоков и т.д. и т.п. , описаннных целыми книгами [11], которые не выдают обилия прогрессирующих оценок, мотивирующих самообучение, самообразование.

          При наличии множества педагогических технологий и не меньшего числа подходов к образованию, а также различных форм, методов, принципов и правил, закономерностей и законов обучения содержанию образования, разработанных и внедренных в учебный процесс педагогической наукой, образование держится лишь на удовлетворительном уровне в лучшем случае. В целях достижения объективного качества образования, необходима непосредственная подготовка к экзаменационному контролю и оцениванию качества обучения и образования.

         Все статьи, книги, диссертации нацелены на повышение качества образования, это преследуют академии наук и образования, министерства образования и науки, все учебные заведения, но образование в кризисе. Почему эта мощная структурная надстройка над педагогом, учеником, студентом не достигает качества образования? Это они, обучающиеся крайние, в конечном счете, все зависит от их желания или нежелания, активности или пассивности, целеустремленности или времяпровождения, ответственности или безответственности и т.д. и т.п. К отличной успеваемости у подавляющего большинства студентов и школьников желания и стремления нет, кроме отличников. К чему перетруждаться, они привыкли к своему положению, статусу уже в школе, им не нужны отличные оценки.

           Качество образования достигается не только на верхних государственно – управленческих и учительско – преподавательских уровнях, но и на нижних этажах непосредственно учащимися и студентами. Качество знаний – показатель качества образования. Качество их обучения, учения остается прежним все годы образования. Качество успеваемости, познавательные способности развиваются слабо. Качество образования топчется все на том же месте. А в последние десятилетия в известных социально – экономических условиях жизни широчайших народных масс и засилия субкультуры в сознании молодежи, качество усваиваемых ЗУНов мало кого интересует, за исключением ограниченного числа интеллектуалов.

            Нужны технологии интенсивного, активного обучения, в которых ученики, студенты могли бы проявить себя, сдавая любые экзамены на хорошо и отлично.

            Вот где начало и основа компетенций, а еле-еле успевающие ни какими компетенциями овладеть не в состоянии, как бы не старался педагог.

           Педагогическая наука утверждает, что главная обязанность педагога развивать детей, но не только обучать предметным ЗУНам (развивающая педагогика). Однако развивающее обучение (Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.И. Леонтьев, Л.В. Занков, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн и др.) надо понимать как обучение, которое развивает умственные способности и психические процессы. «Л.С. Выгодский указывает на то, что обучение должно опережать развитие, воспитание объективно способствует образованию и развитию, развитие создает благоприятные предпосылки для обучения и воспитания» [10:330].

         Необходимы методы и принципы дидактики, возвышающие достоинство каждого ученика, вселяющие надежду и уверенность в росте и продвижении успехов в учебной деятельности. Если же они безуспешны, то мотивы и стимулы старательного и активного учения глохнут, особенно у детей.

         На помощь (повторим в другой интерпретации) дидактике – науке о процессе обучения приходит тестология – наука о контроле и оценке, измерении результатов обучения научным знаниям, умениям и навыкам (В.С. Аванесов, Т.О. Балыкбаев, И.А. Морев, Н.А. Сеногноева, М.Б. Челышкова и другие доктора педагогических наук).

Однако в их учениях тестовое измерение рассматривается односторонне без технологии подготовки к качественным знаниям. Поэтому результаты обучения не прогрессируют, теперь явно регрессируют до нежелания студентов и старшеклассников вообще учиться.

Литература

1.  Государственная программа развития образования и науки РК на 2011-2020г.г.  /ttp//www.edu.gov.kz/fileadmin/user_upload/npa/gosprogramma/GPRO_Plan_rus_itog.doc

2. «Национальный центр оценки качества образования» Министерства образования и науки РК, постановление Правительства РК №405 от 29 апреля 2005г.
3.  Болотов В.А. Научно-педагогическое обеспечение оценки качества образования // Педагогика, 2010. №1. С.6-11.
4.  Беспалько В.П. Можно ли купить инновации?// Педагогика, 2010. №7. С.30-36.
5.  Ким Б.И. Инновационная технология повышения качества образования – путь преодоления кризиса // Расширенная Сессия  Академии педагогических наук Казахстана. Материалы Международной Научно-практической конференции «Перемены в образовании: новые границы и приоритеты», Алматы, 10-11 июня 2011г.  С. 177-181.
6.  Орлов В.И. Метод и педагогическая технология // Педагогика, 2010 №8. С.30-38.
7.  Ким. Б.И. Интерактивная технология учебного тестирование, Алматы: Эверо, 2006, 589c. П. Л. 36,5
8.  Фельдштейн Д.И Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования // Педагогика, 2010 №10. С.3-15.
9.  Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка в ситуации его развития // Педагогика, 2010. №7. С. 3-11.
10. Смирнов В.И. Педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях.  М.: Педагогическое общество России,  2000. 415 с.
11. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.  Санкт-Петербург: Каро, 2004. 367с.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован